город Томск |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А67-8776/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод строительных материалов "Беформ" (N 07АП-2291/2019) на решение от 05.02.2019 Арбитражного суда Томской области по делу NА67-8776/2018 (судья Аксиньин С.Г.), по иску Департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области (634041, г.Томск, пр-т Кирова, д. 41, ИНН 7017169791, ОГРН 1077017001390) к обществу с ограниченной ответственностью "Завод строительных материалов "Беформ" (634003, г. Томск, пер. Асфальтовый, д. 15, ИНН 7017353744, ОГРН 1147017008973) о взыскании 2 807 988,87 руб.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Шишкина Ю.В., доверенность от 19.04.2019.
УСТАНОВИЛ:
Департамент по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Томской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Завод строительных материалов "Беформ" (далее - ответчик, общество, ООО "ЗСМ "Беформ") о взыскании 2 807 988,87 руб. задолженности в размере субсидии по договору о предоставлении субсидии от 13.02.2018 N М-16-01.
Решением Арбитражного суда Томской области от 05.02.2019 заявленные требования удовлетворены. С ООО "ЗСМ "Беформ" взыскано в бюджет Томской области 2 807 988,87 руб. задолженности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЗСМ "Беформ" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к нарушению прав ответчика.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в целях реализации мероприятия "Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат по договорам лизинга оборудования" подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области" государственной программы "Развитие предпринимательства в Томской области", утвержденной постановлением администрации Томской области от 12.12.2014 N 492а "Об утверждении государственной программы "Развитие предпринимательства в Томской области" в соответствии с Положением о предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), утвержденным постановлением Администрации Томской области от 15.10.2014 N 391а на основании протокола заседания Конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора на предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства в целях создания и (или) развития (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) от 11.11.2016 N2 между Департаментом промышленности и развития предпринимательства Томской области и ООО "ЗСМ "Беформ" заключен договор о предоставлении субсидии от 17.11.2016 NМ-16-01, с приложениями NN 1-4, в размере 2 807 988,87 руб..
В соответствии с постановлением Губернатора Томской области от 19.12.2017 N 112 "О внесении изменений в постановление Губернатора Томской области от 30.08.2012 N 94" Департамент промышленности и развития предпринимательства Томской области переименован в Департамент по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области.
Согласно пункту 1.1. договора субсидия предоставляется на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (и модернизации производства товаров (работ, услуг), включающих в себя стоимость оборудования и расходы на его монтаж (установку), при реализации проекта "Модернизация АБЗ в целях запуска производства щебеночно-мастичного асфальта (ЩМА)" (далее - "проект"), указанных в информации об оборудовании и затратах, связанных с его приобретением, согласно приложению N 1 к договору, а получатель субсидии осуществляет достижение ожидаемых результатов предоставления субсидии, количественных характеристик достижения целевых показателей за счет предоставления субсидии в части показателей по сохранению и созданию новых рабочих мест и динамике уровня среднемесячной зарплаты в расчете на одного работника в рамках реализации проекта, определенных в приложении N 2 к договору о предоставлении субсидии (ожидаемые результаты предоставления субсидии).
По условиям договора получатель субсидии обязуется обеспечить достижение ожидаемых результатов предоставления субсидии в рамках реализации проекта в срок не позднее 31.12.2017, а в части показателя "новые рабочие места, созданные в ходе реализации проекта, ед." не позднее 31.12.2016.
Во исполнение условий договора Департаментом произведено перечисление субсидии из средств, предусмотренных на предоставление субсидий платежными поручениями N 186148 от 17.11.2016 в размере 684 210,53 руб., N186149 от 17.11.2016 в размере 315 789,47 руб., N778518 от 13.12.2016 в размере 1 807 988,87 руб..
Обязанностями получателя субсидии по договору наряду с другими являются: обеспечение достижения ожидаемых значений показателей; в случае невозможности достижения получателем субсидии ожидаемых результатов предоставления субсидии, включенных в договор, в сроки, установленные договором или о прекращении своей деятельности (ликвидации), получатель незамедлительно информирует департамент; обеспечение соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных порядком предоставления субсидии и условиями договора.
Кроме того, обязанностью получателя субсидии по договору является предоставление в департамент: в течение календарного года с даты заключения договора в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчетов о достижении ожидаемых результатов предоставления субсидии, заполненных по форме согласно приложению N 3 к договору (п. 4.2.3 договора).
При подписании договора, получатель субсидии, дал свое согласие на осуществление Департаментом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка ее предоставления.
В рамках реализации мероприятий по осуществлению контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии и ответственности за их нарушение Контрольно-счетной палатой Томской области проведена встречная проверка ООО "ЗСМ "Беформ", проведенной в рамках контрольного мероприятия "Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), а также на возмещение части затрат по договорам лизинга оборудования (выборочно)", по результатам которой составлен акт встречной проверки от 19.12.2017, из которого следовало, что получателем субсидии в нарушение п.п. 1.1, 4.2.1 договора не обеспечено достижение ожидаемых результатов предоставления субсидии в рамках реализации проекта по двум показателям, определяемым в соответствии с приложениями к договору N 2 и N 3 ("Всего рабочих мест, занятых штатными единицами"/ "Среднесписочная численность работников заявителя", "Созданные рабочие места, которые сохранены в ходе реализации проекта"/"Созданные рабочие места") во всех отчетных периодах.
В соответствии с пунктом 54 Порядка предоставления субсидий Департамент расторгает заключенный договор и требует возврата субсидии в полном объеме по представлению, утвержденному конкурсной комиссией в связи с нарушением получателем субсидии условий предоставления субсидии.
Реализуя условия порядка предоставления субсидии, протоколом внеочередного заседания Конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора на предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) от 21.02.2018, утверждено представление о расторжении договора с ответчиком и возврате субсидии в полном объеме.
Соответствующие уведомления с требованием возврата субсидии были направлены ответчику 22.02.2018 N 52-03-0095, 13.06.2018 N 52-03-0100.
Неисполнение ответчиком обязательства по возврату полученной субсидии, явилось основанием для обращения истца с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности требований истца о возврате субсидии в связи с нарушением ответчиком условий договора по получению субсидии.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту б пункта 6 постановления Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" порядок и сроки возврата субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом в случае недостижения показателей результативности предоставления субсидии, должны включаться в нормативно-правовой акт как мера ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 1.1 заключенного договора о предоставлении субсидии, следует, что исполнение договора со стороны получателя субсидии включает в себя обязательство по достижению ожидаемых результатов предоставления субсидии.
Пунктом 4 Порядка предоставления субсидии определены условия предоставления субсидии, в соответствии с которыми субсидии предоставляются при соблюдении условия по подтверждению в течение срока действия договора выполнения получателем субсидии обязательств, указанных в заявке, поданной для участия в конкурсном отборе.
Как верно отметил суд первой инстанции, подтверждение достижения значений показателей результативности, указанных в договорах, является условием предоставления субсидии, за нарушение которого и порядком предоставления субсидии, и договором установлена ответственность в виде возврата субсидии в областной бюджет (разделы 6, 7 договора).
Таким образом, суд первой инстанции, исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, установив, что из динамики изменений штатного расписания очевидно сокращение штатных единиц, в том числе, связанных с производством и реализацией проекта, а именно из 18 ставок, предусматривающих должности водителя, асфальтобетонщика, слесаря, оператора РБУ, разнорабочего, оператора асфальтобетонного завода, машиниста катка, уборщика производственных помещений в 3 квартале 2017 года осталось только 4, при этом имеется тенденция сохранения должностей административного персонала, таким образом, произошло сохранение созданных с начала реализации проекта должностей в гораздо меньшем количестве, чем это указано в отчетности ответчика, данные о фактически отработанном времени свидетельствуют о том, что получателем субсидии подавляющее сотрудников принято на ставки в размере 0,1, 0,2, 0,25 и 0,5 даже в летний период, однако даже с учетом сезонности работ (с мая по октябрь) общество не в полной мере осуществляло реализацию проекта, на который ему предоставлена субсидия, т.к. срок реализации проекта, обремененный обязательством достижения показателей - 31.12.2017, пришел к правомерным выводам, о нарушении обществом условий на которых предоставлялась спорная субсидия и как следствие о наличие обязанности у ответчика ее вернуть.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обоснованных мотивированных возражений по существу принятого судебного акта.
Апелляционным судом оснований для иной оценки представленных доказательств и выводов суда первой инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.02.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-8776/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод строительных материалов "Беформ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.