г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А21-16539/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9604/2019) ООО "Изумрудный лес" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.02.2019 по делу N А21-16539/2018 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "Изумрудный лес"
к УФАС по Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Изумрудный лес" (ОГРН: 1023900780848, адрес: 238340, Калининградская обл., г. Светлый, ул. Калининградская, д. 2, пом. XXVII; далее - ООО "Изумрудный лес", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (адрес: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4; далее - УФАС, заинтересованное лицо) от 10.12.2018 N АМЗ-178амд/2018, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением от 28.02.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Изумрудный лес" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт о признании совершенного административного малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, с целью проверки поступившего обращения Светлогорской межрайонной прокуратуры (далее - Прокуратура), содержащего информацию о выявленных признаках нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились в размещении на строительном ограждении по адресу: ул. Балтийская, 6, г. Светлогорск, Калининградская обл., ограждающем строительный объект (многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом, см. фото 2, приложение), застройщиком которого является ООО "Изумрудный лес", вывески с использованием символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, а именно: изображения Кубка чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, надписи FIFA WORLD CUP, Калининградским УФАС был издан приказ N 76 от 20.06.2018 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Также Прокуратура направила в антимонопольный орган копию Представления об устранении нарушений требований антимонопольного законодательства от 18.06.2018 N 7- 12/697-2018, которое направленно в адрес ООО "Изумрудный лес". Согласно данному Представлению Прокуратура усматривает в действиях Общества, признаки недобросовестной конкуренции. Представитель правообладателя товарными знаками FIFA, ООО "Агентство по интеллектуальной собственности", привлеченное к рассмотрению дела N АМЗ-14/2018 в качестве заинтересованного лица.
В результате изучения материалов дела Комиссией установлено следующее. Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA) является владельцем исключительного права на широкий перечень товарных знаков, зарегистрированных на территории Российской Федерации, в том числе на следующие товарные знаки (представитель правообладателя - ООО "Агентство интеллектуальной собственности", сокращенное наименование ООО "АИС"):
- WORLD CUP 2018 - классы Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ) 1, 3, 4, 6, 10, 12, 14, 18, 20, 21, 24, 25, 26, 28, 30, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, зарегистрированные Федеральной службой по интеллектуальной собственности 11.05.2011 за N 1093885; классы МКТУ 3, 16, 41, зарегистрированные 23.12.2011 за N449881; классы МКТУ, 28, 35, 39, 43, зарегистрированные 27.10.2011 з а N 1105631;
- FIFA - классы МКТУ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10, 11, 12, 14,15,16,18, 20, 21, 24, 25,26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, зарегистрированные 02.06.2000 за N 747778;
- FIFA WORLD CUP - классы МКТУ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, зарегистрированные 17.03.2000 за N 734366;
- Цветное изображение - классы МКТУ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 45, зарегистрированные 16.09.2015 за N 552415.
В соответствии с частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ по факту выявленного нарушения УФАС в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от 23.11.2019 N АМЗ-178адм/2018.
По результатам рассмотрения дела Общество 10.12.2018 привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ согласно постановлению N АМЗ-178адм/2018 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
ООО "Изумрудный лес" не согласившись с названым постановлением, обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренции, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
FIFA владеет комплексом имущественных прав, связанных с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.
Положениями Правительственной гарантии N 6 от 14.04.2010 "Защита и реализация имущественных прав" и нормами Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Специальный закон, Закон N 108-ФЗ) предусмотрены дополнительные требования, направленные на защиту имущественных прав FIFA (Federation Internationale de Football Association - международная федерация футбольных ассоциаций), связанных с организацией и проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
Полный перечень имущественных прав FIFA, связанных с проведением чемпионата мира, приведен в статье 17 Закона N 108-ФЗ.
Одним из таких прав является право определения коммерческих партнеров (спонсоров) FIFA, которым предоставляется эксклюзивное право ассоциировать себя (свои товары, работы, услуги) с FIFA и чемпионатом, в том числе посредством использования символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.
Действия третьих лиц, не являющихся коммерческими партнерами FIFA, по реализации (продвижению) товаров, работ или услуг, способных создать представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг и (или) о связи указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями - то есть, коммерческую ассоциацию с FIFA или мероприятиями - являются незаконными.
Согласно пп. б) п. 19 ст. 2 Закона N 108-ФЗ обозначение "Чемпионат мира по футболу" относится к символике чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (далее - Символика спортивных соревнований).
Порядок использования Символики спортивных соревнований установлен ст. 19 Специального закона. Так, использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями ею проводимыми, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA.
Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года с нарушением требований указанной статьи признается незаконным и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 20 Специального закона признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе:
2) осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования Символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;
3) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве.
Объективную сторону нарушений, предусмотренных положениями Закона N 108-ФЗ, образуют действия, приводящие к формированию у покупателя искаженного представления об отношении товара либо его продавца к FIFA, при этом на восприятие такого покупателя влияет целый ряд факторов: как место, время проведения маркетинговых акций, оформление торгового места, размещение товара при реализации, слоганы и содержание рекламной кампании и т.п.
Использование каким-либо хозяйствующим субъектом обозначения, сходного до степени смешения либо идентичного широко известному товарному знаку, связанному с популярным среди потребителей мероприятием или событием (в том числе крупнейшими спортивными соревнованиями., к которым относятся мероприятия FIFA), либо продвижение иным способом хозяйствующего субъекта на рынке, создающих ассоциации о причастности нарушителя к деятельности и мероприятиям FIFA, может обеспечить получение им необоснованного преимущества в предпринимательской деятельности за счет повышенного интереса потребителей к соответствующим мероприятиям и товарам (услугам), к ним относящимся.
Действия таких лиц по созданию ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве, предоставляют указанным хозяйствующим субъектам ничем не обоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности в первую очередь перед хозяйствующими субъектами - участниками того же рынка, которые во исполнение нормативных требований воздерживаются от совершения подобных действий без надлежащих правовых оснований. При этом действия нарушителя вводят потребителей в заблуждение, создавая впечатление о причастности услугодателя к соответствующим мероприятиям, что, в свою очередь, влечет перераспределение потребительского спроса к продукции нарушителя и не может не сказаться на доходах хозяйствующих субъектов - конкурентов.
В соответствии со статьей 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции.
Статьей 37 Закона N 135-ФЗ предусматривается ответственность за нарушение антимонопольного законодательства коммерческих организаций и их должностных лиц.
Поскольку оспариваемое постановление вынесено на основании фактов, установленных в решении Управления от 04.07.2018 по делу N АМЗ-18/2018, которым в действиях Общества установлены нарушения пункта 1 статьи 14.6, статьи 14.8 Закона N 135-ФЗ и части 1 статьи 20 Закона N 108-ФЗ, подтвержденных в рамках настоящего дела и не оспоренных Обществом, в действиях заявителя доказано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие Обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований антимонопольного законодательства, не представлено доказательств невозможности принятия всех исчерпывающих мер для недопущения недобросовестной конкуренции, следовательно, в действиях Общества доказано наличие виновности и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Нарушений процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не допущено.
Вопреки мнению Общества, с учетом объекта посягательства и характера правонарушения, сферы особо охраняемых государством общественных отношений апелляционный суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) и освобождения от административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд вправе освободить лицо от административной ответственности.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 18 и 18.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Рассматриваемое правонарушение по своему характеру подрывает основы предпринимательской деятельности и дискредитирует принципы добросовестной конкуренции.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28 февраля 2019 года по делу N А21-16539/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Изумрудный лес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Суд по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.