г. Владимир |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А43-46671/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.05.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.05.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Волгиной О.А., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Южно-Уральская золотодобывающая компания" (ИНН 5630003779, ОГРН 1025602488009) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.02.2019 по делу N А43-46671/2018, принятое судьей Соколовой Л.В., по заявлению акционерного общества "Южно-Уральская золотодобывающая компания" о признании недействительным приказа и выписки Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу.
В судебном заседании принял участие представитель Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу - Чечкова Т.В. по доверенности от 11.01.209 N ПФО-01-07-15/20 сроком действия до 31.1.2019.
Акционерное общество "Южно-Уральская золотодобывающая компания" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Акционерным обществом "Южно-Уральская золотодобывающая компания" (далее - Общество) 29 мая 2018 года подана в Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент) заявка о продлении лицензии ОРБ N 00674 БР до 31 декабря 2020 года на эксплуатационную разведку, доработку остаточных запасов золотосодержащих руд и рекультивацию карьера.
На заседании Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Приволжского федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по ПФО, 14 августа 2018 года рассмотрена заявка Общества о внесении изменений и дополнений в условия лицензии ОРБ 00674 БР в части продления срока действия, что зафиксировано в протоколе заседания Комиссии N 804 от 14.08.2018.
По результатам рассмотрения указанной заявки Общества Комиссией принято решение рекомендовать Приволжскнедра отказать в продлении срока действия лицензии ОРБ N 00674 БР, предоставленной Обществу для геологического изучения и добычи золота в корах выветривания Кировского проявления золота в связи с не устранением нарушений, указанных в уведомлении от 23.11.2017 N ПФО-01 -01 -09/1852.
И.о.заместителя начальника Департамента 21 августа 2018 года принят приказ N 138-пр/Л о прекращении права пользования недрами, предоставленного Обществу по лицензии ОРБ 00674 БР, в связи с истечением срока действия лицензии.
Не согласившись с выпиской из протокола Комиссии от 14.08.2018 N 804 об отказе в продлении срока действия лицензии ОРБ N 00674 БР, предоставленной Обществу для геологического изучения и добычи золота в корах выветривания Кировского проявления золота, а также приказом о прекращении права пользования недрами от 21.08.2018 N 138-пр/Л, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их недействительными.
Решением от 27.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что в процессе освоения Кировского лицензионного участка и при выполнении лицензионного соглашения были выявлены обстоятельства, существенно отличающиеся от тех, при которых лицензия была предоставлена, требующие дополнения условий лицензии и продления срока ее действия.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, у Департамента отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в продлении действия лицензии и прекращения права пользования недрами.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с абзацем 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) участки недр предоставляются в пользование на определенный срок.
В силу абзаца 3 статьи 10 Закона о недрах срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Статьей 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
При этом срок действия лицензии является ее неотъемлемой составной частью, соответственно, по истечении установленного в лицензии срока ее действия прекращается и право на пользование участком недр, которое удостоверяет лицензия (пункт 5 части первой статьи 12 и пункт 1 части первой статьи 20 Закона о недрах).
Как указано выше, в соответствии со статьей 10 Закона о недрах" предоставление в пользование участка недр на определенный срок предполагает возможность его продления в перечисленных в Законе случаях и в порядке, предусмотренном частью третьей той же статьи названного Закона Российской Федерации. При этом, для целей защиты интересов государства как собственника недр обязательным условием продления срока пользования участком недр является отсутствие у недропользователя нарушений условий лицензий.
Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 29 сентября 2009 г. N 315.
В соответствии с пунктами 37, 38 Административного регламента внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа (в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами):
в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов;
при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Основаниями для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр является, в том числе, заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами.
В пункте 40 Административного регламента установлены требования к содержанию заявки на внесение изменений и дополнений в лицензию, а также документам и сведениям, прилагаемым к заявке.
Исходя из пунктов 43, 51 Административного регламента в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с внесением изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, в соответствии с приказом Роснедр (его территориального органа) образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, которой осуществляется рассмотрение заявки на внесение изменений и дополнений.
Должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за лицензирование, после получения утвержденного протокола Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий (по участкам недр, отнесенным к компетенции территориальных органов Роснедр) в случае принятия Комиссией решения об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию, в течение 7 дней направляет заявителю уведомление об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами
Как следует из материалов дела, Общество является недропользователем Кировского проявления золота по лицензии ОРБ 00674 БР (дата государственной регистрации лицензии - 14.08.1997, срок действия лицензии, с учетом неоднократных продлений, до 18.06.2018), с целевым назначением и видами работ: завершение поисково-оценочных работ, разведка и добыча золота в корах выветривания.
Запасы золота Кировского месторождения утверждены по категории С2 в количестве 1303 кг или 205 тыс. т. сухой руды (240 тыс. т. сырой руды), при содержании золота в сухой руде 6,37 г/т.
Забалансовые запасы золота утверждены по категории С2 за контуром карьера в количестве 1111 кг или 387 тыс. т. сухой руды (456 тыс. т. сырой руды), при содержании золота в сухой руде 2,87 г/т (протокол ТКЗ КПР по Оренбургской области от 19.07.2001 N 253).
В период с 1998 по 2001 г.г. запасы золота на месторождении отработаны.
Государственным балансом запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2017 учтены забалансовые запасы золота на Кировском месторождении в количестве 469 кг. или руды 161 тыс. т.
Обществом 29 мая 2018 года в Департамент подана заявка о продлении лицензии ОРБ N 00674 БР до 31 декабря 2020 года на эксплуатационную разведку, доработку остаточных запасов золотосодержащих руд и рекультивацию карьера.
В ходе рассмотрения заявки Общества Комиссией установлено, что владелец лицензии просил внести изменения и дополнения в лицензию ОРБ 00674 БР на право пользования недрами Кировского проявления золота для геологического изучения и добычи золота в корах выветривания в части продления срока действия лицензии до 31.12.2020 для проведения эксплуатационной разведки, доработки остаточных запасов Кировского золоторудного месторождения и проведения рекультивации карьера.
Между тем, согласно материалам дела, срок действия спорной лицензии уже неоднократно продлевался Распорядителем недр (дополнением от 16.02.2004 N б/н срок действия лицензии продлен до 31.12.2006 для отработки забалансовых руд; дополнением от 20.12.2006 срок действия лицензии продлен до 31.12.2011; дополнением от 20.12.2011 срок действия лицензии продлен до 31.12.2015; дополнением от 10.02.2016 срок действия лицензии был продлен до 31.12.2017; дополнением от 01.02.2018 срок действия лицензии был продлен до 18.06.2018).
Так, Обществом 26.11.2015 подавалась заявка N 16 о внесении изменений в лицензию ОРБ 00674 БР в части продления срока ее действия до 31.12.2020.
Необходимость внесения изменений в лицензию заявитель обосновал тем, что 2015 году произошла смена собственника и руководства компании. Новым руководством было принято решение о возобновлении работ на лицензионном участке. Пользователем недр планировалось выполнить перевод забалансовых запасов золота в балансовые, разработать ТЭО кондиций, выполнить технический проект разработки месторождения. В качестве подтверждающих данные намерения документов в составе заявки были представлены: договор с обществом с ограниченной ответственностью "Рифей" от 18.12.2015 N 12-2015 на разработку проекта доработки месторождения (срок окончания работ по договору - 18.12.2017), договор с ЗАО "Маггеоэксперт" от 04.12.2015 N 53-2015 на разработку ТЭО кондиций (срок окончания работ по договору - 04.11.2016).
Кроме того, недропользователь подтверждал свое намерение приступить к ведению работ на участке недр с 2017 года (Пояснительная записка ЗАО "ЮУЗК" по работе за 201 6 год, вх. Оренбургнедра от 06.02.2017 N 00-338).
В связи с чем, 25 февраля 2016 года Дополнением N 2 срок действия лицензии ОРБ 00674 БР продлен до 18.12.2017.
Однако, в дальнейшем Общество так и не приступило к пользованию недрами. Письмом от 09.02.2017 N 10 ЗАО "ЮУЗК" проинформировало Оренбургнедра об отсутствии ведения геологоразведочных работ на лицензионном участке.
Обществу 23 ноября 2017 года Департаментом выдано уведомление N ПФО-01-01-09/1852 об устранении допущенных нарушений условий пользования недрами по лицензии ОРБ 00674 БР и возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
В названном уведомлении Обществу сообщено о допущенных нарушениях пункта 3.1 условий пользования недрами, установленных лицензией на пользование недрами ОРБ 00674 БР (геологоразведочные работы на лицензируемом участке не проводятся, добыча полезных ископаемых не ведется, хозяйственная деятельность, связанная с пользованием недрами в границах Кировского проявления золота, не осуществляется) и о необходимости устранения названных нарушений в течение шести месяцев со дня получения уведомления. Указанное уведомление получено Обществом своевременно (18.12.2017).
В рамках проверки выполнения уведомления о допущенных нарушениях обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, выполнению условий лицензии ОРБ 00674 БР, Приволжскнедрами направлены запросы в контрольно-надзорные органы (письмом от 04.06.2018 N ОО-ПФО-12-00-06/1511 в адрес Ростехнадзора и письмом N ОО-ПФО-12-00-06/1510 в адрес Росприроднадзора).
Ростехнадзор письмом от 19.06.2018 N 07-3/4747 проинформировал Приволжскнедра, что особо опасный производственный объект "Карьер "Кировский" с 2014 года по настоящее время не эксплуатировался, проверки не проводились.
Росприроднадзор проинформировал, что срок уведомления истекает 18.07.2018, после чего будет проведена проверка на предмет его выполнения.
По результатам проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области внеплановой документарной проверки выполнения Обществом уведомления от 23.11.2017 N ПФО-01-01-09/1852 установлен факт не устранения вышеназванных нарушений условий пользования недрами по лицензии ОРБ 00674 БР, что зафиксировано в акте проверки от 26.07.2018 N ПН/Н-149.
Так, в названном акте проверки отражено, что на момент проверки (период со 02 по 26 июля 2018 года) хозяйственная деятельность на лицензионном участке не возобновлена.
Из пояснительной записки по работе Общества за 2017 год (вх. Оренбургнедра от 12.02.2018 N 00-608) также следует, что ведение геологоразведочных работ Обществом не было начато и в 2017 году.
Кроме того, Общество проинформировало Оренбургнедра о невозможности принять участие в заслушивании пользователей недр о результатах геологоразведочных работ в 2017 году и планах на 2018 год в связи с затруднительным финансовым положением (письмо от 21.02.2018 N 9).
Из заявки Общества о продлении срока лицензии от 29 мая 2018 года с приложенными материалами следует, что геологоразведочные работы и иная хозяйственная деятельность на Кировском месторождении не велись с 2011 года в связи с экономической нецелесообразностью. В июле 2015 года произошла смена собственника. В период 2015 -2017 годы выполнялись работы по продлению договора аренды земель, составлению плана горных работ и получению разрешения Западно-Уральского управления Ростехнадзора на выполнение работ.
В заявочных материалах Общества на продление лицензии не содержалось сведений об устранении нарушений условий лицензии, установленных в уведомлении Приволжскнедр от 23.11.2017 N ПФО-01 -01 -09-1852.
Обществом не представлено каких либо документальных доказательств, свидетельствующих о возобновлении работ на лицензионном участке недр, в том числе и об исполнении ранее заключенных договоров, представленных в составе заявки от 26.11.2015 N 16.
Доводы Общества о длительности процедуры оформления документов на пользование земельным участком как одно из препятствий для начала работ на участке недр обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку в статье 25.1 Закона о недрах определено, что земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Между тем, указанная документация у Общества отсутствует. Иного из материалов дела не следует.
Кроме того, государственным балансом запасов полезных ископаемых Российской Федерации по состоянию на 01.01.2018 учтены забалансовые запасы золота на Кировском месторождении в количестве 469 кг или руды 161 тыс. т. Запасы золота учитываются за ЗАО "ЮУЗК" по лицензии ОРБ 00674 БР.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о недрах с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 9 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденного Приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265, учету на государственном балансе по твердым полезным ископаемым подлежат раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов.
В соответствии с пунктом 7 Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.12.2006 N 278:
- к балансовым (экономическим) запасам твердых полезных ископаемых относятся запасы, разработка которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективна в условиях конкурентного рынка при использовании техники, технологии добычи и переработки минерального сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды;
- к забалансовым (потенциально экономическим) относятся:
1) запасы, разработка которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически не эффективна (убыточна) в условиях конкурентного рынка из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при изменении цен на полезные ископаемые, появлении оптимальных рынков сбыта или новых технологий;
2) запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно в связи с расположением в пределах водоохранных зон, населенных пунктов, сооружений, сельскохозяйственных объектов, заповедников, памятников природы, истории и культуры.
Забалансовые запасы подсчитываются и учитываются в случае, если технико-экономическими расчетами установлена возможность их последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения, складирования и сохранения для использования в будущем.
Частично запасы золота Кировского месторождения были отнесены к забалансовым по экономическим причинам (протокол ТКЗ Комитета природных ресурсов Оренбургской области от 19.07.2001 N 253).
Согласно части 1 статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Статьей 29 Закона о недрах установлено, что основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный учет является заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр о промышленной значимости разведанных запасов. Порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 "О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение" (далее - Положение).
Заключение государственной экспертизы подсчета запасов ТПИ всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений, предусмотренное пп. "а" п. 8 Положения, содержащее выводы о промышленном значении запасов полезных ископаемых в недрах в соответствии с п. 16 Положения, позволяет поставить запасы полезных ископаемых на государственный учет.
Таким образом, Обществу, до начала разработки месторождения необходимо выполнить переоценку запасов полезных ископаемых с целью их перевода из забалансовых в балансовые, получить заключение государственной экспертизы запасов, разработать и согласовать в установленном порядке технический проект.
Однако документальных доказательств, свидетельствующих о начале выполнения названных мероприятий (о планировании их выполнения в целях продолжения разработки месторождения), материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах, учитывая наличие со стороны Общества условий пользования недрами по лицензии ОРБ 00674 БР, не устраненных последним в установленный уведомлением Департамента N ПФО-01-01-09/1852 от 27.11.2017 срок, у Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Приволжского федерального округа имелись предусмотренные действующим законодательством основания для отказа в продлении срока действия лицензии ОРБ 00674 БР (для дачи Приволжскнедра рекомендаций по отказу в продлении срока действия лицензии ОРБ N 00674 БР, предоставленной Обществу для геологического изучения и добычи золота в корах выветривания Кировского проявления золота).
Поскольку срок действия лицензии ОРБ N 00674 БР, предоставленной Обществу для геологического изучения и добычи золота в корах выветривания Кировского проявления золота, 18 июня 2018 года истек и в продлении указанного срока Обществу отказано, у Департамента имелись правовые основания для вынесения приказа о прекращении права пользования недрами от 21.08.2018 N 138-пр/Л.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на предпринимателя.
Обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.02.2019 по делу N А43-46671/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу акционерного общества "Южно-Уральская золотодобывающая компания" оставить без удовлетворения.
Возвратить Чугайнову Дмитрию Владимировичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по квитанции от 23.03.2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
О.А. Волгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.