Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24 сентября 2019 г. N Ф09-5506/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А71-18766/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Балдиной А.С.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Майский лес": Бажайкин А.Л., представитель по доверенности, паспорт,
от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики: Скачков А.Н., представитель по доверенности, паспорт,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Майский лес"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 27 февраля 2019 года,
принятое судьей Мельниковой М.В.,
по делу N А71-18766/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Майский лес" (ОГРН 1101832001435, ИНН 1832082053)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162679, ИНН 1831044305)
о признании решения незаконным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Майский лес" (далее - общество "Майский лес", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - Министерство, заинтересованное лицо), изложенного в письме N 01/1-18/8654 от 16.08.2018, об отказе в удовлетворении заявления общества о заключении нового договора аренды лесного участка, имеющего местоположение: Удмуртская Республики, Игринский район, Игринское лесничество, Ново-Зятцинское участковое лесничество, без проведения торгов; возложении на Министерство обязанности принять решение об удовлетворении заявления общества о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов и заключить новый договор аренды лесного участка без проведения торгов сроком на 10 лет.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество "Майский лес" обжаловало решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает ошибочным вывод суда о возможности заключения договора аренды на новый срок только при условии его предоставления ранее на срок более 10 лет, ссылается на положения статей 72-74 Лесного кодекса Российской Федерации. Указывает, что переоформляя договор 2006 года стороны по сути скорректировали 5-летний срок, фактически договор аренды заключен сторонами на длительный срок, лесной участок находится у арендатора в аренде более 12 лет, что установлено судом и позволяло арендатору требовать заключения нового договора аренды лесных участков без торгов на основании статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. Право на получение лесного участка в аренду на новый срок связывает с положениями подпункта 3 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Кроме того, апеллянт указывает на отсутствие в оспариваемом отказе Министерства всех оснований для отказа в заключении договора на новый срок, письмо Министерства не содержит указания на несоблюдение условий части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя жалобы, пункт 5 части 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" является недействующим.
Министерством представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо выразило несогласие с приведенными в ней доводами, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Министерства возражал против удовлетворения жалобы и просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество "Майский лес" является арендатором лесного участка площадью 33229,3 га, предоставленного в аренду для заготовки древесины, имеющего местоположение: Удмуртская Республика, Ново-Зятцинское участковое лесничество, кварталы: 4-6, 9-18, 21-33, 35-39, 41,43, 47-50, 53-59, 62, 69 (выд. 1-41, 43-45), 70 (выд. 1-20, 22-24), 71-81, 87 (выд. 1-29, 31-45), 88 (выд. 1-6, 8-27), 89 (выд. 2-39), 90-93, 94 (выд. 1-15, 17-34), 95 (выд. 1-8, 10-42), 96 (выд. 1-24, 29-78), 97 (выд. 1-3, 5-25), 98-100, 102, 103, 106-108, 111-115, 120-126, 137-139, 141, 144-150, 151 (выд. 1-34, 36-58), 152 (выд. 1-3, 5-33), 154, 159-164. 167-170, 171 (выд. 1-31, 34-37), 173 (выд. 1-38, 41-49), 174 (выд. 1-18, 21-36), 175-176, 178, 179 (выд. 1-26, 28-33, 35-39), 180 (выд. 1-16,18-51), 181 (выд. 1-9,1 1-37. 39-73), 182 (выд. 2,3,5-83), 183, 184, 186 (выд. 1-28, 30-45). 187 (выд. 1-4, 6-12,14-30); Пионерское участковое лесничество, кварталы: 68, 74-79, 105, 114, 125-127, 129, 131, 135, 141 (выд. 2-20), 142 (выд. 2-23), 143 (выд. 2-43), 144 (выд. 1-9, 13-53), 145 (выд. 1-8, 10-34), 146-148; Чутырское участковое лесничество, кварталы: 36, 72, 98, 100, 102, 103, 128, 129, 131, 132, 136.
Первоначально указанный земельный участок был предоставлен в аренду закрытому акционерному обществу "Биоресурс" (далее - общество "Биоресурс") по договору аренды участка лесного фонда Российской Федерации от 01.12.2006, заключенному по результатам лесного конкурса, оформленного протоколом N 4 от 20.11.2006.
Срок аренды установлен 5 лет со дня государственной регистрации договора (раздел 1 договора аренды от 01.12.2006).
Государственная регистрация договора произведена 22.12.2006.
Пунктом 4.1.5. договора аренды от 01.12.2006 предусмотрено, что арендатор, надлежащим образом выполняющий обязательства по договору, по истечении срока аренды, имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение такого договора на новый срок.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", на основании Приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики N 64 от 07.03.2008 "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда", между Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики (правопредшественником ответчика) и обществом "Биоресурс" без проведения торгов заключен договор аренды N 01/2-15/24 от 31.03.2008 лесного участка площадью 33417 га.
Согласно пункту 20 договора аренды N 01/2-15/24 от 31.03.2008 срок действия договора установлен на 10 лет с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация договора произведена 09.10.2008.
По договору перенайма лесного участка от 15.12.2015 общество "Биоресурс" передало обществу "Майский лес" права и обязанности по договору аренды N 01/2-15/24 от 31.03.2008.
Государственная регистрация договора произведена 23.12.2015.
30.07.2018 общество "Майский лес" (письмо исх. N 133) обратилось в Министерство с заявлением о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов сроком на 10 лет, в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Письмом (исх. N 01/1-18/8654 от 16.08.2018) Министерство отказало в удовлетворении заявления общества о заключении нового договора аренды лесного участка со ссылкой на пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Считая данный отказ незаконным, противоречащим положениям части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, а также ссылаясь на то, что арендаторы лесного участка надлежащим образом исполняли обязательства по заключенным договорам аренды, общество "Майский лес" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из правомерности оспариваемого отказа,
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно частям 1 и 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Частью 8 статьи 29 ЛК РФ установлено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В частях 4, 5 статьи 71 ЛК РФ указано, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии правилами части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, поименованных в части 2 указанной статьи.
Отказ в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов мотивирован отсутствием оснований, предусмотренных частью 1 статьи 74 ЛК РФ.
Статьей 74 ЛК РФ предусмотрены условия заключения договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов. Так в силу части 1 данной статьи арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Материалами дела подтверждается предоставление заявителю лесного участка в аренду по договору от 01.12.2006, заключенному по результатам торгов - лесного конкурса, сроком на 5 лет, последующее переоформление договора в связи с ведением в действие с 01.01.2007 Лесного кодекса Российской Федерации путем подписания 31.03.2008 договора аренды лесного участка N 01/2-15/24 со сроком действия на 10 лет с момента его регистрации
Установив, что договор от 01.12.2006 аренды участка лесного фонда для заготовки древесины заключен по результатам лесного конкурса на срок 5 лет, а последующий договор аренды данного лесного участка от 31.03.2008 N 01/2-15/24 заключен в порядке переоформления договора аренды участка лесного фонда для заготовки древесины в силу требований о приведении последнего в соответствие с ЛК РФ, т.е. отсутствуют условия, предусмотренные частью 1 статьей 74 ЛК РФ, при наступлении которых у арендатора возникает право на заключение нового договора аренды лесных участков без проведения торгов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа не соответствующим закону.
Доводы апелляционной жалобы о том, что фактически договор аренды был заключен сторонами на длительный срок - более 5 лет, лесной участок находится у арендатора в аренде более 12 лет, в связи с чем добросовестный арендатор вправе требовать заключения нового договора аренды лесных участков без торгов на основании статьи 74 ЛК РФ, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Согласно статье 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 04.06.2018) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 ЛК РФ.
Применение закона разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды". Согласно указанным разъяснениям, в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Таким образом, в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе требовать заключения договора аренды лесного участка на новый срок даже при наличии у него преимущественного права, предусмотренного пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы, основанные на отличном толковании приведенных выше норм права, не могут быть признаны обоснованными, поскольку перезаключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов противоречит требованию о соблюдении публичной процедуры, предусмотренной в статье 74 ЛК РФ и призванной обеспечить неопределенному кругу субъектов предпринимательской деятельности равный доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды. В этой связи суд апелляционной инстанции не усматривает оснований полагать оспариваемый отказ в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов неправомерным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к несогласию подателя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и произведенной судом оценкой доказательств.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 февраля 2019 года по делу N А71-18766/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.