Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 сентября 2019 г. N Ф02-4043/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А19-24899/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2019.
Полный текст постановления изготовлен 28.05.2019.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Юнусовой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2018 года по делу N А19-24899/2018 по иску Администрации муниципального образования города Братска (ОГРН 1023800841712, ИНН 3803100833, пр-т Ленина, д. 37, жр. Центральный, г. Братск) к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, 664027 ул. Ленина, д. 1А, г. Иркутск), третье лицо - Иркутская область в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271 ИНН 3808170986 ул. Канадзавы, д. 2, г. Иркутск) о взыскании 1 350 000 руб., (суд первой инстанции: Рыкова Н.В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Администрация муниципального образования города Братска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о взыскании убытков, понесенных в связи с обеспечением инвалида жилым помещением, в размере 1 350 000 руб.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Иркутская область в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Решением арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2018 года с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу администрации муниципального образования города Братска взысканы убытки в сумме 1 350 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Иркутской области в поданной апелляционной жалобе просит отменить обжалуемый судебный акт. Считает, что действующее законодательство не устанавливает обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению по договорам социального найма и в собственность жилья инвалидам, семьям, имеющим детей - инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Предоставление гражданам жилых помещений во внеочередном порядке на условиях социального найма в связи с наличием тяжелых форм хронических заболеваний в рамках статьи 57 ЖК РФ должно производиться за счет средств Российской Федерации. Положения Федерального закона N 181-ФЗ и пункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ не подлежат применению по настоящему делу.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца, ответчика, третьего лица в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации муниципального образования города Братска от 08.11.2017 N 675 "О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" Бадретдинова Рината Рафидовна, 30.10.2001 года рождения принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как является инвалидом и страдает заболеванием, попадающего под перечень заболеваний, изложенных в постановлении Правительства РФ от 16.06.2006 г. N378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Впоследствии, решением Братского городского суда от 26.02.2018, вступившим в законную силу 03.04.2018, на администрацию муниципального образования города Братска возложена обязанность по предоставлению Бадретдиновой P.P. во внеочередном порядке по договору социального найма жилого помещения в городе Братске, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенного применительно к условиям города Братка, общей площадью, не менее 32 кв.м.
Во исполнение указанного решения суда между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска и Бадретдиновой P.P. в лице Еврасовой Т.В., действующей в интересах несовершеннолетней, недееспособной Бадретдиновой P.P, заключен договор социального найма жилого помещения N 540/07/18 от 12.07.2018 о передаче в бессрочное владение и пользование муниципального изолированного жилого помещения, квартиры, общей площадью 42,80 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, улица Возрождения, дом 16, квартира 2.
Согласно данным отчета N 18-168/1 от 25.07.2018 по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, улица Возрождения, дом 16, квартира 2, составленного ИП Синициным А.А., рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 24.07.2018 составила 1 350 000 руб.
Администрация города Братска, полагая, что расходы в размере 1 350 000 руб., связанные с приобретением жилого помещения Бадретдиновой P.P., подлежат возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации, обратилась в адрес министра финансов Иркутской области с требованиями о возмещении затрат муниципального образования города Братска.
Письмом от 01.10.2018 Министерство указало на отсутствие оснований для возмещения из областного бюджета расходов, понесенных муниципальным образованием города Братска.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится, в частности возмещение убытков.
Лицо, право которого нарушено согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Бадретдинова Рината Рафидовна, 30.10.2001 года рождения, признана нуждающейся в предоставлении жилья и поставлена на соответствующий учет после 01.01.2005.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), а также положениями ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Решением Братского городского суда 26.02.2018, на администрацию муниципального образования города Братска возложена обязанность по предоставлению Бадретдиновой P.P. во внеочередном порядке по договору социального найма в городе Братске жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенного применительно к условиям города Братка, общей площадью, не менее 32 кв.м. каждой.
С 01.01.2018 заболевание Бадретдиновой P.P. включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года N 987н, зарегистрированный в Минюсте России 18 февраля 2013 года N 27154.
По договору социального найма жилого помещения N 540/07/18 от 12.07.2018 о передаче в бессрочное владение и пользование муниципального изолированного жилого помещения, квартира, общей площадью 42,80 кв.м., расположенная по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, улица Возрождения, дом 16, квартира 2, передана администрацией Бадретдиновой P.P. во исполнение указанного решения суда.
Согласно данным отчета N 18-168/1 от 25.07.2018 по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, улица Возрождения, дом 16, квартира 2, составленного ИП Синициным А.А., рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 24.07.2018 составила 1 350 000 руб.
На основании изложенного выше, и поскольку имеется вступивший в законную силу судебный акт суда общей юрисдикции, которым права Бадретдиновой P.P. защищены и реализованы за счет органа местного самоуправления, вывод суда первой инстанции о том, что с субъекта Российской Федерации - Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу истца подлежат взысканию убытки в размере 1 350 000 руб., является правильным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах суд судом правомерно удовлетворены заявленные требования.
Доводов, которым не была дана оценка со стороны суда первой инстанции, основанных на доказательственной базе, опровергающих вышеназванные выводы суда и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2018 года по делу N А19-24899/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.