г. Пермь |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А50-34779/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Игитовой А.В.
при участии:
от Сельскохозяйственного потребительского сбытового перерабатывающего кооператива "Диетическое мясо" - Рожков Д.В., паспорт, выписка из ЕГРЮЛ;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 04 марта 2019 года
по делу N А50-34779/2018,
принятое судьей Самаркиным В.В.
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (ОГРН 1025901364411, ИНН 5906002581)
к Сельскохозяйственному потребительскому сбытовому перерабатывающему кооперативу "Диетическое мясо" (ОГРН 1155958109812, ИНН 5944002078)
третье лицо - Министерство финансов Пермского края
о взыскании 5 000 000 руб.,
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее - истец, Министерство) обратилось Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Сельскохозяйственному потребительскому сбытовому перерабатывающему кооперативу "Диетическое мясо" (далее - ответчик, кооператив) о взыскании средств предоставленного на договорной основе гранта в сумме 5 000 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04 марта 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит названное решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению истца, как федеральным, так и региональным законодательством установлены императивные правила предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям грантов на развитие материально-технической базы. Грант на развитие материально-технической базы должен быть использован в срок не более 18 месяцев со дня поступления средств на счет сельскохозяйственного потребительского кооператива. Согласно отчета о целевом расходовании средств гранта ответчиком по состоянию на 31.12.2017 израсходовано средств на сумму 5 206 330,7 руб., в т.ч. позже установленного Порядком срока использования 911 712,60 руб. При этом не представлены документы, подтверждающие затраты на сумму 3 127 669 руб. (в т.ч. средства гранта на сумму 1 876 601,4 руб.). Таким образом, проверить целевое или нецелевое использование гранта Министерству не представляется возможным в виду отсутствия документов, подтверждающих затраты на сумму 3 127 669 руб. Кроме того, по результатам 2017 года ответчиком не достигнуты целевые показатели.
Ответчик в судебном заседании на доводах письменных возражений настаивал, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Министерство финансов Пермского края в отзыве поддержало позицию, изложенную в апелляционной жалобе заявителя, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Истец, третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Министерством сельского хозяйства и кооперативом по результатам конкурса в целях реализации, мероприятия "Поддержка проектной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ, малых сельскохозяйственных организаций" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1320-п, в соответствии с Порядком предоставлении грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, утвержденным постановлением Правительстве Пермского края от 20.07.2015 N 470-п (далее - Порядок N 470-п) заключено соглашение от 26.11.2015 N 6 о предоставлении гранта сельскохозяйственному потребительскому кооперативу на развитие материально-технической базы в 2015 году.
Согласно пункту 1.1 соглашения предметом соглашения является предоставление кооперативу гранта на развитие материально-технической базы в соответствии с планом расходов, утвержденным в Приложении N 1 к этому Соглашению для модернизации помещения по изготовлению мясных полуфабрикатов, приобретения оборудования, предназначенного для первичной переработки, переработки, хранения, охлаждения сельскохозяйственных животных и птицы, приобретения специализированного транспорта.
Размер гранта составляет 5 000 000 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2 605 448 рублей, краевого бюджета - 2 394 552 рублей (пункт 1.2 соглашения).
Согласно пункту 3.2 Соглашения кооператив обязан:
- обеспечивать целевое использование гранта в соответствии с планом расходов, утвержденным приложением 1 к этому соглашению, для модернизации помещения по изготовлению мясных полуфабрикатов, приобретения оборудования, предназначенного для первичной переработки, переработки, хранения, охлаждения сельскохозяйственных животных и птицы, приобретения специализированного транспорта;
- обеспечивать выполнение условий и требований, установленных Порядком и этим соглашением;
- обеспечивать достижение значений показателей эффективности предоставления гранта, установленных в приложении 2 к этому соглашению;
- согласен на осуществление Министерством, органом внутреннего государственного финансового контроля проверок соблюдения кооперативом условий, целей и порядка предоставления гранта в соответствии с Порядком и (или) этим соглашением;
- обеспечивать своевременность, полноту и достоверность представляемых в Министерство документов, отчетов, информации и сведений, необходимых для реализаций этого соглашения;
- обеспечить возврат гранта в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении пунктами 2.1.16, 2.1.17 соглашения, в порядке, установленном пунктом 4.3 Порядка N 470-п.
Средства гранта выделены кооперативу на основании заключенного Соглашения в полном объеме (л.д.9,10).
В рамках проверки соблюдения ответчиком условий соглашения и Порядка N 470-п должностными лицами Министерства выявлены нарушения, отраженные в акте проверки от 05.06.2018 (л.д.11-17).
Так, по бизнес-плану кооператив планировал создание предприятия по изготовлению мясных полуфабрикатов из мяса кролика и птицы с целью удовлетворения потребностей фермерских хозяйств Бардымского района в реализации диетического мяса; согласно пункту 2.1.9 Порядка грант должен быть использован в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет кооператива - до 09.06.2017. Внешним осмотром реализации бизнес-плана кооператива выявлено проведение модернизация помещения на общую сумму - 2 626 810 руб.; приобретение оборудования, предназначенного для убоя и первичной переработки сельскохозяйственных животных и птицы, заготовки, хранения, переработки, сортировки, охлаждения, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки, транспортировки - 23 единицы на общую сумму 1 519 521 руб., из них подтверждены расходы в срок до 09.06.2017 на сумму 607 808,40 руб.; приобретение специализированного транспорта для перевозки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки на сумму 1 060 000 рублей.
Как отражено в акте проверки от 05.06.2018, на момент проведения проверки фактические затраты от запланированных согласно плану расходов составили 52%, целевые показатели по результатам 2017 года не достигнуты.
Данные обстоятельства явились основанием для направления письма (требования) от 07.08.2018 N СЭД-25-04.2-01-277 о возврате средств гранта, неисполнение которого явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата гранта.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Частью 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, указанные нормы предполагают возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Разделом II Порядка N 470-п закреплялись условия предоставления и размеры грантов.
В силу пункта 2.1 гранты предоставляются при условии соблюдения обязательства об оплате не менее 40% каждого наименования приобретения за счет собственных или заемных средств, внесенных на счет неделимого фонда (пункт 2.1.8) и об использовании гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств гранта на счет кооператива (пункт 2.1.9).
Пунктом 2.2 Порядка N 470-п определялось, что максимальный размер гранта на один кооператив составляет 5 000 000 рублей, но не более 60 процентов затрат.
Невыполнение ответчиком условий о финансировании затрат на приобретение оборудования за счет собственных средств явилось основанием для предъявления Министерством требований о возврате гранта в полном объеме (стр.4 акта проверки, л.д.14).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что общество представило на проверку документы в подтверждение расходов на предусмотренные соглашением цели, в частности, на проведение модернизации помещения стоимостью 2 626 810 руб., на приобретение оборудования на общую сумму 1 519 521 руб., специализированного транспорта на сумму 1 060 000 рублей (итого - на 5 206 331 руб.).
Приобретенное ответчиком оборудование и техника имеются в наличии, что подтверждено в ходе проверки, а также представленными инвентарными карточками объекта основных средств, фотоматериалами, используются по назначению, деятельность кооператива ведется, не приостанавливалась, имеется трудоустроенный персонал, ответчиком представляются необходимые формы отчетности, понесены иные сопутствующие деятельности по реализации проекта расходы.
Субсидии предоставляются получателям на безвозмездной и безвозвратной основе, факт целевого использования средств субсидии истцом не оспорен, деятельность в сфере сельского хозяйства ведется ответчиком, соглашение не расторгнуто. В связи с этим недостижение ответчиком целевых показателей по выручке и объему перерабатываемого мяса за 2017 год не может являться основанием для возврата гранта.
Вывод о том, что недостижение получателем субсидии установленных договором о предоставлении субсидии результатов хозяйственной деятельности не является нарушением условий предоставления субсидии, поддерживается в частности в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2016 по делу N А76-23481/2014 и от 22.12.2015 по делу NА41-25664/2015.
Все затраты, произведенные кооперативом, свидетельствуют о направлении средств гранта на достижение цели, установленной соглашением.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании. Целью предоставления грантов является софинансирование затрат глав КФХ, связанных с развитием на территории сельских поселений Пермского края семейных животноводческих ферм, их строительство, комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж; покупку сельскохозяйственных животных.
Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.
Следовательно, ответственность в виде возврата гранта, установленная Порядком предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права.
В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован (например, в связи с обращением взыскания на приобретенную технику).
Поскольку субсидии, в том числе, в виде грантов, предоставляются получателям на безвозмездной основе, факт целевого использования средств истцом не оспорен, то применение такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
В данном случае, исходя из анализа всех обстоятельств дела, оценки соразмерности заявленных во взысканию сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, с учетом того, что цели, изложенные в государственной программе частично достигнуты, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для возврата гранта.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по существу, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьи 71 АПК РФ.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Заявитель жалобы в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 марта 2019 года по делу N А50-34779/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.