г. Красноярск |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А33-27892/2018 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балахтинском районе Красноярского края (ИНН 2403005943, ОГРН 1022400526554),
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" марта 2019 года по делу N А33-27892/2018, рассмотренному в порядке упрощённого производства судьей Сысоевой О.В.,
установил:
акционерное общество "Санаторий "Красноярское загорье" (ИНН 2403001924, ОГРН 1022400524519, далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балахтинском районе Красноярского края (ИНН 2403005943, ОГРН 1022400526554 далее - ответчик, Управление Пенсионного фонда) о признании недействительными решений: от 06.07.2018 N 205S19180012306, от 06.07.2018 N 205S19180012346, от 06.07.2018 N 205S19180012348, от 06.07.2018 N 205S19180012354, от 09.07.2018 N 205S19180012468, от 09.07.2018 N 205S19180012470, от 10.07.2018 N 205S19180012482 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть решения подписана 11 марта 2019 года) по делу N А33-27892/2018 заявленное обществом требование удовлетворено. Признаны недействительными решения, вынесенные Управлением Пенсионного фонда от 06.07.2018 N 205S19180012306, от 06.07.2018 N 205S19180012346, от 06.07.2018 N 205S19180012348, от 06.07.2018 N 205S19180012354, от 09.07.2018 N 205S19180012468, от 09.07.2018 N 205S19180012470, от 10.07.2018 N 205S19180012482 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, как несоответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ). С Управления Пенсионного фонда в пользу учреждения взыскано 21 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины. На Управление Пенсионного фонда возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на следующие обстоятельства:
- судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь-работодатель ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, должен предоставлять отчётность по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п; представление отчетности в Пенсионный фонд РФ является обязанностью страхователей;
- страхователь обязан был представить полные и достоверные сведения за отчетные периоды сентябрь-декабрь 2017 года в сроки, определенные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ; вместе с тем, установлен факт представления страхователем дополняющих форм сведений о застрахованных лицах (СЗВ-М) индивидуального (персонифицированного) учета за отчетные периоды с сентября 2017 года по декабрь 2017 года (в отношении застрахованных лиц, на которых в исходных формах за указанные периоды индивидуальные сведения не предоставлялись) с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ; кроме того, дополняющие формы СЗВ-М за указанные периоды были представлены страхователем после получения от ответчика протокола проверки годовой формы СЗВ-СТАЖ с указанием на расхождения с имеющимися данными по ежемесячным формам СЗВ-М.
Заявитель, письменный мотивированный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции не представил.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 30.03.2019 в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Отчеты по форме СЗВ-М за март, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года (тип формы исходная) были поданы заявителем в Управление Пенсионного фонда не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
26.02.2018, 01.03.2018 обществом направлены в Управление Пенсионного фонда сведения на застрахованных лиц по форме СЗВ-М "доп" за март, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года.
По результатам проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ Управлением Пенсионного фонда составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.05.2018, 24.05.2018, 28.05.2018.
По результатам рассмотрения материалов проверки Пенсионным Фондом вынесены решения от 06.07.2018 N 205S19180012306, от 06.07.2018 N 205S19180012346, от 06.07.2018 N 205S19180012348, от 06.07.2018 N 205S19180012354, от 09.07.2018 N 205S19180012468, от 09.07.2018 N 205S19180012470, от 10.07.2018 N 205S19180012482 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно котором страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в общем размере 52 500 рублей.
Не согласившись с указанными решениями, полагая, что они нарушают права и законные интересы общества, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н).
Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отмн".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Следовательно, при выявлении страхователем ошибок в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах за данный период все исправления и корректировки вносятся в формах "доп" и "отмн".
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрены два состава правонарушения, влекущие ответственность страхователя в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица:
- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона;
- представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, решениями от 06.07.2018 N 205S19180012306, N 205S19180012346, N 205S19180012348, N 205S19180012354 страхователь привлечен к ответственности за совершение правонарушения, выразившегося в предоставлении неполных (недостоверных) сведений в отношении одного застрахованного лица за март 2017 года, одного застрахованного лица за октябрь 2017 года, двух застрахованных лиц за август 2017 года, восемнадцати застрахованных лиц за сентябрь 2017 года, сведения по котором в исходной форме СЗВ-М представлены не были.
Непредставление в установленные сроки сведений, обуславливается непредставлением указанных сведений в установленный законом срок. Представление неполных и (или) недостоверных сведений обуславливается представлением указанных сведений в срок, установленный законом, но являющихся неполными и (или) недостоверными.
Сведения в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М (дополняющая) за март, август, сентябрь, октябрь 2017 года представлены обществом - 26.02.2018, 01.03.2018 после исходной формы, что свидетельствует о совершении страхователем состава правонарушения, выразившегося в нарушении срока предоставления индивидуальных сведений в отношении указанных застрахованных лиц.
Таким образом, квалификация указанного деяния Управлением Пенсионного фонда как предоставление неполных (недостоверных) сведений осуществлена необоснованно.
Законодатель установил ответственность не за неполноту формы, в которой предоставляются сведения, а за отсутствие каких-либо индивидуальных сведений в отношении конкретного лица, например, страхового номера индивидуального лицевого счета, фамилии, имени и отчества, а также идентификационного номера налогоплательщика.
Таким образом, поскольку недостоверности (неполноты) сведений в отношении застрахованных лиц, представленных страхователем с нарушением срока, Управлением Пенсионного фонда не установлено, привлечение страхователя к ответственности за совершение правонарушения, которое он не совершал, не соответствует требованиям законодательства.
Кроме того, ни в актах проверки, ни в решениях о привлечении к ответственности не указано, в чем выразилось несоответствие (неполнота или недостоверность) представленных страхователем индивидуальных сведений, не описано событие правонарушения.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Приложением N 1 к указанному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Приложением N 2 к указанному постановлению утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором после слов "установил" указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
С учетом изложенного, учитывая непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах за март, август, сентябрь, октябрь 2017 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком не доказан состав вменяемого фондом правонарушения, выразившегося в неполноте и недостоверности представленных заявителем сведений.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не учтены положения пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, как необоснованный.
Кроме того, апелляционный суд полагает, что Управлением Пенсионного фонда, при вынесении решений от 06.07.2018 N 205S19180012306, N 205S19180012346, N 205S19180012348, N 205S19180012354, от 09.07.2018 N 205S19180012468, N 205S19180012470, от 10.07.2018 N 205S19180012482 не было учтено то обстоятельство, что самостоятельное выявление страхователем ошибки, до ее обнаружения Управлением Пенсионного фонда, которую заявитель откорректировал путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за спорный период свидетельствует о возможности в таком случае не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Так, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, положения Федерального закона N 27-ФЗ предусматривают право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в Пенсионный фонд. При этом, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из материалов дела следует, что страхователь самостоятельно выявил ошибку и направил дополняющую форму СЗВ-М до выявления Управлением Пенсионного фонда указанного факта. Доказательств того, что именно ответчик уведомил страхователя о выявленной ошибке и предложил представить уточненные данные, в материалы дела не представлено.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Управлением Пенсионного фонда, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, основаны на неверном толковании действующего законодательства, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы Управление Пенсионного фонда на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении дела, в том числе апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" марта 2019 года по делу N А33-27892/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.