Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 августа 2019 г. N Ф03-3192/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А24-4197/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Шалагановой,
судей С.Б. Култышева, А.С. Шевченко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Камчатское краевое бюро технической инвентаризации",
апелляционное производство N 05АП-2617/2019
на решение от 04.03.2019
судьи Ю.С. Скрипник
по делу N А24-4197/2018 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Камчатского края в лице Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (ИНН 4101121312, ОГРН 1084101000147)
к государственному унитарному предприятию "Камчатское краевое бюро технической инвентаризации" (ИНН 4101084540, ОГРН 1024101017731) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - краевое государственное бюджетное учреждение "Камчатская государственная кадастровая оценка" (ИНН 4101179009, ОГРН 1174101011457)
об истребовании имущества из чужого незаконного владения
при участии в судебном заседании:
от апеллянта - представителя Ефременко И.Н., действующей на основании доверенности от 22.04.2018 (сроком по 22.04.2018);
от истца - представителя Шалагиновой М.Ю., действующей на основании доверенности N 48 от 09.01.2019 (сроком по 31.12.2019)
от третьего лица: директора Ващилко А.П.;
УСТАНОВИЛ:
Камчатский край в лице Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее - Министерство) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию "Камчатское краевое бюро технической инвентаризации" (далее - ГУП "Камчатское краевое БТИ", предприятие) об обязании передать по акту приема-передачи 33 824 инвентарных дела (с учетом принятых судом 19.02.2019 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений).
Определением от 27.09.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное бюджетное учреждение "Камчатская государственная кадастровая оценка" (далее - КГУП "Камчатская государственная кадастровая оценка").
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 04.03.2019 исковые требования Министерства удовлетворены в полном объеме, на ГУП "Камчатское краевое БТИ" возложена обязанность по передаче Министерству в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу по акту приема-передачи инвентарные дела в количестве 33 824 штук.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГУП "Камчатское краевое БТИ" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в иске Министерства отказать.
По мнению апеллянта, при применении статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) судом не учтено наличие между сторонами договорных отношений; не дана оценка доводам ответчика об отсутствии правового значения заявления истца о ничтожности договора от 01.11.2002 N 6, поскольку поведение последнего после заключения договора давало основания другим лицам полагаться на действительность сделки; на отсутствие оснований для вывода о нарушении договором от 01.11.2002 N 6 публичных интересов, что свидетельствует об отсутствии оснований для применения судом по своей инициативе последствий недействительности ничтожной сделки применительно к пункту 4 статьи 166 ГК РФ. Помимо этого податель жалобы указывает на то, что судом не дана оценка его доводам о необходимости спорного имущества для продолжения функционирования в процессе внешнего управления.
В апелляционной жалобе предприятия также выражено несогласие с выводом суда о соблюдении истцом при подаче иска предусмотренного статьей 196 ГК РФ общего трехлетнего срока исковой давности, поскольку по мнению апеллянта, указанный срок согласно пункту 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 126 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения" подлежал исчислению с 01.11.2002 - даты передачи спорной документации ответчику на основании договора от 01.11.2002 N 6.
В дополнениях к апелляционной жалобе апеллянт указывает, что судом первой инстанции в нарушение статей 64, 65, 77 АПК РФ не дана оценка доводам ответчика, решение суда не соответствует частям 3 и 4 статьи 170 АПК РФ, суд не оценил противоречия примененных им положений статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) нормам Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации".
Также, по мнению заявителя жалобы, суду надлежало проверить законность и обоснованность распоряжений Министерства 19.05.2017 N 144-р и от 25.05.2017 N 60, в отношении которых апеллянт выражал возражения в соответствии с абзацем 12 статьи 12 ГК РФ (неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону).
Податель жалобы обращает внимание апелляционного суда на оставление судом первой инстанции без внимания его доводов (со ссылкой на статьи 49, 113, 114, 294 ГК РФ, статьи 12, 13, 19, 23, 26 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом") о том, что в результате удовлетворения требований Министерства предприятие будет лишено правоспособности.
Также ГУП "Камчатское краевое БТИ" не согласно с выводом суда о ничтожности договора от 01.11.2002 N 6, полагая, что заключение указанного договора представляет собой реализацию принадлежащих собственнику правомочий, установленных статьей 209 ГК РФ.
От истца в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому Министерство считает обжалуемое решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу предприятия подлежащей отклонению. В отзыве Министерство подчеркивает, что в силу прямого указания части 2.1 статьи 45 Закона о кадастровой деятельности с 30.12.2015 собственником технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 01.01.2013 учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации являются субъекты Российской Федерации, а полномочия Камчатского края по вопросу постоянного хранения технической и иной документации возложены на Министерство согласно подпункту 51 (4) пункта 2.1. Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 17.02.2010 N 710. Поскольку ранее указанная документация относилась к государственному архивному фонду Российской Федерации и являлась федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика о законности его владения документацией на основании договора хозяйственного ведения N 6 от 01.11.2002, признанного ничтожным в силу статьи 168 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения сделки) и статьи 209 ГК РФ.
КГУП "Камчатская государственная кадастровая оценка" также представило письменный отзыв на иск, в котором изложило позицию, тождественную позиции истца.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции в полном объеме, представитель КГУП "Камчатская государственная кадастровая оценка" присоединился к правовой позиции истца, считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и отзыва на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 30.12.2015 N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" (далее - Федеральный закон от 30.12.2015 N 452-ФЗ) в статью 45 Закона о кадастровой деятельности введены пункты 2.1-2.5.
В соответствии с пунктом 2.1. Закона о кадастровой деятельности технические паспорта, оценочная и иная хранившаяся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются собственностью субъекта Российской Федерации. Хранение технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) относится к полномочиям соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2.2. Закона о кадастровой деятельности установлено, что постоянное хранение и использование указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) осуществляются в установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядке.
Согласно пункту 2.3 Закона о кадастровой деятельности постоянное хранение указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) может осуществляться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, учреждением либо организацией, заключившими с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор хранения указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как установлено пунктом 2.4 Закона о кадастровой деятельности, организации, осуществляющие хранение указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), совместно с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации до 1 октября 2016 года проводят инвентаризацию технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) и передают их в организации, осуществляющие постоянное хранение указанных в настоящей части технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), с подписанными актами приема-передачи.
Пунктом 2.5. Закона о кадастровой деятельности ответственность за сохранность указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) несет руководитель органа, учреждения либо организации, осуществляющих их хранение в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком".
На основании приказа ГУП "Камчатское краевое БТИ" от 30.06.2016 N 44-п в целях реализации пункта 2.4 статьи 45 Закона о кадастровой деятельности ответчиком начата инвентаризация инвентарных дел архива.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 51 (3) Постановления Законодательного Собрания Камчатского края от 17.02.2010 N 710 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Камчатского края" (далее - Положение о Министерстве) установление порядка постоянного хранения и использования технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 01.01.2013 в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), являющихся собственностью Камчатского края отнесено к полномочиям Министерства.
Согласно пункту 51(4) Положения о Министерстве истец осуществляет от имени Камчатского края полномочия по постоянному хранению технических паспортов, оценочной и иной документации.
На основании распоряжения Министерства от 12.12.2016 N 482-р ответчику на хранение от Камчатского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" переданы технические паспорта, оценочная и иная хранившаяся по состоянию на 01.01.2013 в Камчатском филиале АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное), являющаяся собственностью Камчатского края.
Передача документации в количестве 6 526 штук оформлена актом приема передачи архивных документов на хранение от 15.12.2016 N 01.
19.05.2017 Министерством издано распоряжение N 144-р, согласно которому предприятию "Камчатское краевое БТИ" предписано передать на хранение учреждению "Камчатская государственная кадастровая оценка" технические паспорта и иную хранившуюся по состоянию на 01.01.2013 учетно- техническую документацию об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное), являющуюся собственностью Камчатского края. Приступить к передаче указанной документации с 22.05.2017.
В целях реализации положений статьи 45 Закона о кадастровой деятельности Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Камчатского края от 25.05.2017 N 60 утвержден Порядок постоянного хранения, использования технических паспортов, оценочной и иной хранящейся по состоянию на 01.01.2013 в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, а также предоставления копии такой документации и содержащихся в ней сведений.
Согласно пункту 1.2. вышеуказанного Порядка постоянное хранение, использование, а также предоставление копий учетно-технической документации и содержащихся в ней сведений осуществляется КГБУ "Камчатская государственная кадастровая оценка".
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 18.04.2018 в отношении ГУП "Камчатское краевое БТИ" введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев, внешним управляющим должником утвержден Головашов Олег Александрович.
Как следует из протокола N 1 собрания кредиторов ГУП "Камчатское краевое БТИ" от 21.05.2018, кредиторами принято решение не передавать Министерству учетно-техническую документацию.
06.06.2018 истец направил в адрес ответчика требование о передаче документации, которое предприятие не исполнило, что послужило основанием для обращения Министерства в суд с настоящим иском.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции, исходя из положений частей 2.1-2.5 статьи 45 Закона о кадастровой деятельности, пункта 51(4) Положения о Министерстве, пришел к обоснованному выводу о наличии у истца как у полномочного представителя собственника спорного имущества - Камчатского края по вопросу постоянного хранения технической и иной документации материального права на настоящий иск.
В этой связи, руководствуясь статьей 301 ГК РФ, в силу которой собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, суд признал исковые требования Министерства обоснованными.
При этом суд исходил из наличия возможности идентифицировать спорную документацию на основании акта инвентаризации учетно-технической документации ГУП "Камчатское краевое БТИ" от 19.02.2019, фиксирующего нахождение во владении ответчика 34 242 инвентарных дел, из которых ответчик подтвердил фактическое владение 33 824 делами (указав на изъятие 418 инвентарных дел следственными органами).
В этой связи коллегия отклоняет довод апеллянта о затруднительности исполнения обжалуемого решения со ссылкой на неопределенность его резолютивной части.
Апелляционный суд также соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для вывода о законности владения ответчиком спорной документацией и непринятием судом в качестве доказательств законности владения договора от 01.11.2002 N 6 о закреплении государственного имущества Камчатской области на праве хозяйственного ведения за КУП "Камчатское областное бюро технической инвентаризации" (в настоящее время - ГУП "Камчатское краевое БТИ").
Так, в соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о кадастровой деятельности (в редакции Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 244-ФЗ, действовавшей на дату заключения договора от 01.11.2002 N 6) документы государственного земельного кадастра, а также технические паспорта, оценочная и иная хранящаяся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являлись федеральной собственностью. Хранение и использование указанных документов и документации осуществлялось в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке.
Пункт 14 Положения о государственном учете жилищного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 предусматривает, что учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранится в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации. Отчуждение архивов БТИ не допускается.
Аналогичные положения содержались в пункте 13 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 27.06.2013 N 546.
Таким образом, до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ, которым статья 45 Закона о кадастровой деятельности дополнена частями 2.1 - 2.5, субъекты Российской Федерации имели лишь право пользования спорной документацией в виде ее хранения и использования, но не имели установленного статьей 209 ГК РФ правомочия собственника в виде распоряжения.
Между тем на основании договора 01.11.2002 N 6 Комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области (в настоящее время Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края) передал архив (инвентарные дела) в количестве 25 120 штук, помимо прочего имущества, ГУП "Камчатское областное бюро технической инвентаризации" на праве хозяйственного ведения, которое в силу статьи 294 ГК РФ включает (в определяемых в соответствии с ГК РФ пределах) правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом.
Таким образом, на основании указанного договора Комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области передал ГУП "Камчатское областное бюро технической инвентаризации" в отношении инвентарных дел прав больше, чем имел сам.
В связи с изложенным по итогам рассмотрения вопроса о соответствии закону передачи в хозяйственное ведение ответчика на основании договора от 01.11.2002 N 6 инвентарных дел в количестве 25 120 штук суд первой инстанции пришел к верному выводу о ничтожности договора применительно к положениям статьи 168 ГК РФ (в редакции, действовавшей на дату заключения договора) как нарушающего положения статьи 209 ГК РФ.
С силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При таких обстоятельствах довод предприятия со ссылкой на вышеуказанный договор о неправомерности применения судом первой инстанции статьи 301 ГК РФ коллегией не принимается.
Суд апелляционной инстанции отклоняет также довод подателя жалобы об отсутствии правового значения заявления ответчика о ничтожности договора от 01.11.2002 N 6, поскольку согласно разъяснениям абзаца четвертого пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств" при рассмотрении возражений, основанных на договоре, суд оценивает обстоятельства, свидетельствующие о действительности договора, независимо от того, заявлены ли соответствующие возражения или встречный иск.
Следует также отметить, что, вопреки позиции предприятия, суд не применял последствия недействительности указанного договора, а лишь применительно к рассмотренному вопросу констатировал, что договор не влечет юридических последствий.
Довод ответчика о пропуске истцом при обращении в суд с настоящим иском 17.07.2018 трехлетнего срока исковой давности обоснованно отклонен судом первой инстанции, посчитавшим, что указанный срок в соответствии со статьей 200 ГК РФ следует исчислять с 01.10.2016 - даты, до которой ГУП "Камчатское краевое БТИ" в соответствии с положениями части 2.4. статьи 45 Закона о кадастровой деятельности надлежало провести инвентаризацию спорной документации, после чего передать документацию по акту приема-передачи лицу, уполномоченному в соответствии с частью 2.3. статьи 45 указанного Закона на ее постоянное хранение. Несогласие апеллянта с указанным выводом суда, основанное на положениях пункта 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 126 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения", об ошибочности вывода суда не свидетельствует.
Доводы апеллянта о необоснованном неприменении судом первой инстанции при разрешении настоящего спора норм ЖК РФ и положений Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" подлежат отклонению, поскольку статья 45 Закона о кадастровой деятельности, положенная в основу вывода о наличии у Министерства права на настоящий иск, является императивной и прямо регулирует спорные правоотношения, в связи с чем подлежит непосредственному применению.
При этом согласно части 8 статьи 47 Закона о кадастровой деятельности впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
С учетом изложенного коллегия также не усматривает оснований для неприменения распоряжений Министерства 19.05.2017 N 144-р и от 25.05.2017 N 60, принятых во исполнение пунктов 2.1-2.5 статьи 45 Закона о кадастровой деятельности.
Необходимость истребуемой документации для сохранения правоспособности предприятия и продолжения его функционирования в процессе внешнего управления не отменяет установленную пунктом 2.4 статьи 45 Закона о кадастровой деятельности обязанность ответчика по передаче документации КГУП "Камчатская государственная кадастровая оценка" в соответствии с распоряжением Министерства от 19.05.2017 N 144-р.
Таким образом, рассмотрев апелляционную жалобу предприятия, апелляционный суд пришел к выводу, что при вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела и юридически значимые доводы сторон, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену решения Арбитражного суда Камчатского края от 04.03.2019, также не установлено.
Принимая во внимание итоги рассмотрения апелляционной жалобы ГУП "Камчатское краевое БТИ", понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу жалобы не подлежат возмещению за счет Министерства.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 04.03.2019 по делу N А24-4197/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Шалаганова |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.