г. Москва |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А41-104924/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ракша А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15.03.2019 по делу N А41-104924/18, принятое судьей Н.В. Плотниковой по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИТИ 502" к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконными решений,
при участии в заседании:
от ООО "СИТИ 502" - Оськина В.П. по доверенности от 03.12.2018,
от Управления Росреестра по Московской области - Тридчикова О.В. по доверенности от 25.12.2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СИТИ 502" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным решений N МО18/РКФ-551402 от 29.11.2018 по объекту-ж/д путь N 1; N МО-18/РКФ-551313 от 29.11.2018 по объекту-ж/д путь N 2; N МО-18/РКФ-416006 от 24.08.2018 по объекту-ж/д путь N 3; N МО-18/РКФ-416003 от 24.08.2018 по объекту-ж/д путь N 4; N МО-18/РКФ421853 от 29.08.2018 по объекту-ж/д путь N 5; N МО-18/РКФ-415999 от 24.08.2018 по объекту-ж/д путь N 8; N МО-18/РКФ-551397 от 29.11.2018 по объекту-ж/д путь N 9; N МО-18/РКФ-552284 от 29.11.2018 по объекту-ж/д путь N 11; N МО-18/РКФ-441583 от 12.09.2018 по объекту-ж/д путь в депо об отказе в постановке на кадастровый учет; об обязании осуществить государственный кадастровый учет объектов; о взыскании расходов по оплате госпошлины в размере 3 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.03.2019 по делу N А41-104924/18 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.09.2011 по делу N А41-33178/09 ОАО "Жилевский завод пластмасс" признано несостоятельным (банкротом), в его отношении открыто конкурсное производство.
ООО "Сити 502" является законным владельцем земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:278 (к/н указан на дату заключения договора купли - продажи N 1 от 21 мая 2014 г.) и всех объектов - зданий и сооружений, находящихся на земельном участке в с. Ситне - Щелканово Ступинского района Московской области.
Договор купли - продажи N 1 недвижимого имущества от 21 мая 2014 г. заключен сторонами по результатам торгов по продаже имущества в связи с банкротством ОАО "Жилевский завод пластмасс".
В связи с необходимостью передачи части объектов, имеющих социальное значение, в муниципальную собственность, земельный участок был разделен, в результате образовано несколько земельных участков.
Железнодорожные пути расположены на земельном участке с к/н 50:33:0000000103, правообладатель - ООО "Сити 502".
ООО "Сити 502" обратилось с заявлениями в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости, находящихся на земельном участке с к\н 50:33:0000000103, принадлежащем заявителю на праве собственности, ж/д путей N N 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11 и ж/д путь в депо.
К заявлениям приложены все необходимые документы согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 г N 218 "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), технические планы объектов изготовлены кадастровым инженером Ступинского филиала МОБТИ.
Управлением принято решение о постановке на государственный кадастровый учет двух объектов недвижимого имущества: ж/д пути N 7 и ж/д пути N 10, присвоены кадастровые номера. На эти объекты заявителем получены выписки из ЕГРН.
10, 27, 29, 30 августа 2018 г. Управлением были вынесены решения о приостановлении кадастрового учета объектов недвижимости на основании п. 20 Требований к подготовке технического плана и содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, сведения о сооружении (за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и о его площади, площади застройки) указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. В случае отсутствия разрешения на ввод сооружения, проектной документации таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.
Во исполнение решений о приостановлении в адрес органа кадастрового учета заявителем были внесены уточнения, а именно: предоставлены сведения по отсутствию проектной документации из архивных учреждений, в составе уточненных технических планов имеются копии всех документов, в том числе Актов приёмки в эксплуатацию законченных строительством объектов (ж.д. путей), приложены справки по идентификации объектов, по уточнению наименования объектов и их протяженности по результатам проведенных кадастровых работ.
По истечении сроков приостановки кадастрового учета, без учета представленных документов Управлением приняты решения об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости на основании ст. 27 Закона N 218-ФЗ в связи с тем, что не устранены причины, послужившие основанием для принятия решений о приостановлении.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
Как было указано выше, Управлением были вынесены решения о приостановлении кадастрового учета объектов недвижимости на основании п. 20 Требований к подготовке технического плана и содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 N 953, сведения о сооружении (за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и о его площади, площади застройки) указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. В случае отсутствия разрешения на ввод сооружения, проектной документации таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.
Данные доводы, также положенные в основу апелляционной жалобы, подлежат отклонению апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1. ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.
Согласно п. 2. ст. 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
В силу п. 3 ч. 1. ст. 22 Закона N 221-ФЗ в качестве документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета предусмотрено предоставление заявителем Технических планов или копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
При этом апелляционный суд обращает внимание на то, что перечень является исчерпывающим.
Как следует из материалов дела, заявителем были предоставлены документы, необходимые для кадастрового учета, а именно: заявления о государственном кадастровом учете объектов, Технические паспорта, Акт приемки в эксплуатацию законченной строительством железнодорожной ветки, Свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, определение Арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства, Справка N 9019-Т от 10.07.2018 Федерального Архивного Агентства ФКУ "Российский Государственный Архив Экономики" об отсутствии проектной документации, а также документации о вводе в эксплуатацию объектов Жилевского завода пластмасс, Выписка из ЕГРЮЛ в отношении ОАО "ЖЗПМ", Кадастровый план территории, Схема расположения железнодорожных путей на земельном участке с кадастровым номером 50:33:0000000:89103, а также иных документов, из которых можно было бы определить основные характеристики объектов.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона.
В соответствии с п. 8 ст. 41 Закона N 221-ФЗ сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или техничесокго паспорта на такой объект недвижимости. При отсутствии указанных документов такие сведения, за исключением сведений о местоположении здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Данная декларация прилагается к техническому паспорту и является его неотъемлемой частью.
В соответствии с п. 1. ст. 7 Федерального Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Из материалов дела усматривается, что при отсутствии разрешения на ввод объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объектов недвижимости заявителем были представлены все предусмотренные законом документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые решения Управления не соответствуют действующему законодательству.
При этом действия заинтересованного лица нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каких-либо доказательств законности и обоснованности отказов обществу заинтересованным лицом не представлено.
Таким образом, требования заявителя обоснованны и правомерно подлежали удовлетворению судом первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.03.2019 по делу N А41-104924/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.