Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 сентября 2019 г. N Ф03-3823/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
29 мая 2019 г. |
А73-22107/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Комсомольская межрайонная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края: представитель не явился;
от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: представителя Михлик Е.А. по доверенности от 09.01.2019 N 32-08 (сроком по 31.12.2019); Зайцевой О.С. представителя по доверенности от 09.01.2019 N 18-08 (сроком по 31.12.2019);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Комсомольская межрайонная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края
на решение от 08.02.2019
по делу N А73-22107/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Комсомольская межрайонная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1132728001515, ИНН 2712009624)
к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (ОГРН 1022700921880, ИНН 2700000539)
о признании недействительными пункта 1 акта от 26.10.2018 N 74 и требования от 09.11.2018 N 35,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Комсомольская межрайонная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - заявитель, КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница", учреждение, больница) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (далее - ХК ФОМС), в соответствии с которым просит суд: признать недействительными пункт 1 акта от 26.10.2018 N 74 и требование от 09.11.2018 N 35.
До рассмотрения настоящего дела по существу КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым, заявитель просит признать недействительным только требование ХК ФОМС от 09.11.2018 N 35 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа.
Решением суда от 08.02.2019 в удовлетворении уточненного заявленного требования отказано, больнице из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы утверждает, следующее: решение суда является незаконным в связи с существенным нарушением норм процессуального и материального права; судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства заявителя об отложении судебного разбирательства; вывод суда о том, что затраты по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки медицинского работника по профилю "Лечебная физкультура" являются нецелевыми, сделан без анализа должностных обязанностей специалиста и положений "Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2013 N 452-пр.
Вместе с жалобой в суд представлены экземпляры документов (поименованы в приложении к жалобе).
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, ХК ФОМС доводы жалобы отклонил, просит жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
До начала судебного заседания от КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" в суд поступило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев названное выше ходатайство об отложении судебного заседания, заслушав мнение представителей фонда, учитывая отсутствие явки представителей больницы также и в судебное заседание суда первой инстанции, отсутствие доказательств невозможности участия при рассмотрении апелляционной жалобы иного представителя больницы, кроме главного врача и представителя Ворончихиной И.А., Шестой арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для такого отложения, предусмотренных статьей 158 АПК РФ, и, руководствуясь статьей 159 АПК РФ, отказывает в его удовлетворении.
Представитель учреждения, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя учреждения, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители ХК ФОМС отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу и дополнениям к отзыву, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 2 статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции определил: экземпляры документов, приложенных к апелляционной жалобе, вернуть заявителю жалобы вместе с сопроводительным письмом.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее и дополнений к отзыву, заслушав представителей ХК ФОМС, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, приказом директора ХК ФОМС от 20.09.2018 N 189 назначена плановая проверка КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" с 01.10.2018 по 29.10.2018 по использованию медицинским учреждением средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС в период с 01.06.2016 по 31.12.2017.
Назначенной комиссией проведена плановая проверка, в ходе которой были выявлены различные нарушения, которые отражены в акте проверки от 26.10.2018 N 74. В частности, комиссией установлены: излишне произведенные расходы в 2016 году в сумме 73 286,60 руб. по оплате профессиональной переподготовки сотрудника по специальности "Лечебная физкультура" и спортивная медицина (45 500 руб. - расходы по оплате за обучение, 27 786,60 руб. - возмещение командировочных расходов), которые не входят в состав тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС и не подлежат оплате за счет средств ОМС.
По результатам проверки комиссией предложено устранить выявленные нарушения и восстановить в бюджет ХК ФОМС сумму нецелевого использования средств в размере 73 286,60 руб. и уплатить штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств 7 328,66 руб.
КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" письмом от 31.10.2018 N 1-28/283 представлены возражения на акт проверки, которые рассмотрены директором ХК ФОМС и отклонены письмом от 09.11.2018 N 05-3736/8 "О рассмотрении возражений по акту проверки".
В этой же день ХК ФОМС оформлено требование N 35 о возврате средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа, направленное КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" 09.11.2018 за N 05-3734/8. В соответствии с требованием N 35 учреждению надлежит в течение 10 рабочих дней с момента получения настоящего требования восстановить в бюджет Фонда сумму нецелевого использования средств размере 73 286,60 руб. и уплатить штраф в размере 7 328,66 руб. (10 % от суммы нецелевого использования средств).
Не согласившись с результатами проверки и предъявленным требованием, КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Рассмотрев доводы заявителя и возражения ХК ФОМС, суд пришел к выводу о правомерности требования от 09.11.2018 N 35, учитывая следующее.
Средства обязательного медицинского страхования согласно статьям 2, 6, 11,13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) приравнены к бюджетным средствам, являются средствами бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 306.4 БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Средства обязательного медицинского страхования предназначены для оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным по ОМС лицам медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, оказывающих помощь по обязательному медицинскому страхованию в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Оплата медицинской помощи по ОМС осуществляется согласно статье 30 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326- ФЗ) по тарифам, установленным тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников. Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Законом.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлено, что тариф на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Закона N 326-ФЗ страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в следующих случаях: инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита; новообразования; болезни эндокринной системы; расстройства питания и нарушения обмена веществ; болезни нервной системы; болезни крови, кроветворных органов; отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм; болезни глаза и его придаточного аппарата; болезни уха и сосцевидного отростка; болезни системы кровообращения; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни мочеполовой системы; болезни кожи и подкожной клетчатки; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин; врожденные аномалии (пороки развития); деформации и хромосомные нарушения; беременность, роды, послеродовой период и аборты; отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.
При определении соответствующих статей расходов следует руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее - Указания), утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 года N 65н.
Согласно разделу V Указаний Классификация операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) детализирует виды расходов и группирует их по статьям.
Оплата услуг по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов относится на статью 220 КОСГУ "Оплата работ, услуг" подстатья 226 "Прочие работы, услуги".
Таким образом, медицинские организации вправе производить оплату расходов по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки медицинских работников, перечисленных в части 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
ХК ФОМС при проверке установлено, что в нарушение статьи 35 Закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" учреждением в 2016 году произведены расходы по оплате профессиональной переподготовки сотрудника по специальности "Лечебная физкультура и спортивная медицина" на сумму 73 286,60 руб., которые не предусмотрены тарифным соглашением и являются нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Как верно указал суд, доводы заявителя о несогласии с выводом ХК ФОМС о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 73 286,60 руб. по существу основаны ссылками на положения части 4 статьи 39 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", приказа Министерства здравоохранения РФ от 01.03.2016 N 134н, Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 28.12.2017 N 545-пр.
Указанные доводы обосновано не приняты судом, поскольку начисление таких выплат за счет средств ОМС противоречит вышеприведенному законодательству.
Ссылка заявителя на Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 28.12.2017 N 545-пр неосновательна, учитывая, что ХК ФОМС предъявлены претензии к необоснованному расходованию средств ФОМСа в 2016 году.
В обоснование заявленных доводов заявитель также ссылается на положение пункта 7.2 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ.
В соответствии с этой правовой нормой медицинские организации обязаны: использовать средства нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Соответствующие Правила использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения установленных пунктом 7.1 части 2 статьи 20 Закона N 329-ФЗ утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2016 N 332 (далее - Правила N 332).
В силу пункта 2 Правил N 332, средства нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения указанных в пункте 1 настоящих Правил мероприятий предоставляются территориальным фондом медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, при соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами, на основании заключенного территориальным фондом с медицинской организацией соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, типовая форма и порядок заключения которого утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил N 332 установлено, что средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются территориальным фондом медицинским организациям в пределах средств нормированного страхового запаса, предусмотренных в бюджете территориального фонда на финансовое обеспечение мероприятий, в размере, определяемом территориальным фондом исходя из объема необходимого финансирования, предусмотренного пунктом 8 настоящих Правил.
Согласно пункту 4 Правил N 332 использование медицинскими организациями средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении следующих условий: а наличие у медицинской организации заключенного в соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на текущий финансовый год; включение медицинской организации в план мероприятий, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) и согласованный с территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями (союзами) и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включены в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - план мероприятий). Критерии отбора медицинских организаций для включения в план мероприятий утверждаются уполномоченным органом.
Пунктом 5 Правил N 332 также установлено, что в случае реализации медицинской организацией мероприятий, указанных в подпункте "а" пункта 1 настоящих Правил, использование средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении помимо установленных пунктом 4 настоящих Правил следующих дополнительных условий: наличие заявления медицинского работника руководителю медицинской организации о направлении на дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по выбору медицинского работника, который осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации; наличие у медицинской организации заключенного в соответствии со статьей 54 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" договора об образовании на обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе; внесение изменений (при необходимости) в план финансово- хозяйственной деятельности медицинской организации в целях реализации мероприятий.
Однако КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" в установленном частью 1 статьи 65 АПК РФ порядке не доказало соблюдение учреждением условий пункта 7.2 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ и Правил N 332 при использовании расходов по оплате профессиональной переподготовки сотрудника по специальности "Лечебная физкультура и спортивная медицина" на сумму 73286,60 руб. за счет средств территориального фонда ХК ФОМС.
При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, ХК ФОМС на основании акта проверки от 26.10.2016 N 74 правомерно направил учреждению требование от 09.11.2018 N 35 о возврате средств, использованных не по целевому назначению (восстановлении в бюджет ХКФОМС суммы нецелевого использования средств в размере 73 286,60 руб. и уплате штрафа в бюджет Фонда штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств в размере 7 328,66 руб.).
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным требования от 09.11.2018 N 35 о возврате средств, использованных не по целевому назначению в сумме 73286,60 руб. и уплате штрафа в сумме 7328,66 руб.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку они не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции, сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Излишне уплаченная 12.03.2019 учреждением государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08 февраля 2019 года по делу N А73-22107/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Возвратить Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Комсомольская межрайонная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения N 621604 от 12.03.2019. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.