г. Саратов |
|
30 мая 2019 г. |
Дело N А12-3723/2019 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи С. А. Жаткиной,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 марта 2019 года по делу N А12-3723/2019 (судья О.И. Калашникова), рассмотренного в порядке упрощенного производства по правилам статей 226-229 АПК РФ,
по исковому заявлению государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3444050993, ОГРН 1023403435637)
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Среднеахтубинская центральная районная больница" (ИНН 3428000272, ОГРН 1023405174649)
о взыскании убытков,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец, Волгоградское отделение Фонда социального страхования, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Среднеахтубинская центральная районная больница" (далее - ответчик, Среднеахтубинская центральная районная больница, медицинское учреждение) о взыскании убытков в связи с незаконной выдачей листка нетрудоспособности в размере 25 332 рублей 16 копеек.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 марта 2019 года по делу N А12-3723/2019 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд указывает, что не наделен правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 24 апреля 2019 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.11.2017 года по делу N А12-32055/2017 по заявлению ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" о признании недействительными решений государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации установлены следующие обстоятельства.
Филиалом N 7 государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на основании решения от 03.04.2017 N 33 проведена выездная проверка страхователя (ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала - Волго-Донское предприятие магистральных электрических сетей) по вопросам правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 25.05.2017 N 33, вынесено решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 26.06.2017 N 33, согласно которому у страхователя не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных с нарушением законодательства, на сумму 93 642, 35 рублей.
Также вынесено решение от 26.06.2017 N 33 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому страхователю доначислены страховые взносы в сумме 608,07 рублей, страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 121,61 рублей, начислена сумма пени 135,50 рублей.
Филиалом N 7 государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации вынесено решение от 26.06.2017 N 33 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому страхователю доначислены страховые взносы в сумме 4872,47 рублей, страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 974,49 рублей, 4 начислена сумма пени 895,90 рублей.
В ходе проведенной проверки Фондом установлено, что листок нетрудоспособности N 193010167027, выданный Среднеахтубинской центральной районной больницей Малахову В.И. с 02.09.2015 - 02.10.2015, продлен по решению врачебной комиссии на срок свыше 15 дней, что соответствует строке таб. "Освобождение от работы" "с 16.09.2015 по 02.10.2015".
При этом, факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенные спорным листком нетрудоспособности, не подвергался сомнению Фондом, доказательств недостоверности указанного листка нетрудоспособности, его выдачи при отсутствии заболевания у данного работника Фондом не представлено, создание искусственной ситуации для получения средств Фонда в ходе проведения проверки не установлено.
Выявленные в ходе проверки нарушения при оформлении листка нетрудоспособности допущены медицинским учреждением, при этом являются незначительными и носят устранимый характер. Доказательств того, что недостатки в оформлении листка нетрудоспособности влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию, органом Фонда социального страхования не представлено.
Исходя из данных обстоятельств, вынося решение по делу N А12-32055/2017, арбитражный суд пришел к выводу, что оснований для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения у Фонда не имелось.
По указанным основаниям оспариваемые заявителем по делу N А12-32055/2017 решения филиала N 7 государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации признаны недействительными.
В силу пункта 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Воспользовавшись указанным правом, в рамках настоящего дела Фонд предъявил иск к медицинскому учреждению - Среднеахтубинской центральной районной больнице о взыскании убытков в размере 25 332 рублей 16 копеек (выплаченных по листку нетрудоспособности N 193010167027, выданному Малахову В.И.).
Отказывая в удовлетворении данного иска, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закон N 165-ФЗ, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ).
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, пункт 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н).
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона N 165-ФЗ, страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Страхователь (работодатель) в соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, отвечает за полноту начисления и целевое расходование средств обязательного социального страхования. При выплате того или иного вида пособия за счет средств обязательного социального страхования страхователь обязан проверять представленные документы на предмет их правильного оформления, а при необходимости принять меры по проверке обоснованности их выдачи.
Пунктом 60 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81, установлено, что перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам следует обратить внимание на заполнение реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа, который должен иметь разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации.
При этом, в соответствии с пунктом 61 Методических указаний при наличии нарушений, указанных в пункте 60, отделение (филиал отделения) Фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к медицинскому учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности.
Контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности (пункт 1 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятию мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81).
В связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что Фонд не наделен правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Вместе с тем, наличие данного права не освобождает Фонд социального страхования от доказывания обстоятельств, явившихся основанием для взыскания понесенных им убытков, поскольку возмещение ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Следовательно, основанием для применения указанной ответственности является обязательное наличие состава правонарушения, включающего противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного ущерба и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и неблагоприятными последствиями, возникшими у истца. Отсутствие одного из названных условий влечет отказ в возмещении убытков.
Выявленное Фондом нарушение медицинским учреждением пункта 11 Порядка N 624н - продление листка нетрудоспособности врачом на срок, превышающий 15 дней (с 16.09.2015 по 02.10.2015) не свидетельствует о том, что Малахов В.И. получил пособие по временной нетрудоспособности необоснованно.
Фактически истец не оспаривает то обстоятельство, что указанный гражданин проходил лечение в Среднеахтубинской центральной районной больнице, что также подтверждается представленными ответчиком медицинскими документами.
Убытки могли возникнуть у истца только в том случае, если выплаты осуществлены, а страховой случай не наступил, то есть в действительности пациент был трудоспособным; в данном случае нецелевое расходование средств социального страхования отсутствует, поскольку основания для выдачи листка нетрудоспособности заявителем не оспариваются, наступление страхового случая подтверждено документально.
Доводы истца о том, что медицинское учреждение должно нести расходы в связи с обоснованно выплаченным пособием нетрудоспособному гражданину, обоснованно отклонены судом первой инстанции как несоответствующие фактическим обстоятельствам дела и целям законодательного регулирования.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 марта 2019 года по делу N А12-3723/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С. А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.