г. Самара |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А65-35927/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Храмова Сергея Ивановича- представитель не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от ИК Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан- представитель не явился, извещен,
от ИК Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - Галимова А.И. (доверенность от 11.10.2018),
от Совета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - представитель не явился, извещен,
от Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Храмова Сергея Ивановича на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.02.2019 по делу N А65-35927/2018 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Храмова Сергея Ивановича (ОГРН 309167412400080, ИНН 165043918589), г.Набережные Челны,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань,
третьи лица:
Исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, Тукаевский район, д. Малая Шильна,
Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
Совет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, Тукаевский район, д. Малая Шильна,
Совет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
о признании недействительными решений, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Храмов Сергей Иванович (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление Росреестра по РТ, регистрирующий орган)
- о признании недействительными решений об отказе во внесении изменений объектов недвижимости (во внесении сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия):
- за номерами: 16-0-1-228/3003/2018-592 от 17.08.2018, 16-0-1-228/3003/2018-593 от 20.06.2018 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3453,
- за номерами: 16-0-1-228/3003/2018-594 от 17.08.2018, 16-0-1-228/3003/2018-595 от 20.06.2018 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3490,
в части внесения изменений в категорию земли с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенного вида использования земельных участков на основной вид использования "зоны Ж1 - жилая застройка": "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками", согласно утвержденному Генеральному плану Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан;
- об обязании внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в категорию земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенный вид использования: основной вид разрешенного использования "зоны Ж1 - жилая застройка": "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками", земельных участков с кадастровыми номерами: 16:39:102402:3453, 16:39:102402:3490, расположенных по адресу: село Большая Шильна Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Определением от 26.11.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ, Совет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ, Совет Тукаевского муниципального района РТ, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района РТ.
Суд первой инстанции при рассмотрении ходатайства о восстановлении пропущенного срока пришел к выводу о том, что срок для обращения в суд с заявлениями об оспаривании решений ответчика от 17.08.2018 заявителем не пропущен, а в части обращения с заявлением об оспаривании решений ответчика от 20.06.2018 - сторонами в материалы дела не представлены доказательства своевременного их вручения Предпринимателю, в связи с чем суд признал причины пропуска срока на обращение в суд уважительными и подлежащими восстановлению.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
У Управления Росреестра не было необходимости для обращения в органы муниципальной власти для истребования документов, так как необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета изменений в сведениях о категории земли и разрешенного вида использования земли были предоставлены при подаче заявления о внесении изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости, а именно: выписка из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 07.11.2012 N 11/1.
В судебном заседании представитель ИК Тукаевского муниципального района Республики Татарстан считает решение суда законным и обоснованным.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ИК Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ИП Храмов Сергей Иванович является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:102402:3453 и 16:39:102402:3490 сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использованием для ведения садоводства и дачного строительства, расположенных по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение, ДНП УК "Усадьба".
Указанные земельные участки образованы из земельного массива с кадастровым номером 16:39:102402:906.
Судом первой инстанции установлено, что Решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района РТ от 07.11.2012 N 11/1 утвержден генеральный план муниципального образования "Малошильниснкое сельское поселение" Тукаевского муниципального района РТ, предусматривающий расширение границ Малошильнинского сельского поселения путем включения в границы поселения земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе земельного участка с кадастровым номером 16:39:102402:906 сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (далее - Генеральный план).
Согласно выписке из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 07.11.2012 N 11/1, выданной главным архитектором Тукаевского муниципального района Писаревым В.Д., земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102402:3453 и 16:39:102402:3490, образованные из земельного массива с кадастровым номером 16:39:102402:906, находятся в территориальной зоне Ж1П - зона перспективной жилой застройки, имеют вид разрешенного использования земельного участка: зона Ж1. Запрашиваемое использование земельного участка относится к основному виду разрешенного использования.
С целью внесения произведенных Генеральным планом изменений в сведения объекта недвижимости - принадлежащих заявителю земельных участков сельскохозяйственного назначения ИП Храмов С.И. 29.05.2018 обратился в Тукаевский филиал государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в Республике Татарстан с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений категории и вида разрешенного использования земельных участков, приложив к заявлению выписку из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014.
Поскольку представленные Предпринимателем документы содержали противоречивую информацию, регистрирующий орган самостоятельно направил межведомственный запрос в орган местного самоуправления.
Письмом от 14.06.2018 орган местного самоуправления сообщил об отсутствии документов об изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:102402:3490 и 16:39:102402:3453.
В ответ на межведомственный запрос орган местного самоуправления письмом от 26.06.2018 N 647 сообщил, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102402:3490 и 16:39:102402:3453 относятся к зоне СХ-2 "Зона садоводства и огородничества".
Решениями филиала Управления Росреестра N 16-0-1-228/3003/2018-592 от 17.08.2018, N 16-0-1-228/3003/2018-593 от 20.06.2018, N 16-0-1-228/3003/2018-594 от 17.08.2018, N 16-0-1-228/3003/2018-595 от 20.06.2018 в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости отказано.
Основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений явилось непредставление документов, являющихся основанием для изменений категорий и вида разрешенного использования земельных участков.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Исходя из положений п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как было указано выше, основанием для отказа в государственной регистрации изменений послужило отсутствие необходимых документов, подтверждающих изменение категории земельных участков и разрешенного использования, а также ответ на межведомственный запрос органа местного самоуправления об отсутствии документа об изменении категории земель и информации, необходимой для кадастрового учета.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял во внимание, что Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 12.04.2010 N Д23-546 даны разъяснения по вопросу об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением категории земельного участка, включенного в установленные границы населенного пункта. В частности, в письме поясняется: "В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет изменений земельного участка в связи с изменением категории земель может быть осуществлен на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и документов, предусмотренных статьей 22 Закона о кадастре, либо на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия".
В соответствии с п. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Генеральные планы поселений, городских округов являются документами территориального планирования, под которым понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (п. 2 ст. 1, пункты 2, 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ).
В силу п. 1 ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета).
Пунктом 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населённых пунктов.
Исходя из положений п. 1 ст. 8 Закона N 172-ФЗ, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Как установлено судом первой инстанции, обращаясь в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта земельных участков, заявитель в качестве документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к категории земель "земли населенных пунктов", представил выписки из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения от 07.11.2012 N 11/1 и от 16.12.2014 N 12/7.
Однако Решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 отменен Генеральный план Малошильнинского сельского поселения, утвержденный решением Совета Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7 со всеми изменениями.
Решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" от 12.11.2018 N 46/1 решение Совета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 07.11.2012 N 11/1, которым утвержден Генеральный план, отменено.
Решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" от 12.11.2018 N 46/2 решение Совета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7, которым утвержден Генеральный план, отменено.
Решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 утвержден Генеральный план Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
В материалы дела третьим лицом представлены выкопировка карты границ населенных пунктов, в которой отображены границы земельных участков и текстовое описание местоположения границ населенных пунктов, подписанные главным архитектором, из которых видно, что земельные участки, принадлежащие заявителю, не входят в границы указанного населенного пункта, а расположены в зоне земель под дачное и садовое строительство.
Также суд первой инстанции указал, что из выкопировки карты Генерального плана видно, что земельные участки Предпринимателя находятся между сельскими поселениями Малая Шильна и Большая Шильна, которые выделены на карте красными пунктирными линиями, и не входят в их границы.
Между сельскими поселениями находится зона земель под дачное и садовое строительство, в границах которой и находятся земельные участки Предпринимателя.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, утвержденным Советом Тукаевского муниципального района РТ Генеральным планом категории земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:102402:3453, 16:39:102402:3490 не изменились, не включены в границы населенных пунктов.
Следовательно, основания для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части изменения категории земельных участков с "земель сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов", а также в части изменения вида разрешенного использования, отсутствуют.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые решения являются обоснованными.
При этом судом первой инстанции отмечено, что Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан установлена минимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства, размер которой составляет 600 кв.м.
Между тем площадь земельного участка с кадастровым номером 16:39:102402:3490 составляет 200 кв.м., то есть площадь земельного участка менее предельного минимального размера.
Кроме того, в соответствии с п. 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 14.11.2018, вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует такая совокупность.
Таким образом, оспариваемые решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:102402:3490 и 16:39:102402:3453 соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем требование заявителя удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.02.2019 по делу N А65-35927/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.