г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А21-16785/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10199/2019) МБУ "Служба заказчика-застройщика" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.03.2019 по делу N А21-16785/2018 (судья С.А. Зинченко), принятое
по заявлению МБУ "Служба заказчика-застройщика"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
3-е лицо: ООО "Чистота"
Об оспаривании постановления
установил:
муниципальное бюджетное учреждение "Служба заказчика-застройщика" (далее - Учреждение, МБУ "Служба заказчика-застройщика") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство, административный орган) от 21.12.2018 N 853/2018, которым Учреждение привлечено к административной ответственности части 2 статье 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее - КоАП КО) в виде штрафа в размере 70 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон.
Решением суда от 14.03.2019 в удовлетворении заявления отказано
Не согласившись с указанным решением суда, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 14.03.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Учреждение не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 04.12.2018 и 05.12.2018 административным органом при осмотре территории в районе перекреста ул. Октябрьской и ул. Пригородной (ул. Народной); ул. Октябрьская, 5а + 400 в поле реки Анграпа; ул. Красноармейской, в районе домов N 4а-6а установлено, что Учреждение повторно в течение года не приняло своевременных мер по уборке общегородской территории, допустило образование несанкционированных свалок бытового, строительного и прочего мусора в местах, не отведенных для этих целей, не приняло своевременном меры к ликвидации свалок, что является нарушением статей 3.1, 4.1, 4.6, 4.7, 6.1 и 6.2 Правил благоустройства МО "Черняховский городской округ" от 24.03.2016 N 35.
При осмотре 17.01.2019 указанной территории установлено, что территория захламлена мусором, свалка не ликвидирована, мусор не убран.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления административным органом протокола от 07.12.2018 N 8563 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 73 КоАП КО.
Постановлением от 21.12.2018 N 853/2018 Учреждение привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размере 70 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Учреждение оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Оспариваемым постановлением Учреждению вменено нарушение требований пунктов 3.1, 4.1, 4.6, 4.7, 6.1, 6.2 Правил N 35.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил N 35 работы по благоустройству городского округа включают в том числе, санитарную очистку и уборку территории городского округа в соответствии с действующими правилами и нормами, а также настоящими Правилами, которая включает: уборку дорог местного значения в границах городского округа; уборку основных и прилегающих территорий; уборку придомовых и закрепленных территорий; сбор и вывоз отходов производства и потребления; сбор и вывоз бытовых, промышленных отходов и других видов мусора.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил N 35 должностные лица предприятий, учреждений, организаций, иных хозяйствующих субъектов независимо от их правового статуса, формы хозяйственной деятельности, в собственности, полном хозяйственном ведении (оперативном управлении), аренде, постоянном бессрочном пользовании которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства, а также граждане - владельцы, пользователи земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностные лица, ответственные за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других организаций независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, должностные лица администрации городского округа обязаны обеспечить организацию работ по благоустройству в подведомственной сфере в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 4.2 Правил N 35 ответственными за содержание в чистоте территорий округа, объектов благоустройства являются лица, перечисленные в пункте 4.1 настоящих Правил.
Согласно пункту 4.6. Правил N 35 юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, собственники (наниматели) частного жилищного фонда обязаны ежедневно убирать основные территории своими силами и за счет собственных средств или по договору на оказание услуг по уборке территории.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил N 35 на основных территориях юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели обязаны не допускать образования скопления бытовых отходов, своевременно вывозить ТКО самостоятельно, либо заключив договор со специализированной организацией на вывоз мусора.
Порядок, условия и способы вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов определяются в соответствии с действующим законодательством и должны соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области окружающей среды и здоровья человека (пункт 6.1 Правил N 35).
Согласно пункту 6.2 Правил N 35 юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели обязаны: обеспечить сбор отходов в контейнеры (сборники ТКО) на специально оборудованных площадках; обеспечить вывоз ТКО собственными силами и за счет собственных средств либо заключить договор на вывоз ТКО со специализированными организациями различных организационно-правовых форм, имеющих специализированный транспорт, подготовленный персонал и лицензию (в случаях, установленных законодательством) на право осуществления соответствующей деятельности, или договор на оказание услуг по организации сбора и вывоза ТКО с предприятиями (организациями), управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, в ведении которых находятся места размещения контейнеров или контейнерные площадки.
Частью 1 статьи 73 КоАП КО установлена административная ответственность за нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся в том числе в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ; в нарушении муниципальными заказчиками установленных правилами благоустройства территории поселений (городских округов) сроков устранения несанкционированной свалки.
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (часть 2 статьи 73 КоАП КО).
Факт выявленных нарушений установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, сторонами по существу не оспаривается.
Доводы подателя жалобы о том, Учреждение не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, а также ссылки на муниципальный контракт на оказание услуг по содержанию территории МО "Черняховский городской округ" в 2018-2020 годах оценены судом первой инстанции и правомерно им отклонены в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 06.04.2018 между Учреждением (заказчик) и МООО "Чистота" (исполнитель) заключен муниципальный контракт N 31/2018 (далее - Контракт) на оказание услуг по содержанию территории МО "Черняховский городской округ" в 2018-2020 годах.
В соответствии с пунктом 5.4.1 Контракта Заказчик обязан осуществлять контроль за ходом, качеством и сроками выполнения работ, а также контроль за соответствием качества содержания объектов внешнего благоустройства, требовать от Исполнителя выполнения принятых по договору обязательств в полном объеме.
Более того, в соответствии с пунктом 2.4.16 Устава Учреждения одним из видов его деятельности является организация благоустройства территории МО "Черняховский городской округ", в связи с чем ответственность за ненадлежащие состояние территории МО "Черняховский городской округ" несет именно Учреждение.
В рассматриваемом случае именно на МБУ "Служба заказчика-застройщика" как на Заказчика по Контракту возложена обязанность соблюдения требований пунктов 3.1, 4.1, 4.6, 4.7, 6.1, 6.2 Правил N 35. Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о том, что к ответственности надлежало привлечь МООО "Чистота" как Исполнителя по Контракту, подлежит отклонению апелляционным судом как не основанный на фактических обстоятельствах дела.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем названных Правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в действиях Учреждения вины (статья 2.1 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что постановлением Министерства от 29.12.2017 N 213/2017 Учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 статье 73 КоАП КО (абз. 2, 5) с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. Указанное постановление обжаловано Учреждением в судебном порядке, однако решением Арбитражного суда Калининградской области от 27.07.2018 по делу N А21-3108/2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.10.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В рассматриваемом случае в действиях Учреждения выявлено новое нарушение Правил N 35, что образует событие правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 73 КоАП КО.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Учреждения состава вмененного ему административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции не установил существенных нарушений установленного порядка привлечения Учреждения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления. Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден. Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 73 КоАП КО.
Апелляционный суд полагает обоснованным неприменение судом первой инстанции статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, ввиду отсутствия исключительности обстоятельств его совершения.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно и обоснованно отказано в удовлетворении заявления Учреждения.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы МБУ "Служба заказчика-застройщика" не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14 марта 2019 года по делу N А21-16785/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Служба заказчика-застройщика" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.