г. Самара |
|
27 мая 2019 г. |
дело N А72-21072/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калякиной К.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Дельта-Сервис" - Шихранова Е.В., доверенность N 1 от 21.11.2018,
от автономной некоммерческой организации содействия развитию системы мониторинга "Цивилизация" - Павлов П.С., доверенность от 25.02.2019,
от Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области и от третьих лиц представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дельта-Сервис" на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 апреля 2019 года о приостановлении производства по делу NА72-21072/2018 (судья Юдин П.Г.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Дельта-Сервис" (ОГРН 1177325005758, ИНН 7327082445) к автономной некоммерческой организации содействия развитию системы мониторинга "Цивилизация" (ОГРН 1177325011346, ИНН 7327083431), к Ульяновской области в лице Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области (ОГРН 1027301172106, ИНН 7325018444) о взыскании,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация города Ульяновска, Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дельта-Сервис" (далее - истец, ООО "Дельта-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к автономной некоммерческой организации содействия развитию системы мониторинга "Цивилизация" (далее - ответчик, АНО "Цивилизация") о взыскании задолженности по договору N 5/2017 от 30.10.2017 за период с 01.01.2018 о 16.11.2018 в размере 44 806 134 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Ульяновска, Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.04.2019 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-18287/2018.
Истец не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить определение как незаконное и необоснованное, разрешить вопрос по существу.
В обоснование апелляционной жалобы, заявитель указал, что суд первой инстанции приостановил производство по делу до рассмотрения дела N А72-18287/2018 которым оставлено без удовлетворения заявление Правительства Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании недействительными (незаконными) и отмене решения от 19.10.2018 по делу N 14822/04-2018 и предписаний 19.10.2018 N N 76,77 и заявления администрации города Ульяновска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконным решения от 19.10.2018 по делу N14822/04-2018 о признании недействительным предписания от 19.10.2018 N 77.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019 по делу N А72-18287/2018 принята к производству апелляционная жалоба Правительства Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, назначено судебное заседание.
Приостанавливая производство по делу, суд первой инстанции указал, что обстоятельства, исследуемые по делу N А72-18287/2018, имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.
Арбитражным судом Ульяновской области по делу N А72-18287/2018 установлено, что 30.10.2017 АНО "Цивилизация" заключила договор N5/2017 с ООО "Дельта-Сервис" на оказание услуг по предоставлению информации со стационарных аппаратно-программных комплексов фото- и видео фиксации нарушений правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме. Срок действия договора - с момента подписания до полного исполнения, но не позднее 31.12.2024. Стоимость услуг по договору - 984 830 000 руб.
На основании решения от 19.10.2018 по делу N 14822/04-2018 антимонопольный орган выдал предписания N 76 от 19.10.2018 Правительству о прекращении в срок до 01.01.2019 нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в достижении и реализации соглашения о создании АНО "Цивилизация" в целях реализации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения функционирования системы фото- и видеофиксации правонарушений Правил дорожного движения, а также для обеспечения проекта "Видеонаблюдение в социальной сфере" без использования процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, а именно: ) в срок до 01.01.2019 отменить постановления Правительства от 13.12.2017 N 638-П "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления АНО содействия развитию системы мониторинга "Цивилизация" субсидий из областного бюджета Ульяновской области", от 13.12.2017 N 637-П "Об утверждении порядка определения объема и предоставления Автономной 11 некоммерческой организации содействия развитию системы мониторинга "Цивилизация" субсидий из областного бюджета Ульяновской области".
2) начиная с 01.01.2019 прекратить финансирование АНО "Цивилизация" путем предоставления субсидий для обеспечения ее затрат в связи с осуществлением АНО деятельности, направленной на повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на территории Ульяновской области, в том числе посредством участия в решении вопросов организации и развития комплексной информационной среды, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз общественной безопасности, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений в рамках повышения уровня безопасности дорожного движения в Ульяновской области (возмещение затрат, связанных с оплатой услуг по обеспечению функционирования работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения), прекратить финансирование АНО "Цивилизация" путем предоставления субсидий для обеспечения ее затрат в связи с осуществлением деятельности, направленной на повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на территории Ульяновской области, за исключением обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе посредством участия в решении вопросов организации и развития комплексной информационной среды, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз общественной безопасности, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений.
N 77 от 19.10.2018 администрации о прекращении в срок до 01.01.2019 нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в достижении и реализации соглашения о создании АНО "Цивилизация" в целях реализации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения функционирования системы фото- и видеофиксации правонарушений Правил дорожного движения, а также для обеспечения проекта "Видеонаблюдение в социальной сфере" без использования процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, а именно:
в срок до 01.01.2019 отменить постановление N 2143 от 29.09.2017 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" автономной некоммерческой организации содействия развитию системы мониторинга "Цивилизация" на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением деятельности по организации и проведению мониторинга проявлений социально опасных форм поведения граждан и содействия их профилактике",
начиная с 01.01.2019 прекратить финансирование АНО "Цивилизация" путем предоставления субсидий для обеспечения ее затрат, связанных с осуществлением деятельности по организации и проведению мониторинга проявлений социально опасных форм поведения граждан и содействия их профилактике, в том числе через внедрение системы интеллектуального видеонаблюдения в местах массового скопления людей, с целью предупреждения и ликвидации возможных угроз общественной безопасности.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписаниями УФАС, заявители по делу А72-18287/2018 Правительство Ульяновской области, Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области (г. Ульяновск) обратились в арбитражный суд с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (г. Ульяновск) о признании недействительными (незаконными) и отмене решения от 19.10.2018 по делу N 14822/04-2018 и предписаний 19.10.2018 N76, N77, а также по заявлению администрации к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконным решения от 19.10.2018 по делу N 14822/04-2018, о признании недействительным предписания от 19.10.2018 N 77.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.03.2019 по делу А72-18287/2018 заявление оставлено без удовлетворения.
По мнению заявителя жалобы обстоятельства, исследуемые по делу N А72-18287/2018, не имеют и не могут иметь преюдициального значения для разрешения спора по делу А72-21072/2018, так как это не взаимосвязанные споры.
В рамках настоящего дела А72-21072/2018 имеет место спор по договору N 5/2017 от 30.10.2017, заключенному между ООО "Дельта-Сервис" и АНО "Цивилизация" о взыскании задолженности за период с 01.01.2018 по 31.10.2018 в размере 44 806 134 руб., то есть, во-первых, это иной спор между другими организациями, а во вторых, задолженность образовалась за период, предшествующий выдаче решения и предписаний антимонопольного органа от 19.10.2018.
Более того, в рамках указанного договора N 5/2017 от 30.10.2017 работа была выполнена и принята, следовательно, у АНО "Цивилизация" возникло обязательство по оплате за оказанные услуги.
То есть, данный спор должен разрешиться, независимо от обстоятельств, исследуемых в деле N А72-18287/2018, так как обстоятельства по делу N А72-18287/2018 не имеют преюдициального значения и не влияют на разрешение спора по существу о взыскании с АНО "Цивилизация" в пользу ООО "Дельта-Сервис" задолженности по договору.
В данном случае, обязательство АНО "Цивилизация" перед ООО "Дельта-Сервис" по оплате возникает либо в силу договора, либо как неосновательное обогащение.
Более того, спор о признании сделки недействительной между данными лицами отсутствует. Договор N 5/2017 от 30.10.2017 является действующим, в суде по делу А72-18287/2018 не оспаривался, следовательно, ООО "Дельта-Сервис" имеет право на взыскание денежных средств за уже выполненные услуги.
Также, выдача антимонопольным органом предписаний от 19.10.2018 об отмене постановлений Правительства от 13.12.2017 N 638- П "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления АНО содействия развитию системы мониторинга "Цивилизация" субсидий из областного бюджета Ульяновской области", от 13.12.2017 N 637-П "Об утверждении порядка определения объема и предоставления АНО организации содействия развитию системы мониторинга "Цивилизация" субсидий из областного бюджета Ульяновской области", а также постановления администрации N 2143 от 29.09.2017 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" автономной некоммерческой организации содействия развитию системы мониторинга "Цивилизация" на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением деятельности по организации и проведению мониторинга проявлений социально опасных форм поведения граждан и содействия их профилактике" и прекращении финансирования АНО "Цивилизация" путем предоставления субсидий, не влечет недействительность сделки, заключенной между АНО "Цивилизация" и ООО "Дельта-Сервис".
Суд пришел к выводу о том, что преюдициальное значение будет иметь вывод о законности предписания, более того за иной период, что противоречит пункту 1 статьи 143 АПК РФ.
При этом, обстоятельства, необходимые для правильного рассмотрения дела N А72-21072/2018, такие как, объем оказанных исполнителем заказчику услуг и размер задолженности АНО "Цивилизация" перед ООО "Дельта-Сервис" по договору оказания услуг не входит в предмет доказывания и не был доказан по делу N А72-18287/2018, а подлежит исследованию в рамках дела N А72-201072/2018 о взыскании задолженности.
Исследуемые по делу N А72-18287/2018 доказательства не могут быть относимым обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения заявленных требований по настоящему делу.
Кроме того, ООО "Дельта-Сервис" не является участником дела, АНО "Цивилизация", не является истцом и ответчиком по делу N А72-18287/2018.
Заявитель считает, что обстоятельства, входящие в предмет доказывания по настоящему делу, могут быть установлены судом вне зависимости от результатов рассмотрения дела N А72-18287/2018, по имеющимся в деле документам, а предположение суда о связи между настоящим делом N А72-21072/2018 и делом N А72-18287/2018 не свидетельствует об объективной невозможности рассмотрения настоящего дела до вступления в законную силу решения суда по делу N А72-18287/2018, в связи с этим отсутствуют предусмотренные частью 1 статьи 143 АПК РФ основания для приостановления производства по настоящему делу.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель ответчика АНО "Цивилизация" также поддержало доводы жалобы, просил обжалуемое определение отменить.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе являются обоснованными, а обжалуемое определение подлежит отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.03.2019 дело N А72-18287/2018 отказано в удовлетворении заявления Правительства Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании недействительными (незаконными) и отмене решения от 19.10.2018 по делу N 14822/04-2018 и предписаний 19.10.2018 N 76, N 77 и заявления администрации города Ульяновска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконным решения от 19.10.2018 по делу N 14822/04-2018 о признании недействительным предписания от 19.10.2018 N 77.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019 по делу N А72-18287/2018 принята к производству апелляционная жалоба Правительства Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, назначено судебное заседание.
Согласно пункту 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
По смыслу названной нормы одним из обязательных оснований для приостановления производства по делу является невозможность рассмотрения дела до разрешения по существу другого дела.
Наличие обязательного основания для приостановления производства по делу не зависит от усмотрения суда и служит гарантом прав и законных интересов лица, участвующего в деле, обратившегося с таким ходатайством.
Объективной предпосылкой для применения приведенной нормы является невозможность рассмотрения одного дела до принятия решения по другому делу.
Рассмотрение одного дела до разрешения другого дела признается невозможным, если обстоятельства, исследуемые в другом деле, либо результат рассмотрения другого дела имеют значение для данного дела, то есть могут повлиять на результат его рассмотрения по существу. Следовательно, невозможность рассмотрения спора обусловлена тем, что существенные для дела обстоятельства подлежат установлению при разрешении другого дела в арбитражном суде и, если производство по делу не будет приостановлено, разрешение дела может привести к незаконности судебного решения, неправильным выводам суда или к вынесению противоречащих судебных актов.
Приостанавливая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства, исследуемые по делу N А72-18287/2018, имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.
Вместе с тем, указанный вывод суда первой инстанции не мотивирован, из текста определения невозможно установить, в силу каких обстоятельств, суд первой инстанции пришел к указанному выводу.
Учитывая обстоятельства и доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, согласие ответчика с доводами жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции не обосновал свой вывод о необходимости приостановления производства по делу, в связи с чем, обжалуемое определение подлежит отмене в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, а дело направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на определение суда о приостановлении производства по делу государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 апреля 2019 года о приостановлении производства по делу N А72-21072/2018 отменить. Направить дело N А72-21072/2018 в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.