г. Челябинск |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А47-4604/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2019 по делу N А47-4604/2018 (судья Калашникова А.В.).
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию коммунальных электрических сетей Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть" (далее - ответчик, ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть") об обязании заключить договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Оренбургской области с кадастровым номером 56:44:012001:152, общей площадью 1 953 кв.м. в следующей редакции:
1. Пункт 3.1. Условия настоящего договора по арендной плате в соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации применятся к отношениям возникшим с даты подписания настоящего договора. Размер арендной платы определен в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 N 109-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, представленных в аренду без торгов" пропорционально площади объектов недвижимости, принадлежащих арендатору, расположенных на земельном участке: 56:44:0121001:213, 56:44:0121001:215, 56:44:0121001:2016, помещение N 2, помещение N 3 - площадью 813, 90 кв.м., т общая площадь объектов недвижимости, расположенных на земельном участке - 994,40 кв.м., годовой размер арендной платы составляет 117 223 руб. (приложение N 2).
2. Дополнить проект договора аренды земельного участка находящегося в государственной собственности Оренбургской области пунктом 1.4 следующего содержания: " Стороны не возражают против присоединения к настоящему договору иных правообладателей и собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на участке".
3. Приложение N 2 согласовать в редакции с учетом согласованных условий пункта 3.1 договора (требования изложены с учетом их уточнения истцом, принятым судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, Комитет по управлению имуществом города Оренбурга, муниципальное казенное учреждение "Комсервис" города Оренбурга, муниципальное унитарное предприятие "Городские объекты инженерной инфраструктуры" муниципального образования "город Оренбург" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2019 (резолютивная часть оглашена 06.02.2019) исковые требования удовлетворены. Суд обязал ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" заключить договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Оренбургской области с кадастровым номером 56:44:012001:152, общей площадью 1 953 кв.м. в редакции, урегулированной судом. Пункты договора аренды изложены в следующей редакции:
"Пункт 2.1. Срок аренды участка устанавливается с 09.01.2018 по 31.12.2018.
Пункт 2.2 исключить.
Пункт 3.1. Размер арендной платы за период с 09.01.2018 по 31.12.2018 определен в соответствии с п/п "б" п. 3 постановления Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 N 109-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, представленных в аренду без торгов" пропорционально площади объектов недвижимости, принадлежащих арендатору, расположенных на земельном участке 813,9 кв.м. к общей площади объектов недвижимости, расположенных на земельном участке 994,4 кв.м., исходя из ставки 0,3 % от кадастровой стоимости. Годовой размер арендной платы составляет 17 583 руб. 45 коп. (7 160 986 руб. 98 коп. : 994,4 кв.м. х 813,9 кв.м. х 0.3 %). Арендная плата за период с 09.01.2018 по 31.12.2018 составляет 17 198 руб. 06 коп. (Приложение N 2).
Приложение N 2 согласовать в редакции с учетом согласованных условий п. 3.1 договора.".
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о заключении договора аренды земельного участка в редакции Министерства: с применением ставки арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о применении для расчета арендной платы за использование земельного участка ставки в размере 0,3 % от кадастровой стоимости. По мнению апеллянта, ее применение возможно при одновременном соблюдении следующих условий: арендатором земельного участка является организация, оказывающая услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти или органами местного самоуправления; объект должен входить в перечень, указанный в подпунктах "а" и "б" пункта 3 постановления Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 N 109-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, представленных в аренду без торгов"; земельный участок должен быть отдельно сформирован под объектом недвижимости, указанном в подпункте "б" названного постановления. Между тем, в рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером 56:44:012001:152 под объектами электросетевого и жилищно-коммунального хозяйства не сформирован. Кроме объектов электросетевого и жилищно-коммунального хозяйства на земельном участке находятся иные объекты - склад разборный и нежилые помещения. Названное влечет применение ставки арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости.
ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" представлен отзыв, в котором выражено несогласие по приведенным в апелляционной жалобе доводам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда пересматривается на предмет его законности и обоснованности исключительно в обжалуемой Министерством части.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 56:44:0121001:152, площадью 1 953 кв.м., расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Конституции СССР, 31/3 принадлежат на праве собственности Оренбургской области, право собственности зарегистрировано 11.05.2017 (выписка из единого государственного реестра недвижимости л.д. 31). Государственная регистрация права собственности Оренбургской области на указанный земельный участок произведена на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
По сведениям единого государственного реестра недвижимости государственному унитарному предприятию коммунальных электрических сетей Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть" на праве хозяйственного ведения принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные на вышеуказанном земельном участке: - склад разборный, литер ГГ1, общей площадью 106,9 кв.м., кадастровый номер 56:44:0121001:215 (выписка из единого государственного реестра недвижимости л.д. 28);
- склад разборный, литер Г2, общей площадью 40,5 кв.м., кадастровый номер 56:44:0121001:213(выписка из единого государственного реестра недвижимости л.д. 29),
- РП N 22, гараж нежилое здание с кадастровым номером 56:44:0121001:216, общей площадью 319,4 кв.м. (выписка из единого государственного реестра недвижимости л.д. 30).
По сообщению общества, им также используются расположенные на земельном участке нежилое помещение N 2 на первом и втором этажах административного здания пристройки к зданию ЦТП (литеры ЕЕ1) и нежилое помещение N 3 подвал (литеры ЕЕ1) (л.д. 32).
Помещения N 1 и N 4 площадью 180,5 кв.м. в двухэтажном производственном здании общей площадью 367.1 кв.м. принадлежат на праве собственности муниципальному образованию город Оренбург и были переданы на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию городские объекты инженерной инфраструктуры" муниципального образования "Город Оренбург" (л.д. 64,65).
08.06.2017 ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" обратилось в Министерство с заявлением об осуществления государственной услуги по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 56:44:012001:152 в аренду без проведения торгов ( л.д. 11).
По результатам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:44:012001:152 в аренду, Министерством был подготовлен, подписан и направлен в адрес истца проект договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Оренбургской области (письмо от 07.07.2017, л.д. 13).
Письмом от 09.08.2018 ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" указало на отсутствие заинтересованности в эксплуатации нежилых помещений, расположенных по адресу г. Оренбург, ул. Конституции СССР, д. 1/3 (кроме здания РП-22), направив свой проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 56:44:0121001:152 (л.д. 21).
Полагая, что представленный истцом проект договора не соответствует типовому проекту договора аренды, а условия по определению размера арендной платы противоречат положениям постановления Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 N 109-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, представленных в аренду без торгов", истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу о праве уполномоченного органа обратиться в суд с иском о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, расположенных на неделимом земельном участке, заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок (пункт 8 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации). Исходя из функционального назначения всех объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, в том числе принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город Оренбург, суд пришел к выводу, что земельный участок подпадает под признаки, в соответствии с которыми арендная плата подлежит исчислению исходя из ставки 0,3 % от кадастровой стоимости на основании подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 N 109-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, представленных в аренду без торгов". В части определения срока договора аренды суд первой инстанции исходил из норм пункта 12 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которых срок договора аренды устанавливается по выбору арендатора.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 4 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пунктах 2 - 4 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок (пункт 8 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 432, пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В силу пункта 3 статьи 607, статьи 654 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации существенными условиями договора аренды земельного участка являются предмет и размер арендной платы.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Обстоятельства настоящего дела, свидетельствующие о направлении каждой из сторон проектов договора аренды, имеющих отличия в способе определения арендной платы, доводы истца и возражения ответчика, позволяют сделать вывод о направленности исковых требований на урегулирование разногласий относительно механизма расчета арендной платы.
По общему правилу, арендатор недвижимого имущества не лишен возможности защиты своих прав и охраняемых законом интересов путем внесения определенности в вопросе механизма расчета, влияющего на размер арендной платы, которая является существенным условиям договора аренды.
Разрешение судом спора об урегулировании разногласий по конкретным условиям договора сводится, по существу, к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
По смыслу пункта 4 статьи 421 и статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых суд обязывает заключить договор, не могут противоречить законодательству, действующему на момент рассмотрения спора.
Исходя из пункта 2 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации (что имеет место в рассматриваемом случае) устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта статьи 49 настоящего Кодекса, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации к таким объектам отнесены, в том числе объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения.
Подпунктом "к" пункта 3 постановления Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 N 109-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов" установлена ставка арендной платы 2% от кадастровой стоимости за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Оренбургской области, на которых расположены здания, строения, сооружения, помещения в зданиях.
Подпунктом "б" пункта 3 указанного установлена ставка 0,3 % в отношении земельных участков, предоставленных, в том числе, для размещения объектов электросетевого и жилищно - коммунального хозяйства, организаций, оказывающих услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, а именно: линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов и иного оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии, объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а также котельных заводского изготовления (расположенных на отдельно сформированных земельных участках), центральных тепловых пунктов, насосных станций различных модификаций и назначений, газорегуляторных пунктов, станции катодной защиты.
Буквальное содержание названного пункта, вопреки утверждениям подателя апелляционной жалобы, не определяет зависимости применения ставки 0,3 % от формирования отдельного земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для котельных заводского изготовления. Вывод о применении ставки лишь при одновременном соблюдении условий о том, что арендатором земельного участка является организация, оказывающая услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, а объект входит в перечень, указанный в подпунктах "а" и "б" пункта 3 постановления Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 N 109-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, представленных в аренду без торгов" также из содержания названного нормативного акта не следует, ввиду перечисления вышеназванных условий в качестве самостоятельных.
Как верно установлено судом первой инстанции на основании исследования имеющихся в деле доказательств, на земельном участке кадастровым номером 56:44:0121001:152 располагается центральный тепловой пункт, здание распределительного пункта городского участка коммунальных электрических сетей. В двухэтажном здании располагался Дзержинский РЭС Оренбургского производственного объединения Филиала ПАО "МРСК Волги" - "Оренбургэнерго", функцией которого является обеспечение бесперебойного и качественного электроснабжения потребителей путем поддержания электроустановок, с производственной базой в надлежащем рабочем состоянии. Склады использовались Дзержинским РЭС для хранения производственного инвентаря и электрооборудования. Гараж использовался только для стоянки спецтехники.
В силу абзаца 10 статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Из паспорта трансформаторной подстанции усматривается, что в здании РП-22 находятся высоковольтные коммутационные аппараты (10 тыс. вольт), силовые трансформаторы (л.д. 106-111).
Приказами Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 30.12.2014, от 30.12.2015, от 07.02.2017 ответчику утверждены тарифы в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" на услуги по передаче электрической энергии.
В письме министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 07.07.2017 N КК-12-15/9427 указано, что на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0121001:152 расположены инженерные сети теплоснабжения, квартальная тепловая сеть (л.д. 13). Квартальная тепловая сеть, согласно пояснениям ответчика, третьих лиц снабжается теплом от центрального теплового пункта, расположенного на спорном земельном участке.
В материалы дела представлено постановление администрации города Оренбурга от 21.01.2011 N 209-п "Об утверждении схемы расположения и образовании земельных участков по ул. Конституции СССР", которым предполагалось разделение земельного участка с кадастровым номером 56:44:0121001:152 на два земельных участка предназначенных для размещения объектов энергетики, с размещением здания распределительного пункта N 22 и для размещения сооружений промышленности, коммунального хозяйства, с размещением здания центрального теплового пункта N 50 (л.д. 112).
Таким образом, возражения Министерства о расположении на земельном участке зданий, не относящихся к объектам электросетевого и жилищно- коммунального хозяйства не подтверждены представленными в материалы дела доказательствами.
С учетом названного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости применения для расчета арендной платы по заключаемому договору аренды земельного участка ставки в размере 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2019 по делу N А47-4604/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.