г. Москва |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А40-84864/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Пирожкова,
судей О.Г. Головкиной, Т.В. Захаровой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.М. Кулиш,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Федеральная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 февраля 2019 года по делу N А40- 84864/2018, принятое судьей Д.В. Иканиным, по иску АО "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738) к ООО "ЯТА" (ОГРН 1127746563911) о взыскании штрафа по договору N 003- 16/ФМСК (МЖА) от 14.01.2016,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Загайнова К.А. по доверенности от 08.02.2017;
от ответчика: Прошкина И.В. по доверенности от 04.02.2019, Смирнов В.Ю. по доверенности от 30.11.2018, Снетков С.В. по доверенности от 17.05.2019.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ЯТА" о взыскании 1 772 612 руб. 71 коп. штрафа за нарушение условий перевозки груза по договору N 303-16/ФМСК (МЖА) от 14.01.2016 г.
Решением от "10" августа 2018 года по делу N А40-84864/2018 Арбитражный суд города Москвы заявленные требований удовлетворил.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-52388/2018 от "18" октября 2018 года решение Арбитражного суда города Москвы от "10" августа 2018 года по делу N А40-40-84864/2018 оставлено без изменений, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
04.02.2019 Арбитражный суд Московского округа отменил вышеуказанные решение и постановление и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2019 г. в удовлетворении исковых требований Истца к Ответчику о взыскании штрафа в размере 1 772 612, 71 руб. Истцу было отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель истца в судебное заседание явился, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы апелляционной жалобы, исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для отмены или изменения оспариваемого решения арбитражного суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14 января 2016 г. между акционерным обществом "Федеральная пассажирская компания" (Исполнитель, Перевозчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ЯТА" (Заказчик. Отправитель) был заключен договор оказания услуг по перевозке с расчетами через ЕЛС плательщика N 303-16/ФМСК (МЖА), дополнительное соглашение к нему от 29 декабря 2016 г, N 003-16/ФМСК (МЖА)(1), Приложение N 1 к дополнительному соглашению от 29 декабря 2016 г. N003-16/ФМСК (МЖА)(1) (далее-Договор).
В соответствии с п. 1.1. Договора, в редакции дополнительного соглашения от 29 декабря 2016 г. N 003-16/ФМСК (МЖА) Перевозчик обязуется оказывать услуги, перечисленные в пункте 1.2. Договора, а Отправитель обязуется принять их и оплатить.
Согласно п. 1.2. Договора Перевозчик по заявкам Отправителя осуществляет оказание следующих Услуг: организует перевозки грузобагажа повагонными отправками в собственных (арендованных) багажных и почтовых вагонах Отправителя, включаемых в состав поездов формирования перевозчика; оформляет проездные и перевозочные документы на дополнительные услуги, связанные с пассажирскими перевозками, и транспортные услуги, а также оформление перевозочных документов на дополнительные услуги железнодорожного транспорта, оказываемые третьими лицами в рамках агентских договоров; организует прочие отправки (порожние, в/из ремонт(а) и другие) вагонов Отправителя, относящихся к пассажирскому парку, включаемых в состав поездов формирования Перевозчиков.
06 ноября 2017 г. Перевозчиком во исполнение условий Договора организована перевозка грузобагажа вагоне N 022 52898 в составе поезда N 075 от станции Тында до станции Москва-Казанская, что подтверждается перевозочным документом N АЕ 0809084.
В результате проведенной 11 ноября 2017 г. сотрудниками Московского регионального отделения Центра внутреннего аудита проверки в вагоне N 022-52898 выявлен провоз предметов, запрещенных к перевозке в качестве грузобагажа, а именно: 2 банки эмали ПФ-115 в заводской упаковке, начальная масса каждой по 0,9 кг со знаком опасности "черное пламя на красном фоне" класса 3 легковоспламеняющиеся жидкости.
Данный факт подтверждается актом проверки ЛУ-4 от 11 ноября 2017 г. N А 115651, актом общей формы от 11 ноября 2017 г., коммерческим актом 074672 от 11 ноября 2017 г.
Согласно п. 2.3.16. Договора, в редакции дополнительного соглашения от 29 декабря 2016 г. N 003-16/ФМСК (МЖА)(1), не допускать: погрузку в вагон легковоспламеняющихся, взрывчатых, отравляющих, ядовитых, а также других запрещенных к перевозке в качестве грузобагажа предметов и веществ, грузобагажа массой одного неделимого места более 500 кг; перевозки предметов (в том числе домашних животных), подконтрольных ветеринарному и фитосанитарному контролю, без разрешения установленной формы; несоответствия фактически перевозимого грузобагажа, указанному Отправителем в спецификации; действий или бездействий, влекущих нарушение графика движения поездов и создающих угрозу безопасности движения; следования вагонов в составе поездов без сопровождающих вагон лиц; перевозки ручной клади сверх установленной нормы, а также провоз и размещение алкогольной продукции в качестве личных вещей в служебных помещениях вагона и в купе отдыха сопровождающих; выгрузки/погрузки в пути следования грузобагажа, масса одного неделимого места которого - от 75 кг до 500 кг; выгрузки/погрузки грузобагажа в пути следования на транзитных станциях при отсутствии договоров на организацию погрузо-разгрузочных работ, заключенных с филиалами АО "ФПК" или владельцем инфраструктуры, в зоне ответственности которых находится станция выгрузки/погрузки.
В соответствии со статьей 111 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Устав) за искажение в заявлении на отправку грузобагажа массы грузобагажа (при повагонной отправке), за отправление в сданных для перевозки багаже, грузобагаже предметов, перевозка которых в качестве багажа, грузобагажа запрещена, отправитель грузобагажа, пассажир уплачивают штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, грузобагажа, если в соответствии с законодательством Российской Федерации перевозка таких предметов не влечет за собой административную или уголовную ответственность.
Согласно п. 4.2. Договора, в редакции дополнительного соглашения от 29 декабря 2016 г. N 003-16/ФМСК (МЖА)(1), Отправитель за искажение в заявлении на отправку грузобагажа его массы, за отправление в грузобагаже предметов, перевозка которых в качестве грузобагажа запрещена, уплачивает Перевозчику в соответствии со статьей 111 Устава штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку грузобагажа.
Истцом начислен штраф в соответствии со статьей 111 Устава железнодорожного транспорта.
Статьей 111 Устава железнодорожного транспорта установлено, что за отправление в сданных для перевозки багажа, грузобагажа предметов, перевозка которых в качестве багажа, грузобагажа запрещена, отправитель грузобагажа, пассажир уплачивают штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, грузобагажа.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, истцом заявлены требования в условиях отсутствия состава нарушения, что в свою очередь исключает основания для наложения штрафа.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее Устав железнодорожного транспорта) грузобагаж - объект, принятый от физического или юридического лица в установленном порядке для перевозки в пассажирском, почтово- багажном или грузопассажирском поезде.
В силу части 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Из материалов дела следует, что поезд формирования АО "ФПК" N 075 ЭА Тында-Москва (далее по тексту - Поезд) прибыл на станцию Москва-Пассажирская-Казанская "11" ноября 2017 г. в 04 часов 42 минуты утра по Московскому времени. После расформирования Поезда багажный вагон N 022 52898 (далее по тексту - Вагон), принадлежащий ООО "ЯТА" был передан другому перевозчику (ОАО "РЖД"), что подтверждается перевозочным документом N АЕ2020030 973630. После доставки Вагона на станцию Москва-Пассажирская-Ярославская он был поставлен на пути отстоя N 47 парка "Москва-3" станции Москва-Пассажирская-Ярославская (далее по тексту - пути отстоя). Вышеуказанные пути принадлежат ОАО "РЖД". Вагон находился на путях отстоя с 06 часов 15 минут утра "11" ноября 2017 г., что подтверждается справкой N 16/ДС-П от 16.11.2017 г. С момента прибытия Вагона на станцию Москва-Казанская и расформирования Поезда все обязательства сторон по перевозке оформленные перевозочным документом N АЕ 0809084 в рамках Договора были полностью выполнены.
При этом установлено, что проверка вагона производилась не при его погрузке или выгрузке и не в пути следования вагона в составе поезда формирования АО "ФПК", а во время нахождения Вагона на пути отстоя, принадлежащего ОАО "РЖД", погрузка в Вагон либо выгрузка грузобагажа из Вагона "11" ноября 2017 г. не производились.
Довод апелляционной жалобы о том, что штраф за отправление запрещенных для перевозки железнодорожным транспортом грузов подлежит взысканию за сам факт такого отправления, отклоняется как необоснованный, так как истцом не доказано, что данный груз является опасным, что отмечено в решении суда.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, как необоснованные, так как не опровергают выводов суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 февраля 2019 года по делу N А40-84864/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.