г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А42-10082/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9779/2019) Кольского Хуторского Казачьего Общества на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.02.2019 по делу N А42-10082/2018 (судья Фокина О.С.), принятое
по заявлению Кольского хуторского казачьего общества
к УФАС по Мурманской области
3-и лица: Министерство рыбного и сельского хозяйства Мурманской области; Исаева Мария Михайловна; Администрация сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области
об оспаривании
установил:
Кольское хуторское казачье общество (ОГРН 1095100001072, ИНН 5105082271, адрес: Мурманская область, Кольский район, г. Кола, ул. Победы, д. 21, оф. 1; далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (ОГРН 1025100848630, ИНН 5191501854, адрес: Мурманск, ул. Академика Книповича, д. 9А; далее - ответчик, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 15.08.2018 по делу N 07-03-18/1 о нарушении антимонопольного законодательства и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов сторон.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области (ОГРН 1065105014875, ИНН 5105031936, адрес: Мурманская область, Кольский район, нп. Пушной, ул. Центральная, д. 8; далее - Администрация), Глава крестьянского фермерского хозяйства Исаева Мария Михайловна (адрес: Мурманская область, Кольский район, нп. Пушной), Министерство рыбного и сельского хозяйства Мурманской области (ОГРН 1065190101525, ИНН 5190158465, адрес: Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 25, корп. А; далее - Министерство).
Решением суда от 25.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
06.05.2019 в суд апелляционной инстанции поступил отзыв Министерства с изложением обстоятельств предоставления главе К(Ф)Х Зубареву А.Г. гранта на поддержку начинающих фермеров.
Участники процесса, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем, дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
От заявителя поступило ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с занятостью представителя в другом судебном заседании.
Не усмотрев оснований предусмотренных статьей 158 АПК РФ, суд апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства отказал, при этом суд также исходил из положений статьи 268 АПК РФ, предусматривающей, что в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (часть 1 статьи 268 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.11.2017 Общество обратилось в Администрацию с письмом о заключении договора аренды недвижимого имущества сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области: телятника с кадастровым номером 51:01:0000000:1155, общей площадью 2 379,7 кв.м, расположенного по адресу: Мурманская область, Кольский район, н.п. Пушной, для осуществления уставной деятельности.
23.11.2017 Администрацией и Обществом заключен договор N 1/17 на аренду нежилого помещения (здания, сооружения) - телятника для использования в целях размещения сельскохозяйственного производства.
Означенное нежилое помещение с согласия Администрации Обществом передано в субаренду Зубареву А.Г. по договору от 24.11.2017 для размещения сельскохозяйственного производства.
28.12.2017 договор субаренды расторгнут, а 29.12.2017 Обществом и главой К(Ф)Х Зубаревым А.Г. заключен договор о совместной деятельности в целях развития социально ориентированного сельского хозяйства на территории Мурманской области, а также в целях получения прибыли.
В адрес Управления поступило заявление индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Исаевой М.М. о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства, выразившееся в передаче в пользование фермеру Зубареву А.Г. объекта недвижимости: (телятника) с кадастровым номером 51:01:0000000:1155 площадью 2 379,7 кв.м, расположенного по адресу: Мурманская область, Кольский район, н.п. Пушной.
Управлением возбуждено дело N 07-03-18/1 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
08.05.2018 антимонопольным органом Администрации выдано предупреждение 07-03-18/6п о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем расторжения договора N 1/17 от 23.11.2017 на аренду нежилого помещения (здания, сооружения), заключенного Администрацией с Кольским хуторским казачьим обществом, и возврата объекта муниципального недвижимого имущества - телятника с кадастровым номером 51:01:0000000:1155, общей площадью 2 379,7 кв.м, назначение: нежилое, 1-этажный, инв. N 68, адрес объекта: Мурманская область, Кольский район, н.п. Пушной, в казну муниципального образования.
Во исполнение указанного предупреждения 15.06.2018 в адрес заявителя Администрацией направлено уведомление о расторжении указанного договора, с указанием освободить данное нежилое здание, вернув его по акту приема-передачи; 13.07.2018 договор N 1/17 от 23.11.2017 расторгнут.
15.08.2018 Управление вынесло решение делу N 07-03-18/1, которым в действиях Администрации констатировано нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении с Кольским хуторским казачьим обществом договора N 1/17 от 23.11.2017 на аренду нежилого помещения (здания телятника общей площадью 2379,7 кв.м, с кадастровым номером 51:01:0000000:1155), без проведения торгов, а также части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в совершении ряда последовательных действий, создавших правовые последствия возникновения у Кольского хуторского казачьего общества и ИП Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зубарева А.Г. права пользования муниципальным имуществом, минуя конкурентные процедуры, что привело к ограничению конкуренции на рынке молочного животноводства в границах Кольского района Мурманской области.
На основании означенного решения Администрации выдано предписание от 15.08.2018 N 0703-18/1 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем расторжения договора N 1/17 от 23.11.2017 на аренду нежилого помещения (здания, сооружения) от 23.11.2017, заключенного Администрацией с Кольским хуторским казачьим обществом, и возврата объекта муниципального недвижимого имущества (телятника с кадастровым номером 51:01:0000000:1155) в казну муниципального образования. В случае принятия решения об использовании указанного объекта муниципального недвижимого имущества для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе в сфере молочного животноводства, заключить договор аренды указанного имущества по результатам проведенного аукциона на право заключения договора аренды данного нежилого помещения.
Срок исполнения предписания установлен до 01.12.2018, продлен определением Управления от 29.10.2018 до 01.03.2019.
Не согласившись с вынесенным антимонопольным органом решением от 15.08.2018 по делу N 07-03-18/1, Кольское хуторское казачье общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу положений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (часть 1), а равно имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника (часть 3), может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
При этом согласно части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии с частью 3, 6 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций.
Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
При этом, передача государственного или муниципального имущества на основании и при соблюдении условий пункта 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции может осуществляться вне зависимости от того, осуществляют ли указанные в данном пункте некоммерческие организации деятельность, приносящую доход, или нет.
С учетом положений приведенных норм суд первой инстанции обоснованно заключил, что для получения в аренду недвижимого имущества без проведения конкурса или аукциона некоммерческая организация должна доказать (сообщить) не только свою организационно-правовую форму, уставные виды деятельности, но и фактическое осуществление деятельности, направленной на решение социальных проблем и намерение использовать имущество для достижения данных целей.
Вместе с тем, как установлено судом по материалам дела, спорное недвижимое имущество (телятник), являющееся собственностью муниципального образования сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области, и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям, передано в аренду некоммерческой организации - Кольскому хуторскому казачьему обществу.
Как установил суд, согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Общества является выращивание однолетних культур, дополнительными видами деятельности являются, в том числе животноводство, смешанное сельское хозяйство.
Таким образом, довод подателя жалобы об осуществлении Обществом социально-ориентированной деятельности опровергается материалами дела, в рассматриваемом здании телятника социально ориентированные виды деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях, Кольское хуторское казачье общество не осуществляет.
В ходе рассмотрения дела N 07-03-18/1 антимонопольным органом установлено, что в предоставленном Обществу здании телятника фактически деятельность осуществляет Зубарев А.Г. по договору субаренды, а впоследствии - по договору о совместной деятельности.
Таким образом, как правомерно указано судом первой инстанции, доказательств фактического осуществления заявителем деятельности, направленной на решение социальных проблем, с использованием спорного имущества, не представлено.
Бесспорно, решение вопросов занятости, равно как и обеспечение населения продуктами животноводства, на что ссылается податель жалобы, является исключительно важным направлением деятельности, как органов местного самоуправления, так и некоммерческой организации - Кольского хуторского казачьего общества. Вместе с тем, означенное обстоятельство не исключает обязанность органов местного самоуправления соблюдения требований действующего законодательства, регулирующего осуществление такой деятельности. В том числе, предоставление в аренду муниципального имущества без проведения торгов в отсутствие оснований, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не допускается.
Означенные действия, совершенные Администрацией, обоснованно квалифицированы антимонопольным органом, как нарушающие запрет, установленный частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Как верно указал суд первой инстанции, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Как установлено судом, по вопросу предоставления в пользование спорного нежилого помещения в Администрацию, помимо заявителя, обращалась также ИП - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Исаева М.М., в том в числе 19.10.2017, в ответ на которое Администрация письмом исх. N 761 от 17.11.2017 сообщила, что планирует рассмотреть вопрос о разработке муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
При этом, 23.11.2017 постановлением N 67 спорное нежилое помещение Администрация предоставила Кольскому хуторскому казачьему обществу по заявлению от 21.11.2017 в аренду без проведения конкурсов и аукционов для использования в целях размещения сельскохозяйственного производства.
При таких обстоятельствах, Управление правомерно установило в действиях Администрации нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части нарушения запрета органами местного самоуправления осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах апелляционный суд находит решение УФАС правомерным, в силу чего суд не усматривает причин для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.02.2019 по делу N А42-10082/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.