город Томск |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А67-13026/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Сластиной Е.С. |
судей: |
Афанасьевой Е.В. |
|
Сбитнева А.Ю. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филинюк М.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу департамента финансов администрации Города Томска (N 07АП-3448/2019) на решение от 04.03.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-13026/2018 (судья Воронина С.В.) по исковому заявлению акционерного общества "ТомскРТС" (634050, г. Томск, переулок Нахановича, дом 4А, ИНН 7017351521, ОГРН 1145543013880) к муниципальному образованию "Город Томск" в лице департамента финансов администрации Города Томска (634050, г. Томск, ул. Гагарина, 49, ИНН 7021023925, ОГРН 1037000090511) о взыскании 32 481,36 руб. основной задолженности по оплате коммунальных ресурсов (тепловой энергии для предоставления коммунальных услуг: горячего водоснабжения, отопления), отпущенный в жилое помещение по адресу: г. Томск, ул. Бела Куна, д. 26/2, кв. 42 (многоквартирный дом) в период с сентября 2016 года по июль 2018 года, 414,14 руб. пени за период с 13.08.2018 по 01.11.2018 согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", с последующим начислением пени по день фактической оплаты долга.
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) департамент управления муниципальной собственностью Администрации города Томска (ИНН 7017002351, ОГРН 1027000856211; 634050, г. Томск, пер. Плеханова, 4); 2) администрация города Томска (634050, г. Томск, пр. Ленина, 73, ИНН 7017004461); 3) общество с ограниченной ответственностью "УК "Жилфонд" (634062, г. Томск, ул. Иркутский тракт, д. 128).
В судебном заседании приняли участие:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: Орлова В.Н. по доверенности от 08.06.2018 (сроком до 31.12.2019)
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ТомскРТС" (далее - истец, АО "ТомскРТС") обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к муниципальному образованию "Город Томск" в лице департамента финансов администрации Города Томска (далее - ответчик, департамент финансов) о взыскании за счет казны муниципального образования 32 481,36 руб. основной задолженности по оплате коммунальных ресурсов (тепловой энергии для предоставления коммунальных услуг: горячего водоснабжения, отопления), отпущенный в жилое помещение по адресу: г. Томск, ул. Бела Куна, д. 26/2, кв. 42 (многоквартирный дом) в период с сентября 2016 года по июль 2018 года, 414,14 руб. пени за период с 13.08.2018 по 01.11.2018 с последующим начислением пени по день фактической оплаты долга.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: 1) департамент управления муниципальной собственностью Администрации города Томска (далее - третье лицо, департамент недвижимости); 2) администрация города Томска (далее - третье лицо, администрация); 3) общество с ограниченной ответственностью "УК "Жилфонд" (далее - третье лицо, ООО "УК "Жилфонд").
Решением от 04.03.2019 Арбитражного суда Томской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, департамент финансов обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 04.03.2019 Арбитражного суда Томской области отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных АО "ТомскРТС" требований.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает следующее: судом первой инстанции неверно определен надлежащий представитель муниципального образования "Город Томск"; спорные отношения связаны с осуществлением муниципальным образованием "Город Томск" полномочий собственника в отношении жилых помещений многоквартирного дома, следовательно, надлежащим лицом в рассматриваемом случае, имеющим право выступать от имени муниципального образования "Город Томск" является администрация Города Томска как орган местного самоуправления и главный распорядитель бюджетных средств; привлечение в качестве представителя муниципального образования "Город Томск" финансового органа - департамента финансов администрации Города Томска, при наличии иного главного распорядителя бюджетных средств и органа местного самоуправления, к полномочиям которого относится спорные правоотношения, не соответствует требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Истец в возражениях на апелляционную жалобу возражал против доводов жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку доводы ответчика являются несостоятельными; просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Письменные возражения АО "ТомскРТС" приобщены к материалам дела.
Третьи лица отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представили.
Истец и третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции считает решение от 04.03.2019 Арбитражного суда Томской области не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию "Город Томск" принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: город Томск, улица Бела Куна, 26/2, кв. 42, при этом факт принадлежности спорного жилого помещения ответчику подтверждается выпиской из Реестра муниципальной собственности от 23.08.2018 N 10558/4.
С 01.01.2015 АО "ТомскРТС" на основании договора поставки энергоресурсов от 19.09.2014 осуществляет поставку коммунальных ресурсов (горячей воды и тепловой энергии) для предоставления коммунальных услуг потребителям г. Томска, в том числе в квартиру, расположенную по адресу: город Томск, улица Бела Куна, 26/2, кв. 42.
АО "ТомскРТС" в период с сентября 2016 года по июль 2018 года осуществило отпуск тепловой энергии в помещения муниципального образования на общую сумму 32 481,36 руб., что подтверждается актами включения N 1641 от 15.08.2018, N 3786 от 22.09.2017, актами нарушения N 274 от 12.08.2016, N 233 от 11.08.2017, N 504 от 01.10.2016, актами отключения N 1784 от 10.05.2017, N 2895 от 01.06.2018, от 18.07.2017, от 17.07.2018, от 18.07.2018.
Между тем, отпущенные энергоресурсы абонентом оплачены не были, в связи с чем образовалась задолженность в размере 32 481,36 руб.
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия N 19/5353 от 07.08.2018 с требованием оплатить задолженность за тепловую энергию, поставленную в жилое помещение ответчика, расположенное по адресу: город Томск, улица Бела Куна, 26/2, кв. 42, в спорный период, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что в спорный период оплата за поставленную тепловую энергию ответчиком не производилась, АО "ТомскРТС" обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
На основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом первой инстанции установлено, что факт принадлежности спорного помещения муниципальному образованию на праве собственности ответчик не оспорил.
Согласно материалов дела, управление многоквартирным домом по адресу: город Томск, улица Бела Куна, 26/2, в спорный период осуществляло ООО "УК "Жилфонд".
В соответствии с пунктом 26 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 124 от 14.02.2012, в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
Между АО "ТомскРТС" и ООО "УК "Жилфонд" заключен договор энергоснабжения от 01.05.2015 N 1262 на отпуск тепловой энергии и горячей воды, в том числе в спорный многоквартирный дом.
Согласно договору от 01.05.2015 N 1262, управляющая организация уступает истцу право начисления, печати платежных документов и сбора платежей за услуги теплоснабжения и горячей воды с потребителей многоквартирных домов, в том числе расположенного по адресу г. Томск, ул. Бела Куна, д. 26/2, кв. 42, а также право взыскания в судебном порядке, со всеми процессуальными правами, в пользу ЭСО задолженности потребителей указанных многоквартирных домов, за услуги по теплоснабжению и горячей воде (пункт 6.1.2 договора).
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, АО "ТомскРТС" имеет право требовать оплаты задолженности за отпущенную тепловую энергию, муниципальное образование "Город Томск", как собственник помещений, в соответствии со статьи 210 ГК РФ несет обязанность по оплате фактически отпущенной тепловой энергии.
Отклоняя доводы ответчика о том, что при наличии управляющей организации как исполнителя коммунальных услуг для потребителей, обязанность по оплате взыскиваемой суммы должна быть отнесена на управляющую организацию, суд первой инстанции правомерно указал, что поскольку помещения, в отношении которых истцом оказывались услуги теплоснабжения, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию "Город Томск", то задолженность за потребленную тепловую энергию подлежит оплате муниципальным образованием.
Факт поставки тепловой энергии в заявленный период подтверждается счетами-фактурами, актами приема-передачи за спорный период.
Доказательств того, что коммунальные услуги в спорный период оплачены другому лицу, в том числе, управляющей организации, ответчиком не представлено.
Расчет задолженности ответчиком не оспорен, доказательства оплаты не представлены. Соответствующих доводов апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, исковые требования АО "ТомскРТС" о взыскании с муниципального образования задолженности в размере 32 481,36 руб. за тепловую энергию правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 ГК РФ).
Поскольку ответчиком допущена просрочка исполнения денежного обязательства, АО "ТомскРТС" правомерно предъявило требование о взыскании с департамента финансов неустойки.
Проверив выполненный истцом расчет неустойки в размере 414,14 руб. за период с 13.08.2018 по 01.11.2018, суд первой инстанции признал его верным, требования о взыскании пени подлежащими удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки, начиная с 02.11.2018 по день фактической оплаты суммы долга.
Как разъяснено в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства. Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Руководствуясь нормами права, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что начисление пени следует производить с 02.11.2018 по 10.11.2018 в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день оплаты долга, с 11.11.2018 в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день оплаты долга, по день фактической оплаты долга.
В указанной части выводы суда первой инстанции также не оспорены, доводы в апелляционной жалобе не заявлены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на департамент финансов не возложены полномочия собственника в отношении муниципального имущества; надлежащим лицом по настоящему иску, имеющим право выступать от имени муниципального образования "Город Томск", является администрация Города Томска как орган местного самоуправления и главный распорядитель бюджетных средств; привлечение в качестве представителя муниципального образования "Город Томск" финансового органа - департамента финансов администрации Города Томска, при наличии иного главного распорядителя бюджетных средств и органа местного самоуправления, к полномочиям которого относится спорные правоотношения, не соответствует требованиям действующего законодательства, отклоняются апелляционным судом на основании следующего.
Статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (статья 125 ГК РФ).
В силу положений части 1 статьи 126, статьи 215 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющем муниципальную казну.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом (абзац 36 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения, утвержденного решением Думы города Томска 15.09.2005 N 1001, финансовым органом администрации города Томска, который обеспечивает проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики, координирует деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления является департамент финансов.
Исходя из пунктов 3.57, 3.58 Положения, департамент финансов составляет и ведет реестр расходных обязательств города Томска, представляет интересы муниципального образования "Город Томск" по искам к муниципальному образованию в случае отсутствия главного распорядителя бюджетных средств, к ведомственной принадлежности которого относятся спорные правоотношения, и при отсутствии иного органа, обладающего необходимыми полномочиями.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится департаментом финансов в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, и принимая во внимание то обстоятельство, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия иного органа, в полномочия которого входит представление интересов муниципального образования "Город Томск" в данном случае, а также подтверждающие отнесение данного полномочия к ведению иного главного распорядителя бюджетных средств, суд первой инстанции правомерно отклонил указанный довод ответчика.
При отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих наличие иного органа, которому предоставлены соответствующие полномочия и финансирование, департамент финансов является органом, уполномоченным выступать от имени бюджета муниципального образования "Город Томск".
Кроме того, указанный довод жалобы отклоняется судом апелляционной инстанции как основание для отмены решения суда, учитывая, что задолженность подлежит взысканию за счет казны муниципального образования.
На основании изложенного, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на подателя жалобы. Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривается с учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.03.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-13026/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента финансов администрации Города Томска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Е.С. Сластина |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.