Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2019 г. N Ф06-52232/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А72-17804/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Пышкиной Н.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лариной Ю.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 мая 2019 года в зале N 6 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дюна" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 марта 2019 года по делу N А72-17804/2018 (судья Черланова Е.С.),
по иску Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (ОГРН 1187325014326, ИНН 7325161645),
к Обществу с ограниченной ответственностью "Дюна" (ОГРН 1097310000182, ИНН 7310105616),
о взыскании 102 927 руб. 82 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Дюна" о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка N 524 от 14.07.2011 за период с 01.05.2018 по 01.09.2018 в размере 98 901 руб. 00 коп., неустойки за период с 01.01.2018 по 13.09.2018 в размере 4 026 руб. 82 коп.
Определением от 30.10.2018 исковое заявление принято в порядке упрощенного производства.
Определением от 26.11.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18 марта 2019 года по делу N А72-17804/2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Дюна" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, принять новый судебный акт.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, 14.07.2011 между Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (Арендодатель, правопредшественник истца) и обществом с ограниченной ответственностью "Дюна" (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 524, согласно которого Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в федеральной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора (лесной участок) для использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (разведка и добыча строительных песков Старомайнского месторождения) на основании лицензии на пользование недрами УЛН N 90040 ТЭ от 29.06.2009 (п. 1).
Лесной участок площадью 12,9 га, предоставляемый в аренду по настоящем договору, зарегистрированный в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за номером 73:01:334/2003:383 от 09.01.2004, имеет местоположение: Ульяновская область, МО "Старомайнский район", Старомайнское лесничество, Старомайнское участковое лесничество, квартал 11 (части выделов 7, 8, 9), квартал 12 (выдел 68, части выделов 63, 64, 66), квартал 16 (части выделов 6, 7, 23), квартал 17 (выдел 3, 21, части выделов 1, 2). Категория земель - земли лесного фонда, целевое назначение - защитные леса (запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов), вид разрешенного использования - использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (п. 2 договора).
Согласно п. 18 договора, срок действия настоящего договора - до 29.06.2029.
В Приложении N 2 к договору стороны согласовали характеристику лесного участка и его насаждений, в Приложении N 4 к договору - размер и сроки внесения арендной платы.
По акту приема-передачи от 14.07.2011 Арендодатель передал, а Арендатор принял лесной участок.
Согласно п.п. 5, 6 договора, арендная плата по настоящему договору составляет 316 868 рублей в год. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и предоставляет в течение 10 дней Арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Из приложения N 4 к договору усматривается, что годовая арендная плата 316 868 рублей состоит из двух частей: первая часть арендной платы в размере 158 434 рублей уплачивается в федеральный бюджет, вторая часть арендной платы в размере 158 434 рублей уплачивается в бюджет субъекта РФ - бюджет Ульяновской области.
15.03.2017 стороны оформили дополнительное соглашение N 2, в соответствии с которым пункт 5 договора изложили в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему Договору составляет:
за период с 2011 по 2014 годы - 331387 рублей;
в 2015 году - 340570 рублей 40 копеек;
в 2016 году 348223 рубля 20 копеек;
в 2017 году - 358937 рублей 10 копеек;
в 2018 году - 368120 рублей 40 копеек;
в 2019 и последующих годах - 377303 рубля 80 копеек".
Ответчик оспаривает размер арендной платы, уплачиваемой в федеральный бюджет, считая, что размер арендной платы должен оставаться неизменным, и не может увеличиваться на коэффициенты.
Также ответчик оспаривает начисление второй части арендной платы, уплачиваемой в бюджет Ульяновской области, считая, что арендная плата за пользование лесным участком не может превышать минимальных ставок арендной платы.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции со ссылкой на нормы статей 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации обосновано удовлетворил заявленные исковые требования по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно таблице 14 Постановления N 310 ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых на территории Ульяновской области (рублей за гектар в год), составляют: Хвойные - 3355,52, Твердолиственные - 4042,46, Мягколиственные - 3212,14.
В Примечании 1 к таблице 14 (пункты 3, 8) указано, что:
- к ставкам в отношении защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, применяется поправочный коэффициент 4 (пункт 3).
- при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых постоянными лесосеменными участками, лесосеменными и маточными плантациями и лесными культурами (лесными насаждениями, созданными посевом или посадкой), применяется наибольший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (абзац 1 пункта 8).
- при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами (за исключением разработки месторождений торфа), каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,5 (абзац 4 пункта 8).
Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" установлено, что ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2011 году с коэффициентом 1,13 (часть 2 статьи 3 Закона N 357-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2014 N 947 установлено, что ставки платы, предусмотренные таблицами 5 - 19 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в 2015 году применяются с коэффициентом 1,19, в 2016 году - с коэффициентом 1,24.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2016 N 1350 установлено, что ставки платы, предусмотренные таблицами 5 - 19 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных указанным постановлением, в 2017 году применяются с коэффициентом 1,31.
Постановление Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 установлено, что ставки платы, предусмотренные таблицами 5 - 19 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных указанным постановлением, в 2018 году применяются с коэффициентом 1,57, в 2019 году - с коэффициентом 1,89, в 2020 году - с коэффициентом 2,26.
Следовательно суд первой инстанции верно отметил, что расчет арендной платы, уплачиваемой в федеральный бюджет, произведен истцом в соответствии с действующим законодательством. Обязанность применения повышающих коэффициентов установлена законом, коэффициенты установлены уполномоченным федеральным органом.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчика о том, что арендная плата не должна увеличиваться на повышающие коэффициенты,, поскольку ранее ответчик не оспаривал необходимость применения коэффициентов к ставкам платы, о чем свидетельствует подписанное ответчиком без разногласий дополнительное соглашение N 2 от 15.03.2017.
Сумма годовой арендной платы, указанная в дополнительном соглашении N 2 от 15.03.2017, состоит из двух частей: первая часть, уплачиваемая в федеральный бюджет, рассчитана с применением повышающих коэффициентов (расчет приведен л.д. 73-79); вторая часть арендной платы (158 434 рублей), уплачиваемая в бюджет Ульяновской области, рассчитана при заключении договора аренды лесного участка и остается неизменной в течение всего срока действия договора.
Статьей 51 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды лесного участка N 524 от 14.07.2011) было установлено, что плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений является неналоговым доходом федерального бюджета и зачисляется в бюджет по нормативу 100 процентов (абзац 8 части 1 статьи 51).
Статьей 57 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды лесного участка N 524 от 14.07.2011) было установлено, что плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, является неналоговым доходом бюджетов субъектов Российской Федерации и зачисляется в бюджет по нормативу 100 процентов (абзац 4 части 1 статьи 57).
Аналогичные положения содержатся в статье 57 Бюджетного кодекса РФ в действующей редакции.
Таким образом, судом верно отмечено, что действующим законодательством предусмотрено, что плата за использование лесов перечисляется не только в федеральный бюджет, но и в бюджет субъекта Российской Федерации. Размер арендной платы, перечисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, не может быть меньше минимального размера арендной платы, перечисляемого в федеральный бюджет.
Следовательно, при заключении договора аренды лесного участка N 524 от 14.07.2011 стороны правомерно определили размер арендной платы, состоящий из двух частей: перечисляемый в федеральный бюджет и перечисляемый в бюджет субъекта Ульяновской области.
Довод ответчика о неправомерном взимании арендной платы в бюджет Ульяновской области, подлежит отклонению как противоречащий абз. 4 ч. 1 ст. 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации и условиям договора аренды лесного участка N 524 от 14.07.2011.
Таким образом, верно согласно расчету истца задолженность ответчика по арендной плате за период с 01.05.2018 по 01.09.2018 составляет 98 901 руб. 00 коп.
Поскольку ответчик не исполнил обязательство по оплате арендной платы, доказательств оплаты не представил, исковые требования о взыскании задолженности в размере 98 901 руб. 00 коп. за период с 01.05.2018 по 01.09.2018 правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Истец также просил взыскать с ответчика неустойку за период с 01.01.2018 по 13.09.2018 в размере 4 026 руб. 82 коп.
Согласно подп. "2" п. 13 договора, при нарушении сроков внесения арендной платы, предусмотренных пунктом 6 настоящего договора, Арендатор платит Арендодателю неустойку в размере учетной ставки банковского процента за каждый день просрочки платежа.
Со ссылкой на нормы статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации поскольку ответчик нарушил сроки внесения арендной платы, исковые требования о взыскании неустойки в размере 4026 руб. 82 коп. также правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Ответчик указывает, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку направленное истцом в адрес ответчика уведомление не является претензией. Данное уведомление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание.
Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Претензионный порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2015 N 306-ЭС15-1364).
Из уведомления N 1043 от 13.09.2018 о нарушении сроков внесения платы за использование лесов и неполном расчете с бюджетом усматривается, что истец извещает ответчика о наличии у него по состоянию на 13.09.2018 задолженности по внесению платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы, платы за использование лесов в части, превышающий минимальный размер арендной платы, по уплате пеней, подлежащих уплате в федеральный бюджет и в бюджет субъекта Российской Федерации. Просит погасить имеющуюся задолженность и оплатить пени /том 1, д.д. 42/.
Уведомление N 1043 от 13.09.2018 подписано работником истца и заверено печатью Министерства, в связи с чем, у ответчика не могло возникнуть неоднозначного понимания того, кто направил ему данное уведомление.
Законом не установлено специальных требований к оформлению досудебных претензий, в том числе в части лица, которое может подписывать претензии. Истец заявляет, что уведомление подписано уполномоченным лицом, и действия данного лица им одобряются.
На основании изложенного, доводы ответчика о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора правомерно отклонены судом первой инстанции.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для удовлетворения иска.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 18 марта 2019 года по делу N А72-17804/2018, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 марта 2019 года по делу N А72-17804/2018 - оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дюна" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дюна" (ОГРН 1097310000182, ИНН 7310105616) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1090 руб., излишне уплаченную чек-ордером от 12.04.2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.