г. Вологда |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А44-12016/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 мая 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Леонардо Керамиче" Хурм О.В. по доверенности от 17.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях на решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 марта 2019 года по делу N А44-12016/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Леонардо Керамиче" (адрес: 181500, Псковская область Печорский район, город Печоры, улица Заводская, дом 1; ОГРН 1026002541751, ИНН 6015005732; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (адрес: 173004, Великий Новгород, улица Федоровский ручей, дом 6;
ОГРН 1095321003030, ИНН 5321134051; далее - Управление) о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в непринятии решения по утверждению схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 60:27:0060409:26, находящегося по адресу: Псковская область, улица Ипподромная, дом 28 на кадастровом плане территории и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 05.03.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что все обращения Общества рассмотрены в Управлении в установленные законодательством сроки, приняты меры к разрешению поставленного вопроса и совершены действия предусмотренные нормативно-правовыми документами, в связи с чем оно является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Также указывает на необоснованное восстановление судом срока для подачи настоящего заявления.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном засадни возражали относительно ее удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствии представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 25.04.2018 Общество обратилось в Управление с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 60:27:006409:26, находящегося по адресу:
г. Псков, ул. Ипподромная, д. 28, площадью 142 648 кв.м с целью его раздела и образования земельного участка площадью 139 395 кв.м и приобретения его в собственность (л.д. 19).
Письмом от 04.06.2018 N 3692 Управление направило в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом пакет документов, представленный Обществом, для рассмотрения и принятия соответствующего решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 60:27:006409:26 путем утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (л.д. 57).
Письмом от 05.06.2018 N 3739 Управление уведомило Общество о направлении пакета документов в Федеральное агентство для принятия соответствующего решения (л.д. 59).
Предприниматель, считая факт непринятия Управлением в установленные законом сроки какого-либо решения незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствия правового акта закону и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
Таким образом, в соответствии с требованиями Земельного законодательства уполномоченный орган - Управление должно было в месячный срок со дня поступления от Общества документов утвердить схему направленную заявителем, либо отказать в утверждении с указанием причины отказа.
Ссылка подателя жалобы на то, что Управление направило заявление со всеми документами в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом подлежит отклонению, поскольку не может служить основанием для непринятия решения в установленный законом срок.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация (пункт 2 статьи 9 ЗК РФ), от имени которой в силу пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации могут действовать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение), предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Полномочия территориальных органов определены в Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном Приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Типового положения территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с целью его раздела подано в уполномоченный орган государственной власти.
Учитывая изложенное, именно Управление наделено полномочиями собственников земельных участков, и правом на принятие решения о разделе земельных участков находящихся в собственности Российской Федерации на территории Псковской области.
Отсутствие поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом на принятие такого решения не может служить препятствием для принятия решения об утверждении схемы раздела земельного участка и не является обстоятельством, влекущим изменение срока принятия решения, установленного статьей 11.4 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что Общество первоначально обратилось к заинтересованному лицу 05.08.2016, повторное заявление подано 25.04.2018, следовательно, в срок до 25.05.2018 должно было быть принято одно из двух решений предусмотренных пунктом 7 статьи 11.4. ЗК РФ.
Судом установлено, что Управление в установленный законом срок заявление Общества по существу не рассмотрело, решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа, не приняло.
Доказательств наличия оснований для своего бездействия и доводов, подтверждающих наличие законных препятствий для рассмотрения заявления, Управление не представило (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно признал бездействие Управления не соответствующим закону и нарушающим право заявителя и с целью восстановления нарушенных прав заявителя возложил на него обязанность устранить выявленное нарушение.
Ссылка подателя жалобы на необоснованное удовлетворение судом ходатайства Общества о восстановлении срока подачи заявления отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельная.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
АПК РФ не содержит перечня уважительных причин для восстановления установленного частью 4 статьи 198 данного Кодекса срока, поэтому право установления наличия таких причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.
Общество заявило ходатайство о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока, которое суд первой инстанции удовлетворил.
Поскольку приведенные в ходатайстве Общества причины пропуска срока расценены судом первой инстанции как уважительные, оснований для их иной оценки не имеется.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 марта 2019 года по делу N А44-12016/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.