г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А56-155760/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Будылева М.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7015/2019) ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2019 по делу N А56-155760/2018 (судья Н.Я. Корж), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга (далее - истец, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о взыскании с федерального государственного казенного учреждения комбинат "Беломорский" Росрезерва (далее - ответчик, Общество) 10 806,26 руб.- в возмещение ущерба, причиненного в результате непредставления индивидуальных сведений, повлекших переплату пенсий за июль- август 2016.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Уточнение заявителя по увеличению суммы ущерба до 14 100 руб. судом первой инстанции отклонено.
Решением арбитражного суда от 08.02.2019 в удовлетворении требований отказано.
Пенсионный фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Беломорский" Росрезерва (далее - работодатель, страхователь) выступает страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрировано в Государственном учреждении -Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе г.Санкт-Петербурга.
Как следует из материалов дела Смирновой В.И., Модину А.Г., Костроминой Т.А. на основании заявлений назначена выплата страховой пенсии по старости.
Смирнова В.И., Модин А.Г., Костромина Т.А осуществляют трудовую деятельность в Федеральном государственном казенном учреждении комбинат "Беломорский" Росрезерва.
Учреждение ежемесячно в установленные сроки представляет отчеты по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц.
Персонифицированные сведения по форме СЗВ-М за июль - август 2016 в установленные сроки представлены не были.
В связи с отсутствием данных сведений индивидуального (персонифицированного) учета была Фондом произведена индексация сумм пенсии Смирновой В.И., Модину А.Г., Костроминой Т.А.
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года предоставлены ответчиком с нарушением срока, а именно 06.04.2017. Однако данная отчетность содержала сведения о застрахованных лицах.
Следовательно, права на получение страховой пенсии с учетом индексации размера фиксированной выплаты к ней и корректировки размера страховой пенсии указанные пенсионеры в силу ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имели.
Отсутствие у УПФ сведений о трудоустройстве пенсионеров Смирновой В.И., Модина А.Г., Костроминой Т.А. в июле-августе 2016 года повлекло за собой начисление Фондом пенсии с учетом индексации.
Протоколом от 10.10.2017 N 813 выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии Смирновой В.И. за период с 01.10.2016 по 30.04.2017 в сумме 3730,86 рублей.
Протоколом от 11.10.2017 N 904 выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии Модину А.Г. за период с 01.10.2016 по 30.04.2017 в сумме 4736,9 рублей.
Протоколом от 11.10.2017 N 965 выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии Костроминой Т.А. за период с 01.10.2016 по 28.02.2017 в сумме 2338,5 рублей.
Поскольку нарушение страхователем срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за июль-август 2016 года повлекло неправомерную выплату указанным пенсионерам пенсии в завышенном размере, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в сумме 10 806,26 рублей.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению.
В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 28 Закона N 400-ФЗ).
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 28 Закона N 400-ФЗ).
Указанными положениями Закона N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению Пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели виновные действия работодателя.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
Согласно п. 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.02.2017 N 306-ЭС16-13489 по делу N А12-41251/2015, одним из существенных обстоятельств, имеющим значение для правильного разрешения возникшего спора, является установление виновного лица, чьи действия повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Статьей 26.1 Закона о страховых пенсиях установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).
Частью 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в целях реализации положений частей 1 - названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, которая действовала в спорный период) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения предоставляются по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России N 83п от 01.02.2016.
Следовательно, учреждение как страхователь обязано было предоставить индивидуальные сведения в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М за июль 2016 года не позднее 11.08.2016, за август 2016 не позднее 12.09.2016.
В рассматриваемом случае, в связи с отсутствием сведений о застрахованных лицах от работодателя за июль-август 2016 года, с 01.10.2016 пенсионерам осуществлена выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты). Период выплаты с 01.10.2016 по 30.04.2017.
Материалами дела установлено, что сведения по форме СЗВ-М за период с апреля 2016 года по июнь 2017 года Обществом представлялись в установленные сроки, за исключением июня и августа 2016, которые были представлены только 06.04.2017, т.е. с нарушением установленного строка.
Действующим в 2016 году законодательством была установлена обязанность по предоставлению индивидуальных сведений о застрахованных лицах в следующей отчетности:
- расчет формы РСВ-1, предоставляемой ежеквартально;
- отчет формы СЗВ-М, предоставляемой помесячно.
В каждом из указанных отчетов содержатся индивидуальные сведения о застрахованных лицах.
Предоставление расчета по форме РСВ-1 за второе полугодие и 3 квартал 2016 года Обществом осуществлено в установленные сроки, что не оспаривается Пенсионным фондом.
Расчет по форме РСВ-1 предназначен для получения информации о расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по каждому застрахованному лицу и внесению этой информации на лицевые счета застрахованных лиц.
Согласно пункту 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 987н (действующей до 01.01.2017), территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
Согласно пункту 68 Инструкции, Территориальные органы фонда имеют право требовать от страхователей и застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, в том числе по их учетным данным. В силу пункта 69 Инструкции Территориальные органы фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений в соответствии с настоящей Инструкцией.
Таким образом, Управление, в соответствии с требованиями действующего законодательства, при неполучении от страхователя сведений за июль - август 2016 года по форме СЗВ-М, обязано было направить в адрес Общества требования о предоставлении отчетности.
Вместе с тем, факт непоступления отчета за июль- август 2016 года территориальным органом Пенсионного фонда был установлен только 06.04.2017.
На основании статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 404 ГК РФ, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, в том числе своевременного предоставления ответчиком отчетности по форме СЗВ-М за предыдущие и последующие периоды и форме РСВ-1 за 1, 2, 3, 4 кварталы 2016, 1, 2 кварталы 2017 года, непринятие территориальным органом Пенсионного фонда своевременных мер по уведомлению страхователя о непоступлении отчета СЗВ-М за июль-август 2016 года, апелляционный суд признает, что перерасход средств на выплату трудовой пенсии произошел как по вине ответчика, так и по вине территориального органа пенсионного фонда по месту учета страхователей.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства апелляционный суд считает подлежащим применению к спорным правоотношениям положений пункта 1 статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшает размер убытков, подлежащих взысканию с ответчика до суммы 3354 рублей.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2019 по делу N А56-155760/2018 отменить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Беломорский" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу (ФГКУ комбинат "Беломорский "Росрезерва") ИНН 7816015149 в пользу УПФР в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга ущерб в сумме 3354 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.