Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 августа 2019 г. N Ф03-3319/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
27 мая 2019 г. |
А73-454/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от управления лесами Правительства Хабаровского края: Бахвалова Е.А. по доверенности от 28.12.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 14.03.2019
по делу N А73-454/2019
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восточный Союз Пилигрим"
к управлению лесами Правительства Хабаровского края
о признании незаконным решения, изложенного в письме от 28.12.2018 N 02-18/17781 и обязании продлить срок заготовки и вывоза древесины по договору аренды лесного участка от 16.03.2012 N 1030/2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Восточный Союз Пилигрим" (далее - заявитель, Общество, ООО "ВСП") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения управления лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление), изложенного в письме от 28.12.2018 N 02-18/17781; обязании Управления продлить ООО "ВСП" срок заготовки и вывоза древесины по договору аренды лесного участка от 16.03.2012 N 1030/2012 на основании заявления от 19.12.2018 N 61 в соответствии с пунктом 11 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-454/2019.
Решением от 14.03.2019 суд удовлетворил требования по делу N А73-454/2019:
- признал незаконным решение Управления лесами Правительства Хабаровского края, изложенное в письме от 28.12.2018 N 02-18/17781, об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "Восточный Союз Пилигрим" в изменении сроков заготовки и вывоза древесины по лесным декларациям 19.12.2017 NN 14, 20, 22, 24, 29, 30, 32, 34, 53, от 27.12.2017 NN 1, 5, 6, 7 по договору аренды лесного участка от 16.03.2012 N 1030/2012;
- обязал Управление лесами Правительства Хабаровского края продлить Обществу с ограниченной ответственностью "Восточный Союз Пилигрим" срок заготовки и вывоза древесины по договору аренды лесного участка от 16.03.2012 N 1030/2012 на основании заявления от 19.12.2018 N 61 в соответствии с пунктом 11 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - отменить решение от 14.03.2019 по делу N А73-454/2019, отказать в удовлетворении требований ООО "ВСП".
Управление считает решение суда незаконным и необоснованным, привело следующие доводы:
- судом дана неправильная оценка доводам Управления и не принят во внимание тот факт, что весь новый декларируемый период заготовки, указанный в изменениях, выходит за пределы действия срока проекта освоения лесов, в соответствии с которым поданы изменения, в связи с чем оспариваемое решение именно об отказе в принятии изменений в лесные декларации, а не просто об отказе в продлении сроков заготовки и вывоза древесины;
- к спорным отношениям необходимо применять не только пункт 11 Правил заготовки древесины, пункты 7,8 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденных приказом Минприроды России от 16.01.2015N 17 (далее - Порядок), а прежде всего пункт 9 Порядка, содержащий требования, которым должны соответствовать изменения в поданные ранее декларации;
- указанный обществом в изменениях в лесные декларации новый декларируемый период (заканчивающийся 01.04.2019) вышел за пределы срока действия проекта освоения лесов, в соответствии с которым были первоначально поданы декларации и на соответствие которому Управление подаваемые в эти декларации изменения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал апелляционную жалобу.
Общество не направило в судебное заседание своего представителя, в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами Управления, просило решение оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лица, участвовавшего в судебном заседании, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО "Лесная корпорация "РОД" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 16.03.2012 N 1030/2012 (далее - договор аренды). Договор прошел государственную регистрацию.
В соответствии с условиями договора аренды арендодатель обязуется предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок, находящийся в федеральной государственной собственности, площадью 108 096 га, являющийся частью лесного участка общей площадью 1063573,0 га, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, Кур-Урмийское лесничество, участковые лесничества: Талаканское, кварталы: 121, 141-150, 155-159, 167-177, 191-200, 207-210, 217-239, 243-254, 258-803; Урмийское, кварталы: 1-302, 304-450; Куканское, кварталы: 1-417; Инское, кварталы: 1-226; кадастровый (условный номер) 27:17:58/2004-863, предоставляемый в аренду лесной участок имеет местоположение: Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, Кур-Урмийское лесничество, кварталы: 757-759, 770, 772-787, 790-796, 798-803 Талканского участкового лесничества; кварталы: 80-84, 111-119, 132-135, 145-147, 160-164, 190-193, 204-207, 221, 222, 238, 239, 270, 271, 273, 283-288, 305-309, 326-329, 348-350, 375 участкового лесничества: кварталы: 61, 62, 71, 72, 82-84, 93-95, 108-119, 127-136, 143-151, 159-169, 174-179, 189-197, 207-212, 224-229 Куканского участкового лесничества.
Проект освоения лесов, разработанный на период 2014-2018 гг., прошел государственную экспертизу с положительным заключением, утвержденным приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 30.06.2014 N 533П.
В результате реорганизации в форме слияния правопреемником ООО "Лесная корпорация "РОД" стало ООО "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация "РРОД", а после реорганизации последнего в форме выделения права и обязанности по договору аренды перешли к ООО "ВСП".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ управляющей организацией ООО "Восточный Союз Пилигрим" является ООО "Аркенстон".
Решением Управления лесами, оформленным письмом от 26.12.2017 N 02-19/17236, приняты лесные декларации Общества от 19.12.2017 NN 14, 20, 22, 24, 29, 30, 32, 34, 53 с декларируемым периодом заготовки с 31.12.2017 по 30.12.2018.
Решением Управления лесами, оформленным письмом от 21.02.2018 N 02-18/2748, приняты лесные декларации Общества от 27.12.2017 NN 5, 6, 7 с декларируемым периодом заготовки с 26.03.2018 по 31.12.2018.
Решением Управления лесами, оформленным письмом от 07.03.2018 N 02-18/3469, принята лесная декларация Общества от 27.12.2018 N 1 с декларируемым периодом заготовки с 14.03.2018 по 31.12.2018.
Общество 20.12.2018 обратилось в Управление лесами с заявлением от 19.12.2018 N 61 об изменении срока заготовки и вывоза древесины на лесосеках по вышеуказанным лесным декларациям на основании пункта 11 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, в соответствии с которым просило увеличить срок до 30.04.2019, сославшись на то, что рубка на лесосеках не окончена в связи с имевшими место в период рубки неблагоприятными погодными условиями, приложив в подтверждение справку Гидрометеорологического центра от 10.12.2018 N 13.1-7/666.
Одновременно Общество направило в Управление лесами изменения к вышеуказанным лесным декларациям в части декларируемых периодов заготовки (с учетом испрашиваемого продления), приложив их к поданному заявлению.
В ответ на заявление Управление лесами письмом от 28.12.2018 N 02-18/17781 уведомило общество об отказе в принятии изменений к лесным декларациям, сославшись на то, что срок действия проекта освоения лесов завершился 31.12.2018.
Вышеизложенные обстоятельства, не оспоренные сторонами, послужили ООО "ВСП" поводом для подачи заявления по настоящему делу.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление ООО "ВСП", при этом установил, что лесопользователем представлен в Управление лесами полный пакет документов, предусмотренный нормативными актами, оспариваемое решение, оформленное письмом от 28.12.2018 N 02-18/17781, является, по сути, не отказом Обществу только в принятии изменений в лесные декларации, является и отказом в изменении (продлении) срока заготовки и вывоза древесины, и такой отказ не соответствует требованиям закона.
Суд апелляционной инстанции при проверке законности и обоснованности судебного акта не установил обстоятельств, служащих основанием для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Из части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Заготовка древесины является одним из видов использования лесов (пункт 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)).
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 29 ЛК РФ).
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье ЛК РФ, разработаны и утверждены Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила заготовки N 474).
Пунктом 11 Правил заготовки N 474 установлено, что рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. В случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.
Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускаются в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований.
Срок рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывозки древесины.
Таким образом, основанием выдачи разрешения на изменение сроков заготовки и вывоза древесины является возникновение неблагоприятных погодных условий в период ведения заготовки, в связи с чем, заготовка на задекларированной лесосеке не была окончена в установленный срок.
Согласно статье 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (часть 2). Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждены Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 (далее - Порядок N 17).
Порядком N 17 установлено, что внесение изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода осуществляется, в том числе в случае продления сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины согласно правилам заготовки древесины (абзац 4 пункт 7).
Согласно пункту 8 Правил N 17 в случае внесения изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода лицо, подавшее лесную декларацию, направляет в уполномоченный орган письменное заявление в произвольной форме с указанием информации о вносимых изменениях, с обоснованием необходимости внесения таких изменений.
К письменному заявлению прилагаются документы, обосновывающие необходимость вносимых изменений.
Изменения в лесную декларацию являются неотъемлемой частью лесной декларации, в которую вносятся изменения.
При внесении изменений в лесную декларацию Приложение 2 к Приказу оформляется в соответствии с Порядком, приложения 1, 2, 3 и 4 к лесной декларации заполняются в соответствии с вносимыми изменениями.
Пунктом 9 Правил N 17 установлено, что в случае выявления несоответствия внесенных изменений в поданную ранее лесную декларацию форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения изменений в лесную декларацию направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в приеме изменений в лесную декларацию, содержащее обоснование отказа.
В соответствии с Положением об Управлении лесами правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр, на территории Хабаровского края полномочия арендодателя по договорам аренды лесных участков, в том числе заключенных Правительством Хабаровского края, осуществляет Управление лесами правительства Хабаровского края (пункт 3.42), на которое также возложены функции по принятию лесных деклараций об использовании лесов (пункт 3.17).
При обращении в Управление лесами с заявлением об увеличении срока заготовки до 30.04.2019 Общество сослалось на невозможность произвести заготовку в первоначально установленные сроки в связи с неблагоприятными погодными условиями. В соответствии с условиями пунктов 7 - 8 Порядка N 17 к заявлению были приложены изменения по лесным декларациям в части декларируемых периодов заготовки (с учетом испрашиваемого продления), а также справка Гидрометеорологического центра от 10.12.2018 N 13.1-7/666 в подтверждение факта неблагоприятных погодных условий и их продолжительности.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что лесопользователем представлен в Управление лесами полный пакет документов, предусмотренный пунктами 7-8 Порядка N 17 для рассмотрения вопроса о продлении сроков рубки лесных насаждений на конкретных лесосеках.
Отказывая в принятии изменений в лесные декларации и возвращая их заявителю, Управление лесами в письме от 28.12.2018 N 02-18/17781 сослалось на следующие обстоятельства: декларации не соответствуют Порядку N 17, поскольку декларируемый период (заканчивающийся 30.04.2019), указанный в изменениях в лесные декларации, превышает срок действия проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, срок действия данного проекта завершился 31.12.2018, при этом у общества отсутствует проект освоения лесов на период с 01.01.2019 по 31.12.2019, прошедший государственную экспертизу.
Как правильно указал суд первой инстанции, Управлением не учтено следующее:
- проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка и составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (пункты 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 (далее - Приказ N 69);
- согласно пункту 30 Приказа N 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка);
- проектом освоения лесов данного лесного участка, прошедшим государственную экспертизу с положительным заключением, утвержденным приказом Управления лесами от 30.06.2014 N 533П, предусмотрено, что арендатору разрешен вид использования лесов - заготовка древесины, установлен ежегодный отпуск древесины - 106 тыс. куб. м (пункт 1.5 Проекта);
- согласно пункту 1.6 Проекта освоения лесов, данный проект разработан на 5 лет (2014-2018 гг.);
- изменения в спорные лесные декларации соответствуют пункту 11 Правил заготовки N 474 и пунктам 7 - 8 Порядка N 17, поданы обществом в период действия Проекта освоения лесов, утвержденного приказом Управления лесами от 30.06.2014 N 533П, начало заявленного декларируемого периода также приходится на срок действия Проекта освоения лесов (до 31.12.2018). Поэтому заявление изменений в лесных декларациях NN 14, 20, 22, 24, 29, 30, 32, 34, 53 периода использования лесов с 31.12.2018 по 30.04.2019, в лесных декларациях NN 5, 6, 7 - с 26.03.2018 по 30.04.2018, в лесной декларации N 1 - 14.03.2018 по 30.04.2018 не может свидетельствовать о несоответствии изменений в лесные декларации Проекту освоения лесов.
Таким образом, суд правомерно отклонил довод Управления о том, что оспариваемым письмом Управление лесами отказало Обществу только в принятии изменений в лесные декларации и не отказывало в изменении (продлении) срока заготовки и вывоза древесины.
Суд пришел к выводу, что представленные Обществом заявление от 19.12.2018 и изменения в лесные декларации связаны именно с необходимостью увеличения (продления) сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины согласно правилам заготовки древесины на конкретных участках вследствие возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение установленных сроков в исходных лесных декларациях, такое заявление подлежало рассмотрению Управлением лесами, в том числе и в соответствии с абзацами 2 - 4 пункта 11 Правил заготовки N 474.
Поскольку Управлением по правилам ст. 65 АПК РФ обратного не доказано, суд правильно указал в решении на незаконность оспариваемого решения, не соответствующего положениям пункта 11 Правил заготовки N 474 и пунктам 7 - 9 Порядка N 17, нарушение незаконным решением экономических прав заявителя, препятствие решением заготовке древесины в соответствии с нормами лесного законодательства.
Учитывая, что иные объективные причины для отказа в продлении срока заготовки древесины в оспариваемом решении не приведены и в ходе судебного разбирательства не установлены, суд правомерно указал в своем решении правовосстановительную меру - обязать Управление лесами продлить обществу срок заготовки и вывоза древесины по договору аренды лесного участка от 16.03.2012 N 1030/2012 на основании заявления от19.12.2018 N 61 в соответствии с пунктом 11 Правил заготовки N 474.
Выводы суда, изложенные в решении 14.03.2019, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.
Заявителем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 14.03.2019 по делу N А73-454/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.