г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А26-13002/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Караульных Е.В. по доверенности от 29.12.2018
от заинтересованных лиц: не явились, извещены
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-8541/2019, 13АП-8542/2019) Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия; Казенного учреждения Республики Карелия "Управление капитального строительства Республики Карелия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.02.2019 по делу N А26-13002/2018 (судья Шалапаева И.В.), принятое
по иску Управления Федерального казначейства по Республике Карелия
к 1) Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия; 2) Казенному учреждению Республики Карелия "Управление капитального строительства Республики Карелия"
3-е лицо: Министерство спорта РФ
о взыскании
установил:
Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - истец, УФК, казначейство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к казенному учреждению Республики Карелия "Управление капитального строительства Республики Карелия" (далее - УКС, Учреждение) о взыскании 12 247 400 руб. 00 коп. и привлечении Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Министерство строительства) к субсидиарной ответственности на ту же сумму.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Министерство спорта Российской Федерации.
Решением суда от 20.02.2019 иск удовлетворен; с Учреждения, а в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств, с Министерства строительства, в пользу Казначейства взысканы денежные средства в размере 12 247 400 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного нецелевым использованием средств федерального бюджета.
Решение обжаловано ответчиками в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В своей апелляционной жалобе Министерство строительства, ссылаясь на положения статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, указывает, что надлежащим ответчиком по данному делу не является, исковое заявление должно быть предъявлено к субъекту Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств.
Учреждение в своей апелляционной жалобе выразило несогласие с решением суда, полагает, что оно подлежит отмене как незаконное.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы Минстроя, УФК представило отзыв, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения апелляционных жалобы возражал.
Ответчики и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа УФК от 27.06.2016 N 12-01/150 в период с 27.06.2016 по 29.07.2016 в отношении учреждения проведена внеплановая выездная проверка использования средств федерального бюджета, направленных в 2014-2015 годах на реализацию мероприятий по объекту "Республиканский спортивный комплекс "Курган", г. Петрозаводск, за 2015 год.
Проверкой выявлено нецелевое использование бюджетных средств в общей сумме 15 100,484 тыс. руб., в том числе средств федерального бюджета - в сумме 12 010,248 тыс. руб., а также неправомерное расходование бюджетных средств, в том числе 237 202 тыс. руб. субсидии из федерального бюджета (оплата работ, которые подрядчиком фактически не выполнялись).
По итогам проверки казначейством составлен акт от 29.07.2016; по результатам проверки казначейство выдало УКС предписание от 07.10.2016 N 06-18-18/12-22919, которым обязало учреждение в срок до 01.12.2016 обеспечить возврат денежных средств в размере 12247,4 тыс. руб. в доход федерального бюджета.
Законность и обоснованность предписания подтверждена Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 октября 2018 года по делу А26-1921/2017.
В целях реализации Предписания от 07.10.2016 N 06-18-18/12-22919 Казначейством в адрес Учреждения направлено требование от 15.10.2018 N 06-17-06/11-24233 о перечислении в течение тридцати календарных дней в доход федерального бюджета денежных средств в сумме 12 247 400 руб.
Оставление Учреждением требования от 15.10.2018 без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 4 статьи 270.2 БК РФ определено, что основанием для обращения уполномоченного государственного органа в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба, причиненного субъекту Российской Федерации, является неисполнение предписания о возмещении причиненного ущерба нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу судебным актом по делу N А26-1921/2017 подтвержден нецелевой характер использования бюджетных средств их получателем и соответствие закону предписания Казначейства 07.10.2016 N 06-18-18/12-22919, которым Учреждению предписано в срок до 01.12.2016 обеспечить возврат денежных средств в размере 12 247,4 тыс. руб. в доход федерального бюджета.
В отсутствие доказательств исполнения Учреждением требования Казначейства, исковые требования УФК правомерно признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Требование о привлечении к субсидиарной ответственности Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, как главного распорядителя бюджетных средств, основано на положениях пункта 2 части 3 статьи 158 ГК РФ, согласно которому главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Как правомерно указал суд, учитывая, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется через главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится данное учреждение, кредитор вправе одновременно предъявить иск к основному должнику (казенному учреждению) и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание установленный статьей 242.4 БК РФ порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации, требование к субсидиарному должнику является обоснованным и правомерно удовлетворено судом.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.02.2019 по делу N А26-13002/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и Казенного учреждения Республики Карелия "Управление капитального строительства Республики Карелия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.