г. Чита |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А78-1709/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н.,
судей Барковской О.В., Мациборы А.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Золотовой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Домремстрой" (ОГРН 1147536007486, ИНН 7536147174) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 декабря 2018 года по делу N А78-1709/2018 по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889, адрес: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Профсоюзная, д.23) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Домремстрой" (ОГРН 1147536007486, ИНН 7536147174, адрес: 672040 Забайкальский край, г. Чита, ул. Газимурская, д.25) о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета тепловой энергии, по адресу г. Чита, ул. Железобетонная, д. 4, кв. 60, за период с 27.04.2015 по 15.11.2017 года в размере 1800, 68 рублей, процентов за рассрочку платежей с 27.04.2015 по 15.11.2017 года в размере 511, 25 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: городской округ "Город Чита" в лице Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501182730, ИНН 7536031067, адрес: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бутина, д. 39), Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501166483, ИНН 7536009390, адрес: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чайковского, д. 28), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Домремстрой" (ОГРН 1127536004606, ИНН 7536128414, адрес: 117342, Москва, ул. Бутлерова, д. 17 Б, помещение/комната ХI/60Е),
( суд первой инстанции: судья Дамбаров С.Д.)
при участии в судебном заседании:
от ПАО "ТГК-14": представителя по доверенности от 09.01.2019 Поповой Н.В.
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - истец, общество "ТГК 14") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Домремстрой" (далее - общество УК "Домремстрой") о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета тепловой энергии, по адресу г. Чита, ул. Железобетонная, д. 4, кв. 60, в размере 3908 руб. 86 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.05.2015 по 01.11.2017 в размере 494 руб. 91 коп.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 08 февраля 2018 года исковое заявление было принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 02 апреля 2018 года Арбитражный суд Забайкальского края перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены городской округ "Город Чита" в лице Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" и Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита", общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Домремстрой" (ОГРН 1127536004606, ИНН 7536128414).
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования в соответствии с положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в окончательной редакции просил взыскать с ответчика расходы на установку общедомового прибора учета тепловой энергии, по адресу г. Чита, ул. Железобетонная, д. 4, кв. 60, за период с 27.04.2015 по 15.11.2017 в размере 1800, 68 рублей, процентов за рассрочку платежей с 27.04.2015 по 15.11.2017 в размере 511, 25 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 18 декабря 2018 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с решением суда от 18 декабря 2018 года, обратился с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявитель указывает, что ООО УК "Домремстрой" не является исполнителем коммунальных услуг, не предоставляет собственникам помещений коммунальные услуги. Собственники помещений не принимали решения об оплате затрат на установку общедомового прибора учета, соглашения между истцом и ответчиком о компенсации таких затрат также отсутствует. Кроме того, на момент установки общедомового прибора учета дом находился на обслуживании иной управляющей компании. В настоящее время все собственники помещений многоквартирных домов, обслуживаемых ООО УК "Домремстрой", производят оплату за тепло напрямую в ПАО "ТГК-14".
В судебном заседании представитель истца возразил против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные в установленном порядке, явку представителей не обеспечили.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество УК "Домремстрой" осуществляет функции по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Железобетонная, д. 4. В указанном многоквартирном доме расположена квартира N 60, находящаяся в муниципальной собственности городского округа "Город Чита".
В соответствии с актом от 27.04.2015, подписанным сторонами настоящего спора, в упомянутом многоквартирном доме введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный за счет средств общества "ТГК 14".
Оплата установки прибора учета тепловой энергии производилась обществом "ТГК 14" в рамках договора лизинга, заключенного с обществом с ограниченной ответственность "Базис Групп".
Согласно представленным документам стоимость общедомового прибора учета, установленного в доме, составляет 328 687, 79 руб.
Ссылаясь на то, что на стороне общества Управляющая компания "Домремстрой" возникла обязанность по оплате расходов на установку прибора учета применительно к квартире N 60, находящейся в муниципальной собственности городского округа "Город Чита", общество "ТГК 14" обратилось в суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства, пришел к выводу об обоснованности заявленного требования по праву и размеру.
Суд апелляционной инстанции полагает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 2, 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в состав которого входят, в том числе, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закон N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу частей 5 и 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета.
При этом в силу закона обязанность по оснащению жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, и многоквартирных жилых домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, возложена на собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах.
Расходы ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов подлежат взысканию с собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно пункту 38 (1) Правил N 491 в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки).
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета.
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество (пункт 38 (1) Правил N 491).
Как следует из материалов дела, во исполнение требований Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ПАО "ТГК N 14" установило общедомовый прибор учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Чита, ул. Железобетонная, д.4, поскольку в срок до 01.07.2012 ни собственниками, ни управляющими компаниями приборы учета не были установлены.
Оплата установки прибора учета тепловой энергии производилась обществом "ТГК 14" в рамках договора лизинга, заключенного с обществом с ограниченной ответственность "Базис Групп".
Согласно представленным документам стоимость общедомового прибора учета, установленного в доме, составляет 328 687, 79 руб.
В указанном многоквартирном доме расположена квартира N 60, находящаяся в муниципальной собственности городского округа "Город Чита".
В добровольном порядке ни управляющая компания ООО УК "Домремстрой", ни Администрация городского округа "Город Чита" расходы по установке прибора учета приходящиеся на указанную квартиру не оплатили, в связи с чем истец обратился с иском в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, заявленные к управляющей компании, исходил из наличия у управляющей компании обязанности по оплате понесенных истцом расходов, подтвержденных документально, и отсутствием доказательств их оплаты.
Размер расходов на установку прибора учета, приходящийся на квартиру составил 3 544,22 руб. Размер предъявленных к взысканию расходов по состоянию на 15.11.2017 составил 1 800,68 руб. и приведен истцом в расчете, представленном в суд первой инстанции. Указанный расчет апелляционным судом проверен и признан правильными, ответчиком по существу не оспорен.
С учетом вышеизложенных норм права и представленных в дело доказательств суд апелляционной инстанции признает правильными выводы суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что требования заявлены к ненадлежащему лицу, поскольку на момент установки общедомовых приборов учета, управляющей компанией являлось другое общество, основан на неверном толковании норм права, а потому отклоняется апелляционным судом.
То обстоятельство, что в период установки приборов учета спорные дома находились под управлением другого общества, никто не оспаривает.
Вместе с тем, учитывая установленный законодательством источник и механизм возмещения затрат (за счет собственников путем включения соответствующих платежей в платежные документы; пункт 38.1 Правил N 491), а также особый статус управляющей организации, которая является исключительно лицом, опосредующим отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, суд обоснованно пришел к выводу, что по смыслу пункта 12 статьи 13 Закона смена управляющей организации не может повлиять на право ресурсоснабжающей организации на возмещение затрат за счет средств собственников помещений, в связи с чем в удовлетворении иска к вновь выбранной управляющей организации (независимо от конкретных обстоятельств, повлекших смену управляющей организации) не может быть отказано.
Иное толкование Закона приводило бы к тому, что собственники помещений в случае смены управляющей организации (в том числе, обусловленной невозможностью осуществления деятельности прежней управляющей организацией, например, по причине ее несостоятельности (банкротства)) неосновательно обогащались бы за счет ресурсоснабжающей организации, на которую Законом императивно возложена обязанность несения спорных затрат при условии неисполнения собственниками их обязанности по обеспечению учета коммунальных ресурсов.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2016 по делу N А28-1084/2015.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО Управляющая компания "Домремстрой" не является исполнителем коммунальных услуг, не предоставляет собственникам помещений коммунальные услуги, подлежит отклонению как необоснованный.
В суд апелляционной инстанции представлен ответ на запрос истца из Государственной инспекции Забайкальского края, из которого следует, что ООО УК "Домремстрой" (ОГРН 1147536007486, ИНН 7536147174) является управляющей компанией в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Железобетонная, 4 с 18.05.2015 по настоящее время на основании лицензии N 075000113 от 18.05.2015. Указанные документы приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела в порядке части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как документы, представленные в обоснование возражение на доводы апелляционной жалобы.
Ответчик не представил документальных доказательств о том, что после 18.05.2015 собственники спорного многоквартирного жилого дома приняли решение об изменении способа управления, либо сменили управляющую компанию.
Отсутствие решения собственников многоквартирного жилого дома на оплату расходов на установку общедомового прибора учета не является основанием к отказу в иске, в связи со следующим.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома.
Положениями Правил N 491 определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который включены коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии.
Как следует из положений статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Правил N 491 для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).
В то же время, из пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки). По общему правилу при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющая организация, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, лишено возможности получать денежные средства на эти цели законным путем иначе, чем от указанных собственников.
При изложенном требования истца обоснованно удовлетворены в отсутствие доказательств оплаты установки общедомового прибора учета собственником квартиры N 60 дома N 4 по ул. Железобетонная в г. Чите, находящегося в управлении ответчика.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако, они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 декабря 2018 года по делу N А78-1709/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
К.Н. Даровских |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.