Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 сентября 2019 г. N Ф05-15283/19 настоящее постановление оставлено без изменения
27 мая 2019 г. |
дело N А40-163077/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Тетюка В.И., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2019 г. (резолютивная часть от 13.02.2019 г.)
по делу N А40-163077/18, принятое судьей Жбанковой Ю.В.,
по иску АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН: 1097746772738)
к АО "Вагонреммаш" (ОГРН: 1087746618970) о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Загайнова К.А. по доверенности от 08.02.2017 г,
от ответчика: Ефремкина О.В. по доверенности от 05.07.2018 г.
УСТАНОВИЛ:
АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ" (Заказчик) предъявило АО "Вагонреммаш" (Исполнитель) иск о взыскании 223 508 руб. пени по договору на капитальный ремонт пассажирских вагонов от 25.12.2012 г. N ФПК-12-450.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 13.02.2019 г., изготовленным в полном объеме 19.02.2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы своей жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащими оставлению без изменения.
Установлено, что между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) был заключен договор N ФПК-12-450 на капитальный ремонт пассажирских вагонов от 25.12.2012 г., по условиям которого Исполнитель обязался по заданию Заказчика выполнить работы по капитальному ремонту пассажирских вагонов в объемах КР-1, КР-2, а также дополнительные работы, а Заказчик - оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
Согласно п.п. 3.2.1-3.2.2 Договора Исполнитель обязан принять в ремонт вагон, своевременно и надлежаще выполнить Работы, а также передать результат работ Заказчику в соответствии с условиями Договора.
В соответствии с п. 5.3 Договора в случае нарушения Исполнителем срока выполнения Работ, установленного в Графике подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта на текущий год и определенного с учетом нормативного срока простоя вагонов в ремонте, установленного Указанием МПС России N В-1465у от 23.12.1997 г., Исполнитель обязан уплатить Заказчику штрафную неустойку в размере 0,1% от стоимости ремонта вагонов, по которым нарушен срок выполнения Работ, за каждый день просрочки, но не более 7% от стоимости Работ по ремонту вагонов, по которым нарушен срок выполнения Работ.
Вместе с тем, как указывает истец, работы по ремонту вагонов N 001-07896, N 001-66025 выполнены Исполнителем с нарушением установленного срока.
Согласованным сторонами графиком подачи и выпуска вагонов в/из ремонта на Воронежский ВРЗ в 3 квартале 2017 г. в отношении вагона N 001-07896 установлена дата подачи вагона в ремонт 08.08.2017 г., срок выпуска вагона из ремонта: 31.08.2017 г.
Истец указал, что вагон 001-07896 поступил на завод ранее срока, установленного графиком выполнения работ и взят на ответственное хранение до наступления срока ремонта, что подтверждается актом от 04.08.2017 г. подписанным сторонами.
Вместе с тем, как указывает истец, работы по капитальному ремонту вагона N 001-07896 в 3 квартале 2017 года были выполнены АО "Вагонреммаш" (Воронежский ВРЗ) 27.09.2017 г. с просрочкой в 27 дней.
В связи с изложенным, штрафная неустойка, исчисленная в соответствии с п. 5.3 Договора, составляет 140845,50 руб.
Согласованным сторонами графиком подачи и выпуска вагонов в/из ремонта на Воронежский ВРЗ в 4 квартале 2017 г. в отношении вагона N 001-66025 установлена дата подачи вагона в ремонт 04.10.2017 г., срок выпуска вагона из ремонта: 27.10.2017 г.
Истец указал, что вагон 001-66025 поступил на завод ранее срока установленного графиком выполнения работ и взят на ответственное хранение до наступления срока ремонта, что подтверждается актом от 28.09.2017 г. подписанным сторонами.
Вместе с тем, как считает истец, работы по капитальному ремонту вагона N 001-66025 в 4 квартале 2017 года были выполнены АО "Вагонреммаш" (Воронежский ВРЗ) 29.12.2017 г. с просрочкой в 63 дня.
В связи с изложенным, штрафная неустойка, исчисленная в соответствии с п. 5.3 Договора, составляет 199856,16 руб.
Таким образом, согласно представленному расчету, истцом начислена неустойка в общем размере 223 508 руб.
Истец в адрес ответчика направил претензию исх. от 25.04.2018 N ФПКФЮ-13/110 с требованием уплаты неустойки, однако требование истца было оставлено ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований заказчика.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом соглашается.
Так, согласно п. 1.1 Договора подрядчик (ответчик) обязуется выполнить по заданию заказчика (истца) работы по капитальному ремонту в объеме КР-1, КР-2 пассажирских вагонов, а заказчик - принять и оплатить выполненные работы.
В соответствии с п. 4.1 Договора вышеуказанные работы выполняются Ответчиком на основании Графика подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта на текущий год (приложение N 4 к Договору).
Требования к организации и условиям осуществления деятельности по капитальному ремонту вагонов установлены документом "Основные условия капитального ремонта и модернизации пассажирских вагонов на ремонтных заводах" (далее - Документ), утвержденным ОАО "РЖД" от 11.12.2007 N РД 32 ЦЛ 024-2007.
Подача вагонов для выполнения Работ осуществляется на территории АО "ВРМ" с соблюдением требований Документа.
Согласно разделу 1 документа, он является обязательным для дочерних обществ ОАО "РЖД", организаций, входящих в состав ОАО "РЖД" и определяет взаимоотношения между ними по проведению капитального ремонта. В соответствии со ст.6 ФЗ от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" АО "Вагонреммаш" признается зависимым обществом ОАО "РЖД" и, следовательно, данный Документ является обязательным для исполнения.
Разделом 6.4. Документа установлено, что вагоны подаются в ремонт и выпускаются из ремонта согласно годовым, квартальным и пономерным графикам подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта.
При этом график является обязательным для сторон и составляет неотъемлемую часть Договора (п.6.4.7. Документа).
Следовательно, срок выполнения АО "ВРМ" работ по ремонту вагона должен прежде всего соответствовать сроку, установленному в графике подачи вагона в ремонт и выпуска из ремонта, который является неотъемлемой частью Договора, что соответствует ст. 708 ГК РФ, которой установлено, что в договоре подряда указываются начальные и конечные сроки выполнения работы.
Как следует из п.7.1.8 Документа приемка прибывшего в ремонт вагона оформляется актом приемки. Акт приемки пассажирского вагона оформляется по форме ЗРУ-25, указанной в приложении к Документу. Возможность оформления других документов для приемки вагона не предусмотрено ни Документом, ни иными нормативными правовым актами.
Исходя из п.7.1.11 Документа пассажирские вагоны, прибывшие к Исполнителю (АО "ВРМ") ранее сроков, установленных пономерным графиком, Исполнителем принимаются с оформлением акта, но по простою и в числе неисправных, до наступления сока прибытия на завод по графику, учитываются за вагонным депо (участком приписки).
Следовательно, п. 7.1.11 Документа устанавливает обязанность АО "ВРМ" принять вагон, прибывший на вагоноремонтный завод ранее срока, установленного в графике, с оформлением акта приемки.
Такое же требование о приемке вагона в ремонт установлено п. 2.7 Регламента "Передачи пассажирских вагонов собственности АО "ФПК" в ремонт на вагоноремонтные предприятия и возврата к месту приписки", утвержденного распоряжением АО "ФПК" от 31 декабря 2014 года N 1576р.
В соответствии с п. 4.2 Договора нормативные сроки простоя пассажирского вагона в ремонте исчисляются с момента подписания обеими Сторонами акта формы ЗРУ-25.
К иску АО "ФПК" прилагается расчет неустойки, согласно которому Истец считает нормы простоя вагонов непосредственно с даты подписания акта формы ЗРУ-25.
Как следует из ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Вместе с тем, согласно п. 7.1.12 Документа вагоны, прибывшие позднее срока, установленного пономерным графиком, Исполнителем принимаются с оформлением акта, а новый срок постановки вагона в ремонт письменно согласовывается сторонами.
Ряд вагонов из числа указанных в исковом заявлении прибыли позднее срока, указанного в пономерных графиках, однако новых сроков выпуска вагонов из ремонта, как того требует п. 7,1.12 Документа, Сторонами согласовано не было.
Согласование постановки вагона в ремонт требует также п.2.8. Регламента "Передачи пассажирских вагонов собственности АО "ФПК" в ремонт на вагоноремонтные предприятия и возврата к месту приписки", утвержденного распоряжением АО "ФПК" от 31 декабря 2014 года N 1576р.
Установлено, что из 2-х вагонов, по которым АО "ФПК" предъявлена штрафная неустойка, 2 вагона пришли в ремонт с нарушением графика подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта: вагон N 001-07896 прибыл на завод позднее срока, установленного в графике на 21 день; вагон N 001-66025 прибыл на завод позднее срока, установленного в графике на 62 дня.
Таким образом, истец передал вагоны для выполнения ремонтных работ позднее срока, согласованного Графиком, без учета производственных мощностей ответчика (подрядчика), тем самым нарушил условия договора и нормы статей 708, 718 Гражданского кодекса РФ.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2019 г. (резолютивная часть от 13.02.2019 г.) по делу N А40-163077/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.