город Ростов-на-Дону |
|
27 мая 2019 г. |
дело N А32-12716/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителей заинтересованного лица Мин А.И. по доверенности от 14.07.2017, Походиной Е.Б. по доверенности от 17.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Авангард" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2019 по делу N А32-12716/2017 (судья Бондаренко И.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авангард" к заинтересованному лицу Новороссийской таможне о признании незаконным решения; об обязании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД" (далее - общество, ООО "АВАНГАРД") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Новороссийского западного таможенного поста о корректировке таможенной стоимости товаров от 28.06.2016 по ДТ N 10317090/170516/0007808, об обязании Новороссийской таможни (далее - таможенный орган, таможня) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия таможенной стоимости товара, заявленной декларантом при подаче ДТ N 10317090/170516/0007808.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
1. Вывод суда о правомерности применения таможенным органом Метода 6 для определения таможенной стоимости противоречит действующему законодательству и материалам дела.
2. Вывод суда о правильном выборе таможенным органом ценовой информации был сделан при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств.
3. Вывод суда первой инстанции о том, что таможенная стоимость товара в 2,5 раза выше задекларированной именно в результате факторов, которые заявитель не мог подтвердить документально, противоречит материалам дела.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество представило возражения по доводам отзыва таможенного органа.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы отзыва, общество явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва таможни, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Авангард" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1172375001688, ИНН 2315992962, дата регистрации 13.01.2017, правопреемник ООО "Альтернатива" (ранее - ООО "БСГрупп"), является участником внешнеторговой деятельности.
На Новороссийский западный таможенный пост Новороссийской таможни, во исполнение контракта N 01052015 от 01.05.2015, заключенному между ООО "БСГрупп" и фирмой "HENAN JIАНЕ WOOD INDUSTRY CO., LTD", обществом подана ДТ N 10317090/170516/0007808, по которой задекларированы товары "панели для напольного покрытия (ламинат), изготовленные из древесноволокнистых плит средней плотности (MDF), 32 класс износоустойчивости (АС4), облицованные бумагой, пропитанные меламиноформальдегидной смолой, с имеющимися по торцам и кромкам гребням", код ТН ВЭД ЕАЭС 4411149000. Страна происхождения товара Китай, страна отправления товара Китай. Заявленные условия поставки товара FOB - Циндао.
Декларант определил таможенную стоимость товаров методом стоимости сделки с ввозимыми товарами согласно статье Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее по тексту - Соглашение).
Юридическим лицом были представлены следующие документы, в подтверждение заявленной таможенной стоимости: контракт N 01052015 от 01.05.2015, дополнительное соглашение N 1 от 21.03.2016, дополнительное соглашение от 25.03.2016 N 19, счет-фактура (инвойс) от 25.03.2016 N Р250316, упаковочный лист от 25.03.2016.
В ходе проверки ДТ N 10317090/170516/0007808 таможенным органом обнаружены признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара, а именно:
1) выявлены с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров;
2) уровень заявленной таможенной стоимости оцениваемых товаров ниже по сравнению с уровнем таможенной стоимости однородных товаров при сопоставимых условиях ввоза, что в соответствии с пунктом 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее по тексту - Порядок), является признаком, указывающим на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными;
3) при таможенном декларировании товаров представлен внешнеторговый контракт N 01052015 от 01.05.2015. Согласно пункту 2.3 контракта, расчеты за товар, поставляемый по настоящему контракту, должны осуществляться на основании ДТ путем банковского перевода на счет продавца, в течение 180 календарных дней, от даты таможенного оформления груза покупателем в порту г. Новороссийска, а также путем предоплаты (авансовый платёж) с поставкой товара в течение 180 календарных дней. Однако, при таможенном декларировании товаров документы, подтверждающие согласование сторонами контракта конкретных сведений о порядке и сроках оплаты за поставляемый товар, представлены не были;
4) в соответствии с графой 31 ДТ N 10317090/170516/0007808, товар маркируется торговой маркой "РАКАЕ)18Е". При этом в контракте N 01052015 от 01.05.2015, иных коммерческих и товаросопроводительных документах отсутствуют сведения: о разработчике торговых марок и государстве, в котором они зарегистрированы; о наличии/отсутствии лицензионного договора, предусматривающего платежи за пользование торговых марок, а также их влиянии на стоимость товаров; об осуществлении ООО "Альтернатива" лицензионных или иных подобных платежей за использование торговой марки, которые при заявлении таможенной стоимости в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008 должны доначисляться к стоимости сделки в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары;
5) в соответствии с заявленными декларантом условиями поставки РОВ Циндао, риски потери/порчи товара, а также расходы, связанные с транспортировкой, возложены на получателя груза. При таможенном декларировании товаров был представлен счет за фрахт N 464991 от 11.05.2016. Однако, при таможенном декларировании товаров не представлены договор транспортировки, приложения к договору перевозки, подтверждающие согласование сторонами тарифов на оказание услуг. В связи с чем, таможенный орган пришел к выводу о том, что сведения о транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости товаров документально не подтверждены. Кроме того, таможенным органом установлено, что коносамент N MSCUQS761032 от 12.04.2016 содержит информацию о судне с наименованием MSC BETTINA, а согласно ДТ N 10317090/170516/0007808 товар перевозился на судне MSC.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для принятия таможенным органом 18.05.2016 решения о проведении дополнительной проверки. У декларанта были запрошены дополнительные документы и сведения и установлен срок для их предоставления - 15.07.2016, а именно: 1) пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на стоимость сделки; 2) копия экспортной таможенной декларации страны отправления с переводом на русский язык, заверенные в установленном порядке; 3) копия прайс-листа в виде договора публичной оферты с заверенным переводом на русский язык; 4) ведомость банковского контроля; 5) паспорт сделки; 6) документы, подтверждающие согласование сторонами контракта порядков и условий оплаты; 7) платежные документы по оплате рассматриваемой поставки (если оплата па произведена); 8) бухгалтерские документы об оприходовании товаров в рамках контракта; 9) страховой полис/сертификат (в случае, если осуществлялось страхование груза) по ДТ N 10317090/170516/0007808; 10) сведения о лице, осуществляющем страхование товаров; 11) лицензионное соглашение по данной поставке (при наличии); 12) сведения о наличии/отсутствии лицензионных платежей за использование торговых марок, а также их влиянии на стоимость оцениваемых товаров; 13) сведения о размере лицензионных платежей за использование торговых марок; 14) сведения о лице, осуществляющем лицензионные платежи за использование торговых марок; 15) документы, подтверждающие включение лицензионных платежей за использование торговых марок (при их наличии) в стоимость оцениваемых товаров; 16) договор транспортировки; 17) документы, содержащие сведения о согласовании ставок за оказание услуг по транспортировке груза; 18) банковские платежные документы по оплате счета за фрахт; 19) документы, содержащие сведения о величине расходов по перегрузке товаров; 20) сведения о лице, осуществлявшем платежи за указанные расходы; 21) другие документы, в том числе, полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых товаров.
Выпуск товаров по рассматриваемой декларации был произведен таможенным органом под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть начислены в результате проведения дополнительной проверки.
Письмом от 08.06.2016 N 1 (входящий таможенного органа 08.06.2016 N 09154) юридическое лицо представило документы, а именно: ведомость по ПС N 15100019/1481/0638/2/1, паспорт сделки N 15100019/1481/0638/2/1, приходный ордер от 15.04.2016 N 605, договор ТЭО N 19477/U-16 от 11.05.2016, свифт от 12.05.2016 N S520016051251900, ДТ N 10129060/170216/0002147, ДТ N 10130210/200216/000377, письма от 26.05.2016, от 01.10.2015, от 06.06.2013 N 593-13. Пояснения по условиям продаж, копии экспортной декларации и прайс-листа в таможенный орган представлены не были.
Декларантом по результатам дополнительной проверки в адрес таможенного органа запрашиваемые дополнительные документы и сведения представлены не в полном объеме.
Таможенный орган пришел к выводу о том, что заявленные в ДТ N 10317090/170516/0007808 сведения о ценной стоимости товаров подлежат корректировке, как не основанные на верной и документально подтвержденной информации, а также не подтверждена документально структура таможенной стоимости.
В связи с чем, 28.06.2016 Новороссийской таможней принято решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, заявленной в ДТ N 10317090/280517/0009012.
На основании статей 10, 7 Соглашения от 25.01.2008, таможенным органом самостоятельно применен резервный метод определения таможенной стоимости товаров на основе информации о стоимости сделки с однородными товарами, зарегистрированными по ДТ N 10216020/210316/0009048.
Не согласившись с вышеуказанными действиями таможенного органа, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Новороссийской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 28.06.2016 по ДТ N 10317090/170516/0007808, об обязании Новороссийской таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия таможенной стоимости товара, заявленной декларантом при подаче ДТ N 10317090/170516/0007808.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС, действующий в период таможенного декларирования, документ утратил силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017 - с 01 января 2018 года), любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой, в соответствии со статьей 181 ТК ТС, в том числе, указываются сведения о заявляемой таможенной процедуре, о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров, наименовании, описании и количестве товара в килограммах и в других единицах измерения.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 65 ТК ТС, декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления в декларации сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация (пункт 1 статьи 183 ТК ТС).
Согласно статье 64 Таможенного кодекса Таможенного союза, стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров. Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4 статьи 65 ТК ТС).
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (пункт 1 статьи 68 ТК ТС).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснил, что в соответствии с пунктом 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза и пунктом 3 статьи 2 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее по тексту - Соглашение) лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, обязано подтвердить соответствие заявленных им сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию. Согласно пункту 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом, в том числе в связи с использованием сведений, не отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения. В связи с этим при разрешении споров о правомерности корректировки таможенной стоимости товара судам следует учитывать, какие признаки недостоверного заявления таможенной стоимости установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно представленных декларантом.
Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливает Правительство Российской Федерации.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4 статьи 65 ТК ТС).
Согласно пункту 1 Приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости", при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с выбранным таможенным режимом, по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы: учредительные документы покупателя ввозимых товаров; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
В соответствии со статьей 111 ТК ТС, таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее по тексту - Соглашение), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Согласно части 1 статьи 4 Соглашения, таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения. При этом, частью 3 статьи 2 Соглашения и пунктом 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Согласно пункту 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза, решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В силу статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза, в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом. Для этого таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 Таможенного кодекса Таможенного союза.
По результатам контроля заявленной таможенной стоимости в соответствии с пунктом 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, таможенным органом были выявлены признаки, указывающие на то, что заявленные обществом при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены.
Порядок определения таможенной стоимости ввезенных товаров предусмотрен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение от 25.01.2008). Порядок контроля таможенной стоимости товаров устанавливается нормами Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашением от 25.01.2008.
Соглашением от 25.01.2008 установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения (метод 1).
Как следует из статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения от 25.01.2008, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена Таможенного союза. Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары, относится к товарам, перемещаемым через таможенную границу таможенного союза, в связи с чем, перевод покупателем продавцу дивидендов или иных подобных платежей в случае, если они не связаны с ввозимыми товарами, не является частью таможенной стоимости. В случае, если декларируемые товары являются частью большего количества ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза таких же товаров, приобретенных в рамках одной сделки, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за декларируемые товары, определяется в том же соотношении (пропорции), в каком соотносится количество декларируемых товаров и общее количество приобретенных товаров.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 Соглашения от 25.01.2008 в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории Таможенного союза (статья 8 Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров. В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 Соглашения.
В пунктах 2 и 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 предусмотрено, что в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. При этом таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.). Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться сторонами в качестве антидемпинговых мер.
В качестве оснований для удовлетворения заявленных требований по делу, общество указывает на то, что представленные обществом, как в процессе таможенного оформления, так и после выпуска товаров документы позволяют однозначно сделать вывод о структуре таможенной стоимости, а также подтверждают заявленные обществом сведения, противоречия между одними и теми же сведениями, содержащимися в представленных документах, отсутствуют. Общество считает, что таможенный орган нарушил принципы однородности и сопоставимости при сравнении товаров; ДТ, используемые в качестве информации для корректировки, отличаются по наименованию товара, объему поставки, поставщикам товара, условиям поставки; заявленная обществом таможенная стоимость находилась в существующем ценовом уровне в сопоставлении с идентичными и однородными товарами.
Рассмотрев указанные доводы, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
Согласно статье 99 ТК ТС, таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 69 ТК ТС).
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, а декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (пункт 3 статьи 69 ТК ТС).
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение должно содержать обоснование и срок его исполнения.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость. С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле. Вместе с тем судам необходимо учитывать, что одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля (статья 17 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994, пункт 5 статьи 2 Соглашения).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Авангард" в рамках исполнения внешнеторгового контракта от 01.05.2015 N 01052016, заключенного с фирмой "HENAN JIАНЕ WOOD INDUSTRY CO., LTD" (Китай), ввезен и задекларирован по ДТ N 10317090/170516/0007808 товар "панели для напольного покрытия (ламинат), изготовленные из древесноволокнистых плит средней плотности (MDF), 32 класс износоустойчивости (АС4), облицованные бумагой, пропитанные меламиноформальдегидной смолой, с имеющимися по торцам и кромкам гребням", код ТН ВЭД ЕАЭС 4411149000. Страна происхождения товара Китай, страна отправления товара - Китай. Заявленные условия поставки товара FOB - Циндао.
Таможенная стоимость товаров определена декларантом в соответствии со статьей 4 Соглашения от 25.01.2008 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
При проверке сведений о таможенной стоимости, заявленной по указанной ДТ, таможенным органом были выявлены признаки, указывающие на то, что заявленные обществом сведения могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены.
Таможенным органом 18.05.2016 было принято решение о проведении дополнительной проверки. У декларанта были запрошены дополнительные документы и сведения и установлен срок для их предоставления - 15.07.2016. Письмом декларант представил дополнительные документы и сведения. В результате анализа представленных документов было установлено следующее.
Согласно пункту 2.3 внешнеторгового контракта N 01052015 от 01.05.2015, расчеты за товар, поставляемый по настоящему контракту, должны осуществляться на основании ДТ путем банковского перевода на счет продавца, в течение 180 календарных дней, от даты таможенного оформления груза покупателем в порту г. Новороссийска, а также путём предоплаты (авансовый платёж) с поставкой товара в течение 180 календарных дней. Однако, при таможенном декларировании товаров документы, подтверждающие согласование сторонами контракта конкретных сведений о порядке и сроках оплаты за поставляемые товары, представлены не были. В решении о проведении дополнительной проверки таможенным органом были запрошены документы, подтверждающие согласование сторонами контракта сведений о сроках и порядке оплаты за поставляемый товар. Указанные документы в таможенный орган не предоставлены. Таким образом, не подтверждены документально сведения о согласовании сторонами контракта существенных его условий, касающихся порядка и сроков оплаты за поставляемые товары.
Согласно Перечню документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара.
В решении о проведении дополнительной проверки у декларанта были запрошены платежные поручения, заявления на перевод, подтверждающие оплату за поставленные товары, экземпляр ведомости банковского контроля на текущую дату, выписки по лицевым счетам. В числе документов ООО "Альтернатива" была представлена ведомость банковского контроля по состоянию на 16.12.2015, согласно которой покупателем осуществлено платежей в адрес иностранного контрагента на сумму 113000 долларов США, а товаров поставлено - на 26948,16 долларов США. Исходя из представленной ведомости банковского контроля, невозможно установить порядок оплаты по контракту. Пояснения по порядку и срокам оплаты декларантом не предоставлены. Также не были предоставлены банковские платежные документы по оплате декларируемой поставки и выписки по лицевым счетам. В связи с вышеизложенным, таможенному органу не представилось возможным осуществить контроль соблюдения покупателем обязательств по оплате товаров, а также проверить соответствие заявленной стоимости товаров фактически произведенной оплате.
При поставке товаров на условиях FOB - Циндао, при декларировании был представлен договор ТЭО N 19477/U-16 от 11.05.2016 и транспортный счет N 464991 от 11.05.2016. При поставке товаров на условиях FOB - Циндао декларантом не предоставлены документы, подтверждающие согласование тарифов, ставок за организацию и выполнение услуг по перевозке, а также заявка на перевозку товара морским транспортным средством.
Согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008, к цене, фактически уплаченной или подлежащей оплате, дополнительно начисляются расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза, расходы на страхование в связи с международной перевозкой грузов. Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.
В решении о проведении дополнительной проверки таможенным органом были запрошены документы, подтверждающие согласование тарифов, ставок за организацию и выполнение услуг по перевозке, а также заявка на перевозку, банковские платежные документы, подтверждающие оплату фрахтового счета.
В целях подтверждения оплаты расходов по перевозке товаров обществом предоставлен свифт S520016051251900 от 12.05.2016. Однако, данным платежным документом была произведена оплата по нескольким счетам на общую сумму 9122 долл. США, что не позволяет идентифицировать сумму, оплаченную за доставку товаров по коносаменту N MSCUQS761032 от 12.04.2016.
Таким образом, сведения о транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости товаров документально не подтверждены.
В решении о проведении дополнительной проверки у декларанта был запрошен экземпляр экспортной таможенной декларации страны отправления с переводом, заверенным в установленном порядке.
В связи с непредставлением данного документа, не подтверждены сведения о стоимости товара в стране, экспортирующей товар.
В решении о проведении дополнительной проверки у декларанта был запрошен прайс-лист производителя в виде договора публичной оферты либо его коммерческое предложение.
В связи с непредставлением данных документов не подтверждены сведения о соответствии цены сделки ценам производителя.
По запросу таможенного органа также не представлены бухгалтерские документы об оприходовании товаров (предыдущих партий товаров). В связи с непредставлением данных документов, в ходе проверки не подтверждены сведения об оприходовании товаров рамках контракта.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что заявленные в ДТ N 10317090/170516/0007808 сведения о таможенной стоимости товаров правомерно подлежали корректировке, как не основанные на достоверной и документально подтвержденной информации, а также в связи с отсутствием документального подтверждения структуры таможенной стоимости.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ООО "Авангард" в материалы дела были представлены ведомость банковского контроля по контракту N 01052015 от 01.05.2015, (по ДТ N10317090/170516/0007808), ведомость банковского контроля по контракту N NOVO-3-2014-FR от 28.02.2014 (10317090/170516/0007808), акт сверки расчетов по состоянию на 31.12.2017, акт сверки взаимных расчетов за период: 28.02.2014 - 08.02.2017.
По результатам анализа указанных документов суд пришел к следующим выводам.
Согласно п.2.3 внешнеторгового контракта N 01052015 от 01.05.2015, расчеты за товар, поставляемый по контракту, должны осуществляться на основании ДТ путем банковского перевода на счет продавца, в течение 180 календарных дней, от даты таможенного оформления покупателем в порту г. Новороссийска, а также путём предоплаты (авансовый платёж) с поставкой товара в течение 180 календарных дней. Однако, при таможенном декларировании товаров документы, подтверждающие согласование сторонами контракта конкретных сведений о порядке и сроках оплаты за поставляемый товар, представлены не были. Таким образом, есть звания полагать, что сторонами контракта не согласованы существенные его условия, касающиеся порядка и сроков оплаты за поставляемые товары. Таким образом, не подтверждены документально сведения о согласовании сторонами контракта существенных его условий, касающихся порядка и сроков оплаты за поставляемые товары.
При анализе представленной обществом ведомости банковского контроля по контракту установлено, что определить порядок оплаты по контракту, а также идентифицировать в счет каких поставок были произведены платежи (при сравнении Разделов II и III ведомости) не представляется возможным. Банковские платежные документы по оплате декларируемой поставки и выписки по лицевым счетам, а также пояснения по порядку и срокам оплаты рассматриваемой товарной партии декларантом не предоставлены.
В связи с вышеизложенным, не представляется возможным осуществить контроль соблюдения покупателем обязательств по оплате товара по ДТ N 10317090/170516/0007808, а также проверить соответствие заявленной стоимости товара фактически произведенной оплате.
Относительно довода заявителя о подтверждении транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости товаров, судом установлено следующее.
В подтверждение расходов на транспортировку декларантом предоставлен в таможенный орган договор транспортного экспедиционного обслуживания от 11.05.2016 N 19477/U-16 (далее - Договор ТЭО), заключенный обществом (Клиент) с ООО "Медитерранеан Шиппинг Компани Русь" (далее - Исполнитель).
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 Договора ТЭО, все термины и определения, используемые в договоре, трактуются в соответствии положениями порядка предоставления услуг исполнителя (в его актуальной на момент подписания договора редакции) - публичного документа, утвержденного директором исполнителя и опубликованного на публичном сайте в сети "Интернет" и регламентирующего правоотношения сторон по договору (далее - Порядок предоставления услуг).
Подпунктом 1.2 пункта 1 Договора ТЭО, общество подтверждает, что ознакомлено с условиями тарифов исполнителя, тарифов принципала, порядком предоставленных услуг, пользовательским соглашением и порядком обмена электронными документами в их текущей редакции, размещенными на публичном сайте в сети "Интернет", принимает их и обязуется руководствоваться ими при приобретении прав и несении обязанностей в рамках договора.
Подпунктом 2.4 пункта 2 Договора ТЭО предусмотрено, что клиент обязуется оплатить любые сборы, организацию работ и/или оказание услуг, а также любые иные расходы и затраты исполнителя, связанные с исполнением последним договора и все убытки исполнителя и/или иные финансовые санкции, связанные с КО/Грузом, возникшие вследствие нарушения Клиентом действующего законодательства и/или неправомерных действий Клиента, а также связанные с КО/Грузом, возникшие вследствие действий государственных органов.
Согласно подпункту 4.1 пункта 4 Договора ТЭО, клиент оплачивает исполнителю сборы, услуги, как оговоренные, так и не оговоренные в договоре, и возмещает расходы в порядке и на условиях, предусмотренных договором, по тарифам, действующим на день оказания услуги, или, если не указаны тарифы, по их фактической величине, включая налоги.
Подпунктом 4.2 пункта 4 Договора ТЭО предусмотрено, что стандартные тарифы принципала и исполнителя определяются в Тарифах - документах, утвержденных директором исполнителя и предоставляемых исполнителем посредством авторизации Клиента в своем личном кабинете на сайте исполнителя или посредством направления Клиенту соответствующего электронного письма информативно по предварительному запросу. Тарифы могут быть изменены исполнителем в одностороннем порядке, с уведомлением не менее чем за 15 календарных дней до момента вступления в силу тарифов в новой редакции способом, выбранным исполнителем.
Таким образом, предоставленный договор регулирует общие положения и содержит пункты, являющиеся отсылочными, так как предусматривают получение конкретной информации и согласование существенных условий договора (тарифы, порядок предоставления услуг и так далее) на сайте исполнителя.
Вместе с тем, согласно подпункту 4.9 пункта 4 Договора ТЭО, исполнитель предоставляет клиенту комплект бумажных документов (счет, счет-фактура, акт выполненных работ/оказанных услуг) после получения предварительной письменной заявки от клиента.
Подпунктом 4.11 пункта 4 Договора ТЭО предусмотрено, что стоимость фактически оказанных услуг определяется на основании актов оказанных услуг и рассчитывается в соответствии с тарифами, действующими на день оказании услуги, и фактическим объемом оказанных услуг.
Однако, письменные заявки общества, тарифы, действовавшие на момент оформления товаров, а также акт выполненных работ/оказанных услуг декларантом в таможенный орган в период проведения дополнительной проверки не предоставлены.
Декларантом в таможенный орган предоставлено письмо ООО "Медитерранеан Шиппинг Компани Русь" от 6 июня 2013 года N 593-13, адресованное "Заинтересованным лицам" с информацией о том, что согласование ставок перевозчика осуществляется по электронной почте. Указанное письмо не содержит конкретных ставок и направлено до заключения Договора ТЭО.
Таким образом, данное письмо является информационным и не служит документом согласования сторонами ставки фрахта.
Представленное в ходе судебного разбирательства письмо ООО "Медитерранеан Шиппинг Компани Русь" от 17.12.2018 б/н, также адресованное "Всем заинтересованным лицам" также не может быть принято во внимание, поскольку появилось в связи с судебным рассмотрением требований общества и не было представлено в ходе таможенного оформления товаров.
Доказательств невозможности получения (представления) в таможенный орган своевременно данной информации суду не представлено.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции обществом в материалы дела были приобщены документы: свифт, инвойсы, акты выполненных работ по ДТ N 10317090/170516/0007808.
Изучив указанные документы, суд пришел к выводу о том, что указанные документы не устраняют сомнения в заявленной декларантом таможенной стоимости товара, как не согласующиеся с первоначально представленными при таможенном декларировании документами.
Кроме того, как указано в пункте 11 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18, рассматривая споры о правомерности корректировки таможенной стоимости, произведенной в рамках таможенного контроля до выпуска товаров, судам следует учитывать, что исходя из взаимосвязанных положений статей 65 - 69 Кодекса решение о корректировке принимается таможенным органом в соответствии с тем объемом документов и сведений, которые были им собраны и раскрыты декларантом на данной стадии.
Ввиду того, что судебное разбирательство не должно подменять осуществление таможенного контроля в соответствующей административной процедуре, новые доказательства признаются относимыми к делу и могут быть приняты (истребованы) судом, если ходатайствующее об этом лицо обосновало наличие объективных препятствий для получения этих доказательств до вынесения оспариваемого решения таможенного органа (пункты 8, 9 настоящего постановления). В частности, новые доказательства могут быть приняты судом, если со стороны таможенного органа декларанту не была обеспечена возможность устранения сомнений в достоверности заявленной таможенной стоимости. Представляемые таможенным органом новые доказательства принимаются судом, если обоснованы объективные причины, препятствовавшие их своевременному получению до вынесения решения о корректировке таможенной стоимости.
В судебном заседании обществом о наличии таких объективных причин указано не было. В связи с чем, суд критически относится к представленным заявителем доказательствам.
Таким образом, на момент декларирования товара и проведения дополнительной таможенной проверки, таможенный орган не располагал полным объемом документов, подтверждающих сумму транспортной составляющей таможенной стоимости.
Относительно указания общества на то, что таможенный орган допустил нарушения при выборе источника ценовой информации для расчета скорректированной таможенной стоимости товаров, а также неверно определил метод определения таможенной стоимости, судом установлено следующее.
Из пояснений таможенного органа следует, что согласно данных, содержащихся в Автоматизированной системе контроля таможенной стоимости, однородные товары, произведенные тем же изготовителем, что и товары по ДТ N 10317090/170516/0007808, на территорию Таможенного союза в сопоставимый период времени (не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых товаров) другими участниками ВЭД ввозились по одной ДТ - 10702030/220416/0019443 с ИТС = 0,55 долл. США за кг.
ООО "Альтернатива" с 17.02.2016 по 17.05.2016 были задекларированы товары того же изготовителя по 6 ДТ, стоимость товаров по всем указанным ДТ была скорректирована до уровня 0,55 - 0,56 долл. США за кг.
Товар "панели для напольного покрытия (ламинат), изготовленные из древесноволокнистых плит...", код ЕТН ВЭД ЕАЭС 4411149000, страна происхождения Китай, в указанный период декларировался по ФТС со средним ИТС 0,57 долл. США за кг, по ЮТУ - 0,54 долл. США за кг, по СЗТУ - 0,71 долл. США за кг, по ЦТУ - 0,53 долл. США за кг, по ДВТУ - 0,59 долл. США за кг (выборка из ИАС "Мониторинг-Анализ" прилагается).
В качестве источника для корректировки таможенной стоимости оцениваемого товара по ДТ N 10317090/170516/0007808 был взят товар "панели для напольного покрытия, изготовленные из древесноволокнистых плит_", код ЕТН ВЭД ЕАЭС 4411149000, страна происхождения и отправления - Китай, с весом нетто 20224 кг, весом брутто 20224 кг, в количестве 3033,6 м2, с ИТС 0,71 долл. США за кг, декларированный по ДТ N 10216020/210316/0009048. В результате корректировки индекс таможенной стоимости товара, декларированного по ДТ N 10317090/170516/0007808, составил 0,55 долл. США за кг.
Суд указал, что выбор основы для расчета вновь определенной таможенной стоимости товаров, декларированных по ДТ N 10317090/170516/0007808, был осуществлен таможенным органом с учетом положений статей 7, 10 Соглашения от 25.01.2008. Товар, выбранный в качестве источника для корректировки, является однородным оцениваемому в понятии статьи 3 Соглашения, а именно, товар имеет сходные характеристики и состоит из схожих компонентов, произведен из таких же материалов, что позволяет ему выполнять те же функции, что и ввозимый товар, и быть с ним коммерчески взаимозаменяемым. Кроме того, выбранный для сравнения товар имеет аналогичное наименование, ту же страну происхождения и отправления, сходный вес. То есть, источник информации для корректировки таможенной стоимости был выбран таким образом, чтобы описание выбранного для сравнения товара, его коммерческие, качественные, весовые характеристики в наибольшей степени соответствовали описанию оцениваемого товара. Декларация, взятая за основу для корректировки таможенной стоимости, не выходит за рамки соответствующего периода (не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых товаров). Корректировка таможенной стоимости товаров была осуществлена в соответствии со статьей 10 Соглашения резервным методом на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами (методом 6 на базе 3).
Довод апелляционной жалобы о том, что таможней не учтен класс износоустойчивости ламината, как основной ценообразующий фактор на данный товар отклоняется судом апелляционной инстанции с учетом информации, приведенной в таблице по спорному производителю таможенным органом:
N ДТ |
Заявленный класс |
Цена согласно инвойсу |
|
износоустойчивости |
(долл.США/м2) |
10317090/170516/0007808 |
32 |
1,82 |
(обжалуемая ДТ) |
|
|
10317090/010216/0001489 |
32 |
1.36 |
10317090/021116/0016286 |
32 |
2.3 |
10317090/020816/0012060 |
32 |
2,53 |
10317090/280316/0004786 |
34 |
1.84 |
10317090/110716/0011163 |
34 |
2.36 |
На основании данных указанной таблицы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что цена ввозимого ООО "Авангард" ламината того же производителя отличается вне зависимости от того, что он обладает одним и тем же классом износоустойчивости. Более того, в ряде случаев ламинат, относящийся к 32 классу износоустойчивости, стоит дороже ламината 34 класса.
Кроме того, в ДТ, на которые заявитель ссылается в качестве обоснования правомерности своей позиции, класс износоустойчивости также не указан.
Таким образом, для расчета таможенной стоимости в рамках резервного метода таможенный орган использовал информацию, удовлетворяющую требованиям статьи 10 Соглашения от 25.01.2008.
Судом отклонена ссылка заявителя на решение арбитражного суда от 22.10.2018 по делу N А51-9303/2018, поскольку указанный судебный акт, как указано выше, был принят арбитражным судом 22.10.2018; рассматриваемые в рамках указанного дела решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров были приняты в период с 30.12.2015, 20.02.2016, 21.02.2016, 05.04.2016, 10.04.2016, 17.04.2016, 02.09.2016, 08.09.2016, 09.10.2016 по 12.10.2016, т.е. на момент принятия оспариваемого в рамках данного дела решения (28.06.2016), 6 из них уже состоялись и еще не были обжалованы и, тем более, отменены.
При этом в самом решении 22.10.2018 по делу N А51-9303/2018 не содержится конкретной информации (не указывается наименование товара, иные сведения), позволяющие однозначно соотнести фактически исследованные обстоятельства в рамках дела N А51-9303/2018 с фактически исследовавшимися в рамках данного дела обстоятельствами заключения и исполнения сделки.
Представленная информация со ссылкой на относимость к декларации N 10702030/240216/0008983 также не подлежат принятию во внимание, ввиду того, что источник получения этой информации, ее тождественность сведениям, официально заявленным и зарегистрированным таможенным органом заявителем не подтверждена.
Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии со статьей 10 Соглашения, являются теми же, что и предусмотренные в статьях 4, 6 - 9 Соглашения, однако, при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при их применении. В частности, допускается следующее:
- для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров за основу может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые (ввозимые) товары;
- при определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров на основе стоимости сделки с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных статьей 6 или 7 Соглашения требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть проданы для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезены на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или и соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (возимых) товаров.
Корректировка таможенной стоимости по спорной ДТ произведена с использованием 6 (резервного) метода определения таможенной стоимости (на базе 3 метода), то есть с применением норм, установленных статьями 7, 10 Соглашения от 25.01.2008, в связи с отсутствием документально подтвержденной ценовой информации для использования других методов определения таможенной стоимости.
В результате проведенного анализа информации о стоимости товаров, содержащейся в базах данных таможенного органа, информация для применения метода по стоимости сделки с однородными товарами (метода 3) в соответствии со статьи 7 Соглашения не была выявлена. Для применения методов 4 и 5 (статьи 8 и 9 Соглашения) у таможенного органа отсутствовали, и декларантом не были представлены сведения по реализации оцениваемого товара, а также отсутствовала информация по реализации идентичных и однородных товаров. Также декларантом не были предоставлены данные о производственных издержках и у таможенного органа отсутствовала информация об эквивалентных суммах прибыли и общих расходов, учитываемых при продаже товаров того же класса или вида для экспорта на единую таможенную территорию Таможенного союза. Таким образом, метод вычитания (метод 4) и метод сложения (метод 5) не применимы.
Статья 10 Соглашения допускает гибкость в применении требований статьи 7 Соглашения в части сопоставимости страны производителя и периода ввоза товара, т.е. позволяет, при отсутствии иной возможности, выбрать товар, ввезенный за пределами 90- дневного периода, и произведенный в иной стране.
В силу пункта 9 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18, от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и пункта 3 статьи 69 ТК ТС разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене, и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота.
Признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов (пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства").
Пунктами 8, 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191 "Об определении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации" определено, что в случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами, таможенная стоимость таких товаров определяется с использованием либо метода по стоимости сделки с идентичными товарами, либо метода по стоимости сделки с однородными товарами, либо метода сложения. В случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием вышеуказанных методов, применяется резервный метод.
Исходя из установленных фактических обстоятельств по делу в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что у таможенного органа имелись законные основания для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товара по декларации N 10317090/170516/0007808, поскольку стоимость сделки, являющаяся основной для определения таможенной стоимости по первому методу, в рассматриваемом случае обществом не подтверждена, не соблюдены требования, установленные пунктом 3 статьи 2 Соглашения.
Доводы общества о том, что заявленная таможенная стоимость товара по спорным таможенным декларациям основана на достоверной и документально подтвержденной информации, отклонены как необоснованные и противоречащие пункту 4 статьи 65, статьи 68 ТК ТС.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара является законным и обоснованным.
Пунктом 9 Постановления Пленума N 18 определено, что от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и пункта 3 статьи 69 ТК ТС разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота. Действия лица, ввозящего товар на таможенную территорию государства, соответствовали бы принципам разумности и осмотрительности, предъявляемым к поведению участников гражданского оборота, если бы такие субъекты при ввозе товаров по цене, значительно отличающейся от цены сделок с однородными товарами, заранее собирали доказательства, подтверждающие более низкую цену сделки.
В данном случае, обществом не было проявлено должной степени разумности и осмотрительности с целью заблаговременного получения документов, подтверждающих действительное приобретение товара по заявленной цене, а также запроса указанных документов после получения требования таможенного органа об их предоставлении. Кроме того, дополнительно представленные документы не устранили сомнения в действительности заявленной таможенной стоимости товара.
На основании вышеизложенного, оценив в совокупности все обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Новороссийской таможней правомерно принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10317090/170516/0007808.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалованном судебном акте. Данные доводы не опровергают сделанных судом выводов и направлены по существу на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанций. Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела или иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2019 по делу N А32-12716/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.