Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 9 сентября 2019 г. N Ф09-4531/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А60-73679/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенковой И.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
от заявителя, Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - Бабаев Э.А., паспорт, доверенность от 20.05.2019 г., Мещеряков П.Н., паспорт, доверенность 15.05.2019 г.;
от заинтересованного лица, Управления Федерального казначейства по Свердловской области - Никифорова А.Е., удостоверение, доверенность от 20.05.2019 г.;
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 февраля 2019 года
по делу N А60-73679/2018
принятое судьёй Водолазской С.Н.
по заявлению Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107)
к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области (ИНН 6660006553, ОГРН 1036603493112)
третье лицо: публичное акционерное общество "Сбербанк России"
о признании незаконными действий по принятию исполнительного листа и решения о приостановлении операций по расходованию средств и действий по блокированию счетов
установил:
Территориальное агентство по управлению государственным имуществом в Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области о признании незаконными действий по принятию исполнительного листа ФС N 022842730 по делу N 2-1054/17, решения о приостановлении операций по расходованию средств и действий по блокированию счетов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.02.2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель по делу, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что материалами дела подтверждается факт незаконных действий управления по принятию исполнительного листа, поскольку содержание исполнительного листа не соответствовало резолютивной части судебного акта. Незаконные действия управления в итоге привели к неправомерному приостановлению операций ТУ Росимущества в Свердловской области, а также к несвоевременным расчетам с контрагентами по обязательствам ТУ Росимущества в Свердловской области и Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Свердловской области.
Заинтересованное лицо с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласно, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве на жалобу.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество "Сбербанк России", отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Судебное заседание проведено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде рации.
Как следует из материалов дела, решением Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области по делу N 2-1054/2017 от 28.12.2017 года вынесено решение, резолютивная часть которого изложена судом в следующей редакции:
"Исковые требования публичного акционерного общества "Сбербанк России" к Кондратьевой Наталье Владимировне, Кузьминой Надежде Максимовне - оставить без удовлетворения.
Исковые требования публичного акционерного общества "Сбербанк России" к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в пользу публичного акционерного общества "Сбербанк России" задолженность по кредитному договору N 38211240 от 13.05.2013 в сумме 276 111 рублей 10 копеек в пределах стоимости выморочного имущества.
Обратить взыскание на заложенное имущество по договору залога транспортного средства N 38211240 от 13.05.2013 г. - автомобиль марки LADA идентификационный номер ХТА219050D0141924, 2013 года выпуска путем продажи с публичных торгов, установив начальную продажную стоимость имущества в размере 317 000 рублей.
Расторгнуть кредитный договор N 38211240 от 13.05.2013, заключенный между публичным акционерным обществом "Сбербанк России" и Кузьминым Владимиром Анатольевичем.
Взыскать с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в пользу публичного акционерного общества "Сбербанк России" в возмещение судебных расходов 17 961 рубль 11 копеек.
Взыскать с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в пользу индивидуального предпринимателя Воротникова Виктора Павловича ( 7707083893/661202001, БИК 046577674 кор.счет 30101810500000000674, Уральский Банк Сбербанка России г. Екатеринбург, лицевой счет 40817810616181012950) в возмещение расходов на проведение экспертизы 2 000 рублей".
Во исполнение вступившего в законную силу вышеуказанного решения, судом выданы следующие исполнительные листы:
1) исполнительный лист о взыскании с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в пользу публичного акционерного общества "Сбербанк России" задолженность по кредитному договору N 38211240 от 13.05.2013 в сумме 276 111 рублей 10 копеек в пределах стоимости выморочного имущества, в возмещение судебных расходов 17 961 рубль 11 копеек;
2) исполнительный лист с предметом исполнения: обратить взыскание на заложенное имущество по договору залога транспортного средства N 38211240 от 13.05.2013 г. - автомобиль марки LADA идентификационный номер ХТА219050D0141924, 2013 года выпуска путем продажи с публичных торгов, установив начальную продажную стоимость имущества в размере 317 000 рублей;
3) исполнительный лист о взыскании с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в пользу индивидуального предпринимателя Воротникова Виктора Павловича ( 7707083893/661202001, БИК 046577674 кор.счет 30101810500000000674, Уральский Банк Сбербанка России г. Екатеринбург, лицевой счет 40817810616181012950) в возмещение расходов на проведение экспертизы 2 000 рублей".
03.12.2018 года в Управление Федерального казначейства по Свердловской области поступило заявление Публичного акционерного общества "Сбербанк России" о взыскании с должника - Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области денежных средств по исполнительному листу серии ФС N 022842730 от 06.09.2018, выданного Синарским районным судом по делу N2-1054/2017, с предметом исполнения - о взыскании с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в пользу публичного акционерного общества "Сбербанк России" задолженность по кредитному договору N38211240 от 13.05.2013 в сумме 276 111 рублей 10 копеек в пределах стоимости выморочного имущества, в возмещение судебных расходов 17 961 рубль 11 копеек.
Исполнительный лист ФС N 022842730 от 06.09.2018 принят Управлением Федерального казначейства по Свердловской области на исполнение.
В связи с нарушением должником требований, установленных пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ, 19.12.2018 г. УФК по Свердловской области приостановлены операции по расходованию средств на лицевом счете получателя средств бюджета.
28.12.2018 года операции по расходованию средств на лицевом счете должника были возобновлены на основании определения Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 27.12.2018 о приостановлении исполнения решения Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 28.12.2017, на основании которого выдан исполнительный лист серии ФС N 022842730, до вступления в законную силу судебного постановления от 27.12.2018 о разъяснении решения суда.
27.12.2018 года определением Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области вынесено разъяснение судебного акта, согласно которому решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 28.12.2017 о взыскании задолженности по кредитному договору, в части взыскания с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в пользу публичного акционерного общества "Сбербанк России" задолженность по кредитному договору N 38211240 от 13.05.2013 в сумме 276 111 рублей 10 копеек в пределах стоимости выморочного имущества, в возмещение судебных расходов 17 961 рубль 11 копеек., должно производиться при одновременном исполнении решения Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 28.12.2017 года об обращении взыскания на заложенное имущество по договору залога транспортного средства N 38211240 от 13.05.2013 г. - автомобиль марки LADA идентификационный номер ХТА219050D0141924, 2013 года выпуска путем продажи с публичных торгов, установив начальную продажную стоимость имущества в размере 317 000 рублей.
Полагая, что действия УФК по Свердловской области по принятию исполнительного листа к исполнению, решения о приостановлении операций по расходованию средств и действий по блокированию счетов, являются незаконными, Территориальное агентство по управлению государственным имуществом в Свердловской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что у управления отсутствовали правовые основания для непринятия исполнительного листа, предусмотренные положениями статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ.
Заявитель жалобы с данными выводами суда не согласен. В обоснование доводов жалобы указывает, что материалами дела подтверждается факт незаконных действий управления по принятию исполнительного листа, поскольку содержание исполнительного листа не соответствовало резолютивной части судебного акта. Незаконные действия управления в итоге привели к неправомерному приостановлению операций ТУ Росимущества в Свердловской области, а также к несвоевременным расчетам с контрагентами по обязательствам ТУ Росимущества в Свердловской области и Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Свердловской области.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Федеральное казначейство обладает бюджетными полномочиями, в том числе осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) (пункт 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 9.31. Положения об Управлении Федерального казначейства по Свердловской области, утвержденного приказом Казначейства России от 27.12.2013 N 316, Управление организует в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение судебных актов по денежным обязательствам государственных или муниципальных учреждений.
Полномочия по исполнению Управлением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, установлены также статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящем Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 2 этой же статьи установлено, что к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата (абз. 2 п. 2 ст. 242.3 БК РФ).
В силу пункта 3 статьи 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:
- непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи;
- несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника;
- нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
- представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Из анализа указанных норм права следует, что одним из оснований для возврата взыскателю исполнительного документа органом федерального казначейства, является несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи (исполнительного листа, копии судебного акта), требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Как следует из материалов дела, 03.12.2018 г. в Управление Федерального казначейства по Свердловской области поступило заявление Публичного акционерного общества "Сбербанк России" о взыскании с должника - Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области денежных средств по исполнительному листу серии ФС N 022842730 от 06.09.2018, выданного Синарским районным судом по делу N2-1054/2017.
Исполнительный лист серии ФС N 022842730 от 06.09.2018 содержал часть резолютивной части судебного акта от 28.12.2017 по делу N 2-1054/2017, в частности в нем указано: "Взыскать с Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в пользу публичного акционерного общества "Сбербанк России" задолженность по кредитному договору N38211240 от 13.05.2013 в сумме 276 111 руб. 10 коп. в пределах стоимости выморочного имущества, а также в возмещение судебных расходов 17 961 руб. 11 коп.", и был принят к исполнению Управлением федерального казначейства.
Между тем, с заявлением и исполнительным листом, взыскателем была приложена копия судебного акта, резолютивная часть которого изложена в иной редакции, в частности указано:
Взыскать с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в пользу публичного акционерного общества "Сбербанк России" задолженность по кредитному договору N 38211240 от 13.05.2013 в сумме 276 111 рублей 10 копеек в пределах стоимости выморочного имущества.
Обратить взыскание на заложенное имущество по договору залога транспортного средства N 38211240 от 13.05.2013 г. - автомобиль марки LADA идентификационный номер ХТА219050D0141924, 2013 года выпуска путем продажи с публичных торгов, установив начальную продажную стоимость имущества в размере 317 000 рублей.
В мотивировочной части судебного акта указано, что в силу требований статьи 349 ГК РФ требования залогодержателя (кредитора) подлежат удовлетворению из стоимости заложенного имущества.
Поскольку предметом спора является наследственное выморочное имущество, ответственность наследника (в данном случае Российской Федерации), ограничена пределами стоимости перешедшего к наследнику наследственного имущества (статья 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, представленный в управление федерального казначейства взыскателем исполнительный лист содержал требование о взыскании задолженности только в пределах стоимости выморочного имущества, и не соответствовал резолютивной части судебного акта, поскольку содержал только частичное ее изложение, что является основанием, в силу требований п. 3 ст. 242.1 БК РФ, для его возврата взыскателю.
Кроме того, как указывалось ранее, 27.12.2018 года определением Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области вынесено разъяснение судебного акта, согласно которому решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 28.12.2017 о взыскании задолженности по кредитному договору, в части взыскания с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в пользу публичного акционерного общества "Сбербанк России" задолженность по кредитному договору N 38211240 от 13.05.2013 в сумме 276 111 рублей 10 копеек в пределах стоимости выморочного имущества, в возмещение судебных расходов 17 961 рубль 11 копеек, должно производиться при одновременном исполнении решения Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 28.12.2017 года об обращении взыскания на заложенное имущество по договору залога транспортного средства N 38211240 от 13.05.2013 г. - автомобиль марки LADA идентификационный номер ХТА219050D0141924, 2013 года выпуска путем продажи с публичных торгов, установив начальную продажную стоимость имущества в размере 317 000 рублей.
В мотивировочной части судебного акта указано, что судебный акт подлежит исполнению в порядке, предусмотренном статьями 69 и 78 Закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ от 02.10.2007 г.
В силу части 2 статьи 78 Закона об исполнительном производстве, если взыскание на имущество обращено для удовлетворения требований залогодержателя, то взыскание на заложенное имущество обращается в первую очередь независимо от наличия у должника другого имущества. Обращение взыскания в пользу залогодержателя на заложенное имущество может производиться без судебного акта об обращении взыскания.
Заложенное имущество реализуется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)", настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, предусматривающими особенности обращения взыскания на отдельные виды заложенного имущества (часть 3 статьи 78 Закона об исполнительном производстве).
Согласно пункту 2.3 Письма ФССП РФ от 23.12.2011 N 12/01-31629-АП "Разъяснения по вопросам действий судебного пристава-исполнителя при обращении взыскания на заложенное имущество" в силу части 2 статьи 78 Закона допускается обращение взыскания на заложенное имущество в целях удовлетворения требований залогодержателя в ходе исполнительного производства, возбужденного на основании судебного акта о взыскании суммы задолженности в связи с неисполнением должником обязательства, обеспеченного залогом. В данном случае исполнительным документом, на основании которого производится обращение взыскания на заложенное имущество, выступает соответствующий исполнительный лист, выданный на основании судебного акта о взыскании суммы задолженности в пользу взыскателя-залогодержателя.
В случае предъявления двух исполнительных документов в пользу взыскателя-залогодержателя: об обращении взыскания на заложенное имущество и о взыскании суммы задолженности в связи с неисполнением должником обязательства, обеспеченного залогом, на их основании возбуждаются исполнительные производства, которые объединяются в сводное исполнительное производство. Требования залогодержателя удовлетворяются путем обращения взыскания на заложенное имущество, а если суммы, полученной в результате, окажется недостаточно для удовлетворения требований взыскателя-залогодержателя, - путем обращения взыскания на иное имущество должника (если иное не установлено законом или договором о залоге) (пункт 2.4).
Таким образом, в силу положений статьи 78 Закона об исполнительном производстве, если взыскание на имущество обращено для удовлетворения требований залогодержателя, то взыскание на заложенное имущество обращается в первую очередь независимо от наличия у должника другого имущества. Заложенное имущество реализуется в порядке, установленном действующим законодательством, предусматривающим особенности обращения взыскания на отдельные виды заложенного имущества.
При указанных обстоятельствах, подтверждается довод заявителя жалобы о том, что исполнительные листы, выданные для принудительного исполнения решения Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области по делу N 2-1054/2017 от 28.12.2017 года, подлежали направлению для исполнения в службу судебных приставов, а не органам федерального казначейства. В свою очередь, управление федерального казначейства, получив исполнительный лист, который не соответствовал резолютивной части решения, поскольку содержал только частичное ее изложение, обязано было возвратить такой исполнительный лист взыскателю.
В связи с изложенным ошибочными являются выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия УФК по Свердловской области являлись законными.
Учитывая, что действия УФК по Свердловской области по принятию исполнительного листа к исполнению являются незаконными, поскольку не соответствуют требованиям вступившего в законную силу судебного акта, положениям законодательства об исполнительном производстве и бюджетного законодательства, то и дальнейшие действия управления по принятию решения о приостановлении операций по расходованию средств и действия по блокированию счетов, не соответствуют требованиям законодательства.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 февраля 2019 года по делу N А60-73679/2018 следует отменить. Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконными действия Управления Федерального казначейства по Свердловской области по принятию исполнительного листа ФС N022842730 по делу N 2-1054/17, решения о приостановлении операций по расходованию средств и действий по блокированию счетов. Обязать Управление Федерального казначейства по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 февраля 2019 года по делу N А60-73679/2018 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Федерального казначейства по Свердловской области по принятию исполнительного листа ФС N 022842730 по делу N 2-1054/17, решения о приостановлении операций по расходованию средств и действий по блокированию счетов.
Обязать Управление Федерального казначейства по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.