Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2019 г. N Ф05-13753/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А40-278466/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Т.Б. Красновой, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Динамик Электроникс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.2019 по делу N А40-278466/18, принятое судьей Н.Е. Девицкой,
по заявлению ООО "Динамик Электроникс" (ОГРН 1037700138706 )
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании решения
при участии:
от заявителя: Скобеев С.Н. по дов. от 13.11.2018;
от ответчика: Мацота Н.Э. по дов. от 26.12.2018;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Динамик Электроникс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление, регистрирующий орган, ответчик) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве от 18.10.2018 года N 77/18-93374 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:39, площадью 1 023 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, вл. 5, корпус 4, стр. 2.; обязании Управление Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:39, площадью 1 023 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, вл. 5, корпус 4, стр. 2 на основании представленного межевого плана, составленного 15.10.2018 года кадастровым инженером Белобородовым Романом Сергеевичем (квалифицированный аттестат N 50-13-919).
Решением суда от 18.02.2019 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель считает, что представленный межевой план полностью соответствует требованиям, предъявляемым законодательством к его оформлению, поэтому оснований для отказа в кадастровом учете уточнения границ земельного участка, площадь которого в результате такого уточнения не менялась, не имелось.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель регистрирующего органа поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Динамик Электроникс" является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:39 (Земельный участок), что подтверждается Выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта.
12.07.2018 года заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета Земельного участка в связи с изменением описания местоположения его границ.
Государственная регистрация была приостановлена сроком до 18.10.2018 Уведомлением N 77/18-64522. Заинтересованное лицо обосновало свое решение тем, что в нарушение пункта 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N921 в реквизите "1" раздела "Исходные данные" отсутствуют реквизиты документов перечисленных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственное регистрации недвижимости". В разделе "Заключение кадастрового инженера" в виде связанного текста отсутствует обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
В целях устранения указанных нарушений Заявитель представил исправленный комплект документов, но 28 августа 2018 года Заинтересованное лицо Уведомлением N 77/18-75441 отказало в снятии приостановки.
16.10.2018 года Заявитель представил в Регистрирующий орган заявление и межевой план Земельного участка, составленный 15.10.2018 года кадастровым инженером Белобородовым Романом Сергеевичем (квалифицированный аттестат N 50-13-919).
18.10.2018 года Управление Росреестра по Москве Уведомлением N 77/18-93374 отказало в осуществлении кадастрового учета Земельного участка в связи с не устранением обстоятельств приостановления регистрации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на соответствие отказа действующему законодательству и отсутствие нарушение прав и законных интересов заявителя, так как представленный заявителем межевой план в нарушение п. 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (далее - Требования), в реквизите "1" раздела "Исходные данные" не содержал в себе реквизиты документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Закона о недвижимости. А именно, отсутствует документ, подтверждающий право на земельный участок, а также не представлен проект межевания территории. Кроме того, в разделе "Заключение кадастрового инженера" межевого плана в виде связного текста отсутствует обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. Судом сделан вывод о том, что уточненное местоположение границ земельного участка и, соответственно, изменение его площади должны подтверждаться соответствующими документами или при их отсутствии их существованием на местности пятнадцать и более лет и закреплением с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения. При этом план земельного участка не может быть использован при уточнении границ земельного участка, поскольку не входит в перечень документов, на основании которых возможно уточнение границ.
Считая выводы суда первой инстанции неверными, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п.7 ч.2 ст.14 Закона N 218-ФЗ одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона о регистрации).
Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении установлен частью 10 статьи 22 Закона о регистрации, а также пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития от 08.12.2015 N 921 (далее по тексту - Требования N 921).
Согласно части 10 статьи 22 Закона о регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно пункту 70 Требований N 921 выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные" указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Как следует из представленного в материалы дела копии межевого плана от 15.10.2018, представленного в Управление с заявлением от 16.10.2018, в реквизите "1" раздела "Исходные данные" указаны реквизиты документов, исходя из которых, кадастровый инженер определял местоположение земельного участка. В частности, местоположение границ уточняемого земельного участка было определено исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, из Выписки из ЕГРН от 13.10.2018 N 99/2018/203531536, выданной ФГИС ЕГРН. Местоположение границ уточняемого земельного участка также было определено исходя из сведений, содержащихся в документе, определявшего местоположение границ земельного участка при его образовании, а именно исходя из сведений, содержащихся в Договоре долгосрочной аренды земельного участка от 31.05.2001 N М-05-017102, выданного Московским земельным комитетом.
При этом площадь земельного участка не изменилась.
Доводы представителя Управления о том, что в межевом плане должны быть указаны реквизиты договора купли-продажи, отклоняются апелляционным судом, поскольку это не следует из части 10 статьи 22 Закона о регистрации и не указано в обжалуемом отказе.
Суд апелляционной инстанции также считает не соответствующим материалам дела основание для отказа по причине отсутствия в межевом плане в разделе "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста обоснования местоположения уточненных границ земельного участка.
В межевом плане от 15.10.2018 в разделе "Заключение кадастрового инженера" указано в виде связного текста обоснование местоположения уточненных границ земельного участка кадастровым номером 77:05:0001020:39. В частности, указано, что границы уточняемого земельного участка закреплены на местности объектами искусственного происхождения, с подробным описанием таких объектов применительно к границам.
Таким образом, поскольку регистрирующему органу представлены документы в объеме, предусмотренном Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", и представленные документы соответствуют требованиям действующего законодательства, то отказ Управления Росреестра по Москве в государственном кадастровом учете подлежит признанию недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
При таких условиях коллегия считает, что у заинтересованного лица отсутствовали основания для отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка в связи с уточнением границ, в связи с чем, на основании части 2 статьи 201 АПК РФ, заявление Общества подлежало удовлетворению.
Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом восстановления нарушенного права. При этом суд вправе самостоятельно определять такой способ.
С учетом признания незаконным решения Управления Росреестра по Москве об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, апелляционный суд в целях восстановления нарушенного права заявителя считает возможным обязать Управление Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:00:0001020:39, площадью 1 023 кв.м., расположенный по адресу: г.Москва, Варшавское шоссе, вл.5, корпус 4, стр.2. на основании представленного плана, составленного 15.10.2018 года кадастровым инженером Белобородовым Романом Сергеевичем (квалификационный аттестат N 50-13-919).
Судебные расходы по делу в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.2019 по делу N А40-278466/18 отменить.
Требования ООО "ДИНАМИК ЭЛЕКТРОНИКС" удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве от 18.10.2018 года N 77/189374 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:00:0001020:39, площадью 1 023 кв.м., расположенный по адресу: г.Москва, Варшавское шоссе, вл.5, корпус 4, стр.2.
Обязать Управление Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:00:0001020:39, площадью 1 023 кв.м., расположенный по адресу: г.Москва, Варшавское шоссе, вл.5, корпус 4, стр.2. на основании представленного плана, составленного 15.10.2018 года кадастровым инженером Белобородовым Романом Сергеевичем (квалификационный аттестат N 50-13-919).
Взыскать с Управления Росреестра по Москве в пользу ООО "ДИНАМИК ЭЛЕКТРОНИКС" судебные расходы по уплате государственной пошлины: по первой инстанции 3000 руб., по апелляционной инстанции 1500 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.