г. Хабаровск |
|
27 мая 2019 г. |
А04-405/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мильчиной И.А., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от ПАО "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро": Щербакова В.В., представителя по доверенности от 27.01.2017 N 7647;
от Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области: Евнович М.В., представителя по доверенности от 14.03.2019 N 07-19/557;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Амурской области: Евнович М.В., представителя по доверенности от 15.05.2019 N 02/5-08/004946;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро"
на решение от 19.03.2019 по делу N А04-405/2019
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей В.И. Котляревским,
по заявлению Публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро"
к Управлению Федеральной налоговой службы по Амурской области; Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Амурской области
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" в лице филиала ПАО "РусГидро" - "Бурейская ГЭС" (далее - общество, ПАО "РусГидро") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Амурской области (далее - инспекция, налоговый орган) N 9927 от 30.08.2018 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в доначисления налога на прибыль организаций в за 2017 год в сумме 4 194 244 руб.
Решением суда от 19.03.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество заявило апелляционную жалобу, в обоснование которой приводит доводы о применении судом недействующих норм права, неполном выяснение всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего дела.
В заседании суда второй инстанции, проведенном в режиме видеоконференц-связи, представитель апеллянта на доводах настаивал, указав, что ни в Налоговом кодексе, ни Постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 (далее - Постановление Правительства N 504) нет четкого указания на то, что к льготируемому имуществу не относятся объекты, участвующие в процессе выработки, преобразования и передачи электроэнергии.
Представитель налоговых органов настаивала на оставлении судебного решения в силе по основаниям, изложенным в отзывах.
По мнению инспекции и управления, перечень имущества, приведенный в Постановлении Правительства N 504, является закрытым. Кроме того, считает, что выводы, изложенные в решении Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2018 N А40-248663/17-108-4531, имеют значение для данного дела, поскольку экспертное заключение от 20.12.2016 дано так же в отношении спорных четырех объектов Бурейской ГЭС - генераторов синхронных к гидравлической турбине вертикальной.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность довод апелляционной жалобы с учетом отзывов на нее, выслушав пояснения участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ПАО "РусГидро представило в инспекцию декларацию по налогу на имущество за 2017 год, по итогам проверки которой инспекцией принято решение от 30.08.2018 N 9927 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", но налогоплательщику предложено уплатить недоимку по названному в сумме 4 194 244 руб.. в связи неправомерным применением пониженной ставки в отношении четырех "генераторов синхронных к гидравлической турбине вертикальной".
Общество обжаловало решение инспекции в вышестоящий налоговый орган, который решением от 23.10.2018 N 15-07/2/305 отказал в удовлетворении жалобы, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии данных условий, в связи с чем отказал в удовлетворении требования налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьи 374 Кодекса.
ПАО "РусГидро" в лице филиала "Бурейская ГЭС" в проверяемом периоде являлось плательщиком налога на имущество организаций.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В силу пункта 3 статьи 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могли превышать в 2017 году (проверяемом периоде) - 1,6 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью и соответствующих этим объектам кодов ОКОФ, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. При этом структура кодов ОКОФ состоит из: Х0 0000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел, XX ХХХХ000 - класс, XX ХХХХ0ХХ - подкласс, XX ХХХХХХХ - вид.
Таким образом, в соответствии с Постановление Правительства N 504 подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом перечне имущества).
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Постановлении Правительства N 504, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, который не зависит от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в вышеприведенном Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов по которой является закрытым.
Таким образом, право на применение льготы или пониженной ставки налога на имущество организаций возникает у налогоплательщика при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ; имущество поименовано в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства N 504; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Из материалов дела усматривается, что налогоплательщиком в спорный период применена пониженная ставка в отношении имущества общества, в том числе в отношении генератора синхронного к гидравлической турбине вертикальной, СВ 1313/265-48 УХП N 81, код ОКОФ 143114220; генератора синхронного к гидравлической турбине вертикальной, СВ 1313/265-48 УХП N 2, код ОКОФ 143114220; генератора синхронного к гидравлической турбине вертикальной, СВ 1313/265-48 УХП N 3, код ОКОФ 143114220; генератора синхронного к гидравлической турбине вертикальной, СВ 1313/265-48 УХП N 4, код ОКОФ 143114220.
Данный код ОКОФ в Постановлении Правительства N 504 не приведен и не входит в интервал указанных в нем имущественных объектов, относящихся к подклассам кодов ОКОФ.
Также налоговые органы установили, что основным видом деятельности ПАО "РусГидро", согласно ОКВЭД, является производство и реализация электрической энергии.
Функциональным назначением, а также фактическим использованием всего спорного имущества филиала общества - Бурейская ГРЭС, является обеспечение деятельности генерирующего объекта, направленное на выработку энергии.
Исходя из положений ГОСТ 24291-90 "Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403, линией электропередачи является электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором, электропередача - совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 "Об электроэнергетике" субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе, производство электрической, тепловой энергии и мощности; приобретение и продажа электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей; оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике; сбыт электрической энергии (мощности), организация купли-продажи электрической энергии и мощности.
Все элементы имущества ПАО "РусГидро" имеют определенный правовой режим и специфическое правовое регулирование, которое определяет спорные объекты основных средств, как элементы производственно - технологического комплекса, предназначенные для выработки электроэнергии, что в свою очередь, соответствует их разрешенному виду использования в соответствии с видом деятельности самого налогоплательщика.
Инспекция в обжалуемом решении пришла к выводу, что спорные объекты являются оборудованием, обеспечивающим выработку, преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения, находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности филиала ПАО "РусГидро" - "Бурейская ГЭС", и не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и, следовательно, не относятся к имуществу по смыслу Постановления Правительства N 504.
Данный вывод основывается, в том числе и на заключение экспертизы от 20.12.2016, основанной на исследовании и оценки первичной документации.
Согласно данному заключению, объекты Бурейской ГЭС - генераторы синхронные к гидравлической турбине вертикальной (СВ 1313/265-48 УХП N N 2, 3, 4, 81 с кодами ОКОФ 14311422) не входят в состав линий электропередачи, не участвуют в процессах электропередачи электрической и тепловой энергии по сетям электрическим и сетям тепловым магистральным. Спорные объекты основных средств входят в состав объектов (технологических комплексов) генерации (производства) электрической и тепловой энергии заданного качества и количества для последующей передачи с необходимым учетом по сетям электрическим и тепловым потребителям. Основной функцией гидрогенератора является выработка электроэнергии.
При этом названное заключение от 20.12.2016 было предметом оценки в рамках рассмотрения дела N А40-248663/2017-108-4531 по иску ПАО "РусГидро" об оспаривании решения налогового органа по доначислению, в том числе налога на прибыль в связи с неправомерным применения льготы (пониженной ставки) в отношении оборудования, в том числе генераторов синхронных к гидравлической турбине вертикальной.
Кроме того, из решения инспекции в обоснование неправомерности применения обществом пункта 3 статьи 380 НК РФ следует, согласно представленным техническим паспортам, гидрогенератор типа СВ 1313/265-48 УХЛ4 предназначен для сопряжения с гидравлической турбиной и установки на Бурейской ГЭС. Функция генератора синхронного к гидравлической турбине вертикальный - это выработка электроэнергии. Данный генератор относится к оборудованию, участвующему в производстве и преобразовании электроэнергии, а не ее передаче.
Таким образом, позиция налоговых органов, что пониженная ставка по налогу на имущество организаций в отношении спорного имущества - "генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной", в данном случае применена налогоплательщиком необоснованно, поддерживается и апелляционным судом.
Ссылка общества на применение судом первой инстанции недействующих норм материального права не принимается во внимание судебной коллегии, поскольку в обжалуемом решении по настоящему делу (стр.9 - 13) приводятся обстоятельства, установленные в рамках дела N А40-248663/17-108-4531 (стр.51-53).
Иные доводы, приведенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, что не могут рассматриваться в качестве основания для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 19.03.2019 по делу N А04-405/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 02.04.2019 N 627, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.