г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А56-131512/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Филилеев В.В. по доверенности от 11.01.2019, Жоров Р.В. по доверенности от 11.01.2019
от заинтересованного лица: Кулаков А.А. по доверенности от 28.12.2018, Шпынова М.И. по доверенности от 27.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8746/2019) ООО "Театр песни" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2019 по делу N А56-131512/2018 (судья Галенкина К.В.), принятое
по заявлению ООО "Театр песни"
к Комитету по инвестициям Санкт-Петербурга
о признании незаконным распоряжения, обязании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Театр песни" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по инвестициям Санкт-Петербурга (далее - Комитет) о признании незаконным распоряжения от 10.09.2018 N 315 "Об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов", отмене указанного распоряжения, обязании обеспечить надлежащее оказание государственной услуги - подготовить в соответствии с распоряжением Комитета от 10.05.2017 N 127 проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении Обществу земельного участка на инвестиционных условиях и направить его в адрес заявителя с приложением указанного проекта постановления.
Решением суда от 18.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, положенных в основу решения, обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, Комитет представил отзыв, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе. Представители заинтересованного лица против удовлетворения жалобы возражали по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования" (далее - Закон N 282-43) обратилось в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга - Комитет с заявлением от 15.05.2018 (вх. от 16.05.2018 N 01-58/4962/18-0-0, индивидуальный реестровый номер проекта - 706-05) о предоставлении земельного участка без проведения торгов с целью строительства объекта культуры (код основного вида разрешённого использования "Культурное развитие" - 3.6) по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Остров декабристов, Новосмоленская набережная, участок 110, кадастровый номер 78:06:0002242:8.
Распоряжением Комитета от 10.09.2018 N 315 Обществу отказано в предоставлении земельного участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку участок в соответствии с приложением 7 к Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" предназначен для размещения тоннельного коллектора.
Ссылаясь на незаконность принятого Комитетом решения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов регламентирован разделом 5 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 656 (далее - Положение).
В рамках рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков Комитет и подведомственное ему СПб ГБУ "Управление инвестиций" (далее - Учреждение) осуществляют ряд предусмотренных Положением действий, направленных на установление возможности предоставления земельного участка, в том числе, направляют запросы в уполномоченные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в целях получения заключений в рамках их компетенции.
По результатам рассмотрения комплекта документов представленного заявителями и поступивших заключений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с разделом 5 Положения при наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка без торгов, предусмотренных земельным законодательством, Комитетом осуществляется подготовка распоряжения об отказе в предоставлении земельного участка.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Пунктом 2.1.1 Положения предусмотрено, что сведения о предназначении земельного участка в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и(или) документацией по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения представляются Комитетом по градостроительству и архитектуре (далее - КГА).
Согласно пункту 11 заключения КГА от 30.05.2018 N 221-5-15269/18, "Предназначение земельного участка в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и(или) документацией по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения" Участок в соответствии с Приложением N 7 к Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" расположен в границах планируемого тоннельного коллектора.
Согласно части 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя являются генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя включают в себя сведения, предусмотренные статьей 23 ГрК РФ, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.
Генеральный план Санкт-Петербурга утвержден Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99 (далее - Генеральный план).
Приложением N 7 к Генеральному плану утверждена схема размещения и развития на расчетный срок реализации Генерального плана Санкт-Петербурга и прогнозируемый период основных объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения (водоотведение).
Для отказа в предоставлении земельного участка по основанию, предусмотренному подпунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом, для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).
В соответствии с пунктом 5.6.1 Положения при наличии согласно полученным в соответствии с пунктами 5.2.2, 5.4 и 5.5 Положения документам оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренных ЗК РФ, Комитет принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов и направляет потенциальному инвестору копию такого решения.
Согласно абзацу 2 пункта 2.3 Административного регламента Комитета по предоставлению государственной услуги по рассмотрению заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования" (далее - Административный регламент) при наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка без торгов, предусмотренных законодательством, результатом предоставления государственной услуги является письмо Комитета заявителю с приложением распоряжения Комитета об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Комитет по факту получения заключений от исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга принимает решение на основании сведений, представленных уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в рамках своей компетенции в соответствии с Положением.
Таким образом, по результатам рассмотрения представленного Заявителем комплекта документов и поступивших заключений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, Комитетом обоснованно принято решение об отказе в предоставлении Участка (распоряжение Комитета от 10.09.2018 N 315).
Апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку участок в соответствии с Приложением N 7 к Генеральному плану предназначен для размещения планируемого тоннельного коллектора, предоставление участка в аренду в целях строительства объекта культурного развития невозможно ввиду наличия предусмотренного пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности.
С учетом изложенного, оспариваемое распоряжение Комитета от 10.09.2018 N 315 соответствует нормам действующего законодательства и прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Ссылка заявителя на письмо КГА от 05.07.2018 N 221-5-19280/18, в котором отсутствуют сведения о расположении в границах Участка объекта регионального значения - тоннельного коллектора, судом отклоняется, поскольку данное письмо КГА получено вне рамок установленной в Положении процедуры.
Ограничение прав на землю в соответствии с положениями земельного законодательства предполагает наличие ограничений использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий, особых условий охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных и иные ограничения, прямо установленные ЗК РФ и федеральными законами.
В свою очередь, предназначение земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования по своей правовой природе ограничением в использовании земельного участка не является, а является в силу положений подпункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в передаче третьим лицам такого земельного участка в аренду без проведения торгов. Единственное исключение предусмотрено законодателем для лица, уполномоченного на строительство таких объектов.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно учтено, что невозможность предоставления Участка для целей строительства в настоящее время обусловлена, в том числе включением сквера на пересечении Морской наб. и р. Смоленки в перечень территорий зеленых насаждений общего пользования, утвержденный Законом Санкт-Петербурга от 19.09.2007 N 430-85 "О зеленых насаждениях общего пользования".
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга от 23.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" на территориях зеленых насаждений общего пользования запрещается предоставление земельных участков для размещения объектов капитального строительства, за исключением случаев размещения объектов зеленых насаждений, строительства, реконструкции, капитального ремонта вестибюлей метро, киосков вентиляционных шахт метрополитена, сооружений инженерных сетей метрополитена, шахт тоннельных канализационных коллекторов, без возведения наземных сооружений.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, подателем жалобы не приведено. Неправильного применения судом норм материального права, нарушений требований процессуального законодательства при исследовании и оценке представленных доказательств апелляционной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2019 по делу N А56-131512/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.