город Ростов-на-Дону |
|
27 мая 2019 г. |
дело N А32-46306/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Раковского Р.В. по доверенности от 21.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2019 по делу N А32-46306/2018 (судья Савин Р.Ю.) по заявлению публичного акционерного общества "Кубаньэнерго" к заинтересованному лицу Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании незаконным отказа; об обязании
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Кубаньэнерго" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, управление) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным отказы в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельных участков, находящихся в федеральной собственности, с сохранением исходных земельных участков в измененных границах, оформленные письмами от 27.08.2018 исх. N 04/13755, N 04/13756; от 28.08.2018 исх. N 04/13821; от 30.08.2018 исх.
N 04/13968, от 18.09.2018 г. исх. N 04/15185, от 27.09.2018 г. исх. N 04/15767;
- обязать утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела исходных земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0000000:79, 23:00:0000000:217, 23:00:0000000:501, 23:00:0000000:330, 23:00:0000000:299, 23:00:0000000:110 с сохранением исходных земельных участков в измененных границах.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, управление обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что уточненная площадь федеральных земельных участков, занятых объектами электросетевого хозяйства, значительно меньше, чем площадь этих земельных участков, указанная в государственном кадастре недвижимости и в правоустанавливающих документах. Кроме того управление указывает, что при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о "едином землепользовании" в отношении земельного участка, занятого опорами линии электропередачи, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета изменений такого участка в качестве многоконтурного земельного участка с учетом рекомендаций, приведенных в письме Минэкономразвития России от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23.
В судебном заседании представитель заявителя возражал по доводам апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, заинтересованное лицо явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв в течение дня до 17 час. 56 мин. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты:
- "Воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности Джубгинской ТЭС до подстанции "Джубга", от Джубгинской ТЭС до подстанции "Архипо-Осиповка", от подстанции "Джубга" до подстанции "Архипо-Осиповка" расширение, реконструкция подстанций (проектные и изыскательские работы, строительство, реконструкция)", образованный в результате проведения работ по реконструкции двух электросетевых комплексов (далее - ЭСК): ЭСК ПС-110 кВ "Архипо- Осиповка" с прилегающими ВЛ и ЭСК ПС-110 кВ "Джубга" с прилегающей ВЛ;
- ВЛ-35/10 кВ "Ирклиевская";
- ВЛ-35 кВ "Павловская-Западная";
- ВЛ-110 кВ "Крыловская-Челбасская" с отпайками;
-ПС-110/10 кВ "Тургеневская" с прилегающими ПС и ВЛ" (далее - Объекты).
В связи с проведением работ по строительству (переустройству) объектов, часть наземных конструктивных элементов объектов энергетики была демонтирована и (или) вынесена за пределы границ, входящих в состав единого землепользования обособленных земельных участков с кадастровыми номерами:
- 23:33:0000000:79, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, является единым землепользованием, площадью 8 956 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны. безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для размещения электросетевого комплекса, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в пользовании ПАО "Кубаньэнерго" на основании договора аренды от 23.04.2010 N 7700001521;
- 23:00:0000000:217, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Геленджик, является единым землепользованием, площадью 4 510 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для размещения электросетевого комплекса, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в пользовании ПАО "Кубаньэнерго" на основании договора аренды от 21.08.2012 N 7700002449;
- 23:00:0000000:501, расположенный по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, Павловский район, Электросетевой комплекс ПС-3 5/10 кВ "Ирклиевская" с прилегающими В Л, является единым землепользованием, площадью 1 215 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для размещения электросетевого комплекса, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в пользовании ПАО "Кубаньэнерго" на основании договора аренды от 25.10.2012 N 7700002769;
- 23:00:0000000:330, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, является единым землепользованием, площадью 584 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для размещения электросетевого комплекса, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в пользовании ПАО "Кубаньэнерго" на основании договора аренды от 02.09.2016 N 01-09/1680;
- 23:00:0000000:299, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский, Крыловский, Каневской районы, является единым землепользованием, площадью 7 057 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для размещения электросетевого комплекса, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в пользовании ПАО "Кубаньэнерго" на основании договора аренды от 02.09.2016 N 01-09/1678;
- 23:00:0000000:110, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, является единым землепользованием, площадью 6 347 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для размещения электросетевого комплекса, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в пользовании ПАО "Кубаньэнерго" на основании договора аренды от 27.07.2011 N 7700001769.
В августе 2018 года заявитель обратился в Росимущество с заявлениями (письма от 16.08.2018 г. N КЭ/009/1565, N КЭ/009/1566, от 17.08.2018 г. N КЭ/009/1589, N КЭ/009/1590, N КЭ/009/1591, от 23.08.2018 г. N КЭ/009/1620) об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путём раздела земельных участков, находящихся в федеральной собственности, с сохранением земельных участков в изменённых границах.
Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории подготовлены с целью исключения из земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0000000:79, 23:00:0000000:217, 23:00:0000000:501, 23:00:0000000:330 23:00:0000000:299, 23:00:0000000:110 обособленных земельных участков, на которых фактически отсутствуют наземные конструктивные элементы объектов (демонтированы).
Письмами от 27.08.2018 N 04/13755, N 04/13756, от 28.08.2018 N 04/13821, от 30.08.2018 N 04/13968, от 18.09.2018 N 04/15185, от 27.09.2018 N 04/15767 управление в утверждении схем отказало.
Считая указанные выше отказы управления незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из материалов дела видно, что в обоснование отказов заинтересованное лицо указало на то, что уточнённая площадь земельных участков значительно меньше, чем площадь, указанная в государственном кадастре недвижимости и в правоустанавливающих документах. Заинтересованное лицо ссылается на письмо Росимущества от 17.06.2010 N ПП-10/16812 о недопустимости уменьшения площади земельного участка федерального уровня собственности при уточнении местоположения его границ (в том числе при исправлении кадастровой ошибки) относительно сведений о площади данного земельного участка, указанной в правоустанавливающих документах.
Пункт 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. В указанный перечень приведенные заинтересованным лицом основания не включены.
Электросетевой комплекс является линейным объектом. Закон не содержит специального требования к конфигурации земельных участков под таким имуществом.
В соответствии с п.п. 3 п. 4 ст. 36 главы 4 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.
Пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках. Поэтому отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в регистрации единого недвижимого комплекса лишь на том основании, что соответствующие объекты не расположены на одном земельном участке, не соответствует положениям статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно части 3 статьи 89 ЗК РФ правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Объекты имеют опоры, тип которых, длина пролетов и места установки определяются в проектной документации расчетным методом на основании главы 2.5 "Воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кВ" Правил устройства электроустановок (7-е издание), утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 N 204 и введенных в действие с 01.01.2003, а также в соответствии с пунктом 5 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 (далее - Правила N 486).
Согласно пункту 5 Правил N 486 конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации.
Согласно части 2 Правил N 486 воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.
Обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.
Площадь образуемых земельных участков под объектами электросетевого комплекса рассчитывается в соответствии с Правилами N 486.
В соответствии с Правилами N 486 воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий. Минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением до 10 кВ включительно (опоры линии связи, обслуживающей электрическую сеть) определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне поверхности земли. Конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети) определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации.
То есть Правительство РФ прямо указало на возможность формирования нескольких земельных участков под составными частями линейного объекта.
Письмо Росимущества от 17.06.2010 N ПП-10/16812 имеет меньшую юридическую силу и, поэтому применению в спорных правоотношениях подлежит Постановление Правительства РФ от 11.08.2003 N 486.
Заинтересованное лицо не указало на пороки формы и содержания представленных на утверждение схем расположения земельных участков, в том числе на их несоответствие приказу Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 г. N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
Довод апелляционной жалобы о возможности учета изменений исходных участков в качестве многоконтурных земельных участков не принимается. В данном случае подготовка схем осуществлена заявителем с учетом характеристик исходных земельных участков и расположенных на них линейных объектов.
В отношении довода заинтересованного лица, изложенного в отказе от 18.09.2018 N 04/15185, суд указал следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Согласно пункту 13 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно пункту 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Таким образом, к спорным правоотношениям положения пункта 5 части 3 статьи 11.3 ЗК РФ неприменимы, так как в ходе проводимых Заявителем работ не производится нового строительства и (или) реконструкции существующего объекта в понимании Градостроительного кодекса РФ.
Демонтаж отдельных наземных элементов (опор ВЛ) не влечет за собой изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое приводит к изменению класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, поскольку не изменяет осевую линию (траекторию) линейного объекта.
При этом в отношении вновь возводимых сооружений (опор ВЛ) (если таковые имеются и создают отдельный Объект) необходимо получение соответствующей разрешительной документации (проект на выполнение работ по строительству, документация по планировке территории в составе проекта межевания и проекта планировки, а также разрешения на строительство и последующий ввод в эксплуатацию, выданный уполномоченным органом).
Поскольку оспариваемые отказы противоречат закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2019 по делу N А32-46306/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.