Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 сентября 2019 г. N Ф09-4867/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А34-45/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Курган" на решение Арбитражного суда Курганской области от 26.03.2019 по делу N А34-45/2019 (судья Пшеничникова И.А.).
В судебном заседании приняли участие:
от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Курган" - Ракитина Нелли Эдуардовна (доверенность от 15.07.2017, паспорт).
Заявитель - Управление Министерства внутренних дел России по городу Кургану и третье лицо - Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Курганской области Чуев А.В о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В судебное заседание представители заявителя и третьего лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей заявителя и третьего лица.
Управление Министерства внутренних дел России по городу Кургану (далее - заявитель, административный орган, Управление, УМВД России по городу Кургану) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Курган" (далее - общество, ООО "Альфа-Курган") к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 07.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Курганской области - Чуев А.В.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 26.03.2019 (резолютивная часть решения объявлена 19.03.2019) заявленные требования удовлетворены. ООО "Альфа-Курган" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 250000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО "Альфа-Курган" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель сообщает, что судом не дана оценка доводу о том, что спорные конструкции не являются рекламными конструкциями, а представляют собой вывески. Кроме того апеллянт полагает необоснованными выводы суда первой инстанции о соблюдении административным органом порядка привлечения к административной ответственности, ссылается на отсутствие в протоколе информации о времени совершения правонарушения, неуведомление административным органом общества о проведении осмотра принадлежащих юридическому лицу используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и отсутствие распоряжения о проведении проверки в отношении ООО "Альфа-курган".
УМВД России по городу Кургану представило в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу от 16.05.2019 N 119/1069, в котором против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Альфа-Курган" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1104524000360. Основным видом деятельности общества является торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах.
21.12.2018 должностным лицом УМВД России по городу Кургану вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования на основании поступивших в Управление 18.12.2018 материалов Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана. Указанным определением назначена дата составления протокола об административном правонарушении.
ООО "Альфа-Курган" направлено уведомление от 21.12.2018 N 119/2554, в котором указано на необходимость обеспечить явку в УМВД России по городу Кургану 09.12.2019 в 10 часов 00 минут для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении. В уведомлении ООО "Альфа-Курган" также разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ
Уведомление получено обществом 26.12.2018 (т.1 л.д.13).
Полагая, что в действиях ООО "Альфа-Курган" имеются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которое предусмотрена статьей 14.37 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом административного органа 09.01.2019 в отсутствие представителя ООО "Альфа-Курган" составлен протокол об административном правонарушении 45 Ю N 000000338.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ УМВД России по городу Кургану обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции, пришел к выводу, что в действиях ООО "Альфа-Курган" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу частей 5, 6 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 14.37 КоАП РФ предусмотрено, что установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 КоАП РФ, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу условий части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ, Закон о рекламе), распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Объектом рекламирования согласно пункту 2 статьи 3 Закон N 38-ФЗ признаются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
Пунктом 6 статьи 1 Правил выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане, утвержденных решением Курганской городской Думы от 18.04.2012 N 77 (далее - Правила, утвержденные решением Курганской городской Думы от 18.04.2012 N 77), установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории города Кургана допускается на основании разрешения, выдаваемого Департаментом развития городского хозяйства Администрации города Кургана, в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона "О рекламе" и настоящими Правилами (далее - разрешение).
Разрешение выдается на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые устанавливаются законом Курганской области и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев.
Разрешение выдается по заявлению собственника или иного указанного в частях 5 - 7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным.
Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Кургана, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже рекламных конструкций на территории города осуществляются в соответствии с Законом о рекламе и настоящими Правилами.
Пунктом 2 статьи 3 Правил, утвержденных решением Курганской городской Думы от 18.04.2012 N 77 предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания Департамента в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.
Постановлением Администрации города Кургана от 04.12.2017 N 9183 определены типы и виды рекламных конструкций, допустимые к установке на территории города Кургана.
Решением Курганской городской Думы от 14.11.2012 N 211 утверждены Правила благоустройства территории города Кургана. В статье 2 указанных правил определено, в частности, понятие информационных вывесок - носители информации, размещенные в месте нахождения изготовителя (исполнителя, продавца), содержащие информацию на русском языке о наименовании, коммерческом обозначении, профиле деятельности, адресе, режиме работы, а также иную информацию, которая в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации является для изготовителя (исполнителя, продавца) обязательной к размещению, не содержащие сведений рекламного характера.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно статье 9 Закона о защите прав потребителей, потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Как верно отметил суд первой инстанции, размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 15 информационного письма Президиума от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" разъяснил, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств и верно установлено судом первой инстанции, ООО "Альфа-Курган" эксплуатирует конструкции, которые представляют собой настенные панно, содержащие выполненную в красном и белом цвете надпись "Красное&Белое", кроме того, на указанных панно содержится информация о наименовании общества, основном государственном регистрационном номере общества, индивидуальном номере налогоплательщика, юридическом адресе режиме работы магазинов. Режим работы магазина также указан на дверях магазинов. Указанные настенные панно размещены на фасадах магазинов ООО "Альфа- Курган".
Также из материалов дела следует, что на основании лицензионного договора от 01.07.2016 N 30 неисключительные права на товарный знак "Красное&Белое" (свидетельство N 560042 с приоритетом от 18.02.2013) переданы правообладателем обществу "Альфа-Курган".
Факт размещения названных конструкций, а также факт указания на них перечисленной информации ООО "Альфа-Курган" не оспаривается.
Между тем, перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых указанный товарный знак зарегистрирован (35 класс МКТУ), не относится к деятельности, осуществляемой заявителем в рассматриваемых магазинах (розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах).
В соответствии с Реестром товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, неисключительное право использования указанного товарного знака помимо заявителя передано также нескольким десяткам иных юридических лиц.
Наличие в конструкции коммерческого обозначения, индивидуализирующего его в сфере осуществляемой деятельности (пункт 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации), характеризует содержание данной конструкции как объект рекламирования, а само ее размещение - как рекламу (пункты 1 и 2 статьи 3 Закона о рекламе).
Суд апелляционной инстанции также учитывает размер и стилистическое оформление информационных конструкций, а также размещение их в непосредственной близости - на фасаде этого же помещения, как одна большая рекламная конструкция.
Таким образом, конструкция явно направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 16.11.2010 N 8263/10, самовольная установка рекламной конструкции представляет собой заведомо противоправные действия.
Статья 19 Закона о рекламе различает рекламные конструкции, установленные самовольно, и установленные с разрешения компетентного органа, и предусматривает для этих случаев различное регулирование.
Поскольку на размещение спорной конструкции ООО "Альфа-Курган" соответствующего разрешения не получило, доказательств обратного в материалы деле не представлено, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.37 КоАП РФ.
Имея возможность для соблюдения установленного запрета на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения, общество не предприняло необходимые меры по его соблюдению.
Суду не представлено надлежащих доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению ООО "Альфа-Курган" возложенных на него публично-правовых обязанностей.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.37 КоАП РФ.
Существенных нарушений установленных статьями 25.1, 28.2 КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности не выявлено.
Довод подателя жалобы об отсутствии в протоколе информации о времени совершения административного правонарушения отклоняется апелляционной коллегией как не соответствующий имеющимся в материалах дела доказательствам, поскольку в протоколе об административном правонарушении от 09.01.2019 указано, что установка металлических рекламных конструкций осуществлена ООО "Альфа-Курган" в период с 09 часов 01 минуты 21.11.2018 по 11 часов 02 минуты 22.11.2018.
Изложенный в апелляционной жалобе довод об отсутствии в материалах административного дела приказа (распоряжения) руководителя подразделения о проведении в отношении ООО "Альфа-Курган" проверки судом апелляционной инстанции отклоняется. В рассматриваемом случае проверка в порядке Федерального закона N 294-ФЗ административным органом не проводилась; на основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Требования Федерального закона N 294-ФЗ имеют иную сферу применения, не относятся к порядку обнаружения административного правонарушения и к порядку привлечения к административной ответственности, который регламентируется только КоАП РФ.
Кроме того, в силу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3 статьи 28.1 КоАП).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Управлением не допущено предусмотренной КоАП РФ грубых нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отказ в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, который для данной категории дел составляет один год, в данном случае соблюден.
Оснований для признания правонарушения малозначительным с позиций статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Снижение штрафа ниже минимального, установленного санкцией статьи 14.37 КоАП РФ, арбитражный суд обосновал выводами о том, что с учетом конкретных обстоятельств дела, пояснений представителя, согласно которым часть магазинов закрыта и осуществлен демонтаж спорных конструкций (административным органом не опровергнуто), а также факта привлечения ООО "Альфа-Курган" к административной ответственности впервые считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа ниже минимального размера санкции, предусмотренной ст. 14.37 КоАП РФ, но не менее половины установленного размера штрафа, то есть 250000 руб.
Наказание в виде штрафа в размере 250000 руб. суд счел справедливым, соразмерным характеру совершенного правонарушения, степени вины общества исходя из обстоятельств совершения правонарушения.
Апелляционный суд считает данный вывод суда обоснованным, и не усматривает оснований для его переоценки, а также для большего снижения размера штрафа с учетом количества объектов на которых установлены рекламные конструкции.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности, и сделаны правильные выводы по делу.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 208 АПК РФ и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 26.03.2019 по делу N А34-45/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Курган" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.