Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 августа 2019 г. N Ф10-3467/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А14-17985/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 мая 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Осиповой М.Б.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куличенко И.Ю.,
при участии:
от Администрации городского округа город Воронеж: Смирнова Ю.Ю. - представитель по доверенности N 67/2018-с от 25.12.2018;
от общества с ограниченной ответственностью "Авиационная 11-А": Михайлов Д.А - директор, паспорт гражданина РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.02.2019 по делу N А14-17985/2018 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авиационная 11-А" (ИНН 3616016130, ОГРН 1133668029549) к Администрации городского округа город Воронеж (ИНН 3650002882, ОГРН 1023601575733) о признании незаконным решения от 01.08.2018 N 10263204 об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство с параметрами, отвечающими действующему градостроительному регламенту, действующему на дату предоставления отказа и отраженным в решении N 301, а именно: п. 1.2 Характеристики земельного участка, площадь - 751 кв.м.; п. 4.1. Технико-экономические параметры объекта: коэффициент застройки 0,32 (32%); коэффициент плотности застройки 0,77 (77%); п. 4.2. Количество этажей - 3, высота 11,8 м. (с учетом поступивших уточнений),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Авиационная 11-А" (далее - заявитель, Общество, ООО "Авиационная 11-А") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство от 01.08.2018 N 10263204 и обязании выдать разрешение на строительство с параметрами, отвечающими градостроительному регламенту, действующему на дату предоставления отказа, и отраженными в решении N 301, а именно: п. 1.2 Характеристики земельного участка, площадь - 751 кв.м.; п. 4.1. Технико-экономические параметры объекта: коэффициент застройки 0,32 (32%); коэффициент плотности застройки 0,77 (77%); п. 4.2. Количество этажей - 3, высота 11,8 м.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.02.2019 заявленные ООО "Авиационная 11-А" требования удовлетворены в полном объеме.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Администрация городского округа город Воронеж обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается несоответствие соответствующих разделов представленной ООО "Авиационная 11-А" проектной документации требованиям постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации". Так, раздел "Схема планировочной организации земельного участка" и раздел "Архитектурные решения" не содержат в полном объеме информацию, предусмотренную данными разделами. Кроме того, Администрация указывает на отсутствие в проектной документации необходимых материалов, а именно: пояснительной записки; сводного плана сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проекта организации строительства объекта капитального строительства. В связи с отсутствием и несоответствием документов Администрация полагает отказ в выдаче Обществу разрешения на строительство ввиду отсутствия документов, предусмотренных ч.12 ст. 48 ГрК РФ правомерным, а решение суда области - принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве ООО "Авиационная 11-А" обращает внимание, что все обстоятельства дела, в том числе те, на которые ссылается податель жалобы, были подробно рассмотрены судом области. Администрация не смогла доказать законность приведенных ей причин отказа в выдаче разрешения на строительство, а именно: отсутствие материалов проектной документации, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ; отсутствие положительного заключения экспертизы; несоответствие представленной проектной документации требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2018 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Администрации городского округа город Воронеж и ООО "Авиационная 11-А" поддержали ранее изложенные позиции по апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Авиационная 11-А" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 36:34:0607020:14, площадью 751 кв.м., с видом разрешенного использования - блокированные жилые дома с блок-квартирами на 1 семью, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Авиационная, 11-А, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т.1 л.д.15-17).
Градостроительный план земельного участка N RU 36302000-0000000000000528 утвержден приказом заместителя главы администрации - директором департамента градостроительства и архитектуры от 11.10.2010 N 720.
29.03.2018 Управление главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж во исполнение решения Арбитражного суда Воронежской области от 17.01.2018 по делу N А14-14220/2017 приняло решение N 301 о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта - индивидуального блокированного жилого дома по адресу: г.Воронеж, ул.Авиационная, 11-А, указав в графе объемно- планировочные параметры объекта: этажность - 3, количество этажей - 4.
По заявлению Общества от 10.04.2018 об исправлении технической ошибки в решении от 29.03.2018 N 301 Управлением главного архитектора исправлена техническая ошибка в строке 4.2 "Объемно-планировочные параметры объекта" в столбце "Количество этажей" и указано количество этажей - 3 (т. 1 л.д. 89).
23.07.2018 ООО "Авиационная 11-А" в порядке, установленном Административным регламентом Администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство", утвержденным постановлением Администрации города от 30.07.2012 N 624, через кабинет на портале "Госуслуги Воронежской области" обратилось в Администрацию городского округа г. Воронеж с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального блокированного жилого дома на данном земельном участке, прикрепив к заявлению необходимые документы (т.1 л.д.18-19).
Как указывает заявитель, позднее на бумажном носителе ООО "Авиационная 11-А" Администрации были переданы разделы проектной документации: "Схема планировочной организации земельного участка", "Пояснительная записка", "Архитектурные решения".
Разделы были сшиты в единый альбом и утверждены решением Управления главного архитектора городского округа город Воронеж от 29.03.2018 N 301 о согласовании архитектурно-строительного облика объекта "индивидуальный блокированный жилой дом по адресу: г. Воронеж, ул. Авиационная, 11-А" (т.1 л.д.20-22), в графе объемно-планировочные параметры объекта которого указано: этажность - 3, количество этажей - 4.
Из материалов дела следует, что по заявлению Общества от 10.04.2018 об исправлении технической ошибки в решении от 29.03.2018 N 301 Управлением главного архитектора исправлена техническая ошибка в строке 4.2 "Объемно-планировочные параметры объекта" в столбце "Количество этажей" и указано количество этажей - 3 (т. 1 л.д. 89).
Письмом от 01.08.2018 N 10263204 (т.1 л.д.23-24) Администрация городского округа город Воронеж отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство на основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и пп.2.8.1 п.2.8 постановления Администрации города от 30.07.2012 N 624 "Об утверждении административного регламента Администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство" в связи с отсутствием документов, предусмотренных ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, а именно материалов, содержащихся в проектной документации: пояснительной записки; схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; архитектурного решения; сведений об инженерном оборудовании, сводного плана сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проекта организации строительства объекта капитального строительства; положительного заключения экспертизы проектной документации, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со ст.49 ГрК РФ.
Кроме того, Администрация указала в отказе, что предоставленные разделы проектной документации 2 "Схема планировочной организации земельного участка" и 3 "Архитектурные решения" не соответствуют требованиям постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Не согласившись с принятым 01.08.2016 Администрацией решением об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "индивидуальный блокированный жилой дом" по адресу: г. Воронеж, ул. Авиационная, 11-А, Общество обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с уточненными требованиями о признании его незаконным и обязании Администрацию выдать разрешение на строительство с параметрами, отвечающими действующему градостроительному регламенту, действующему на дату предоставления отказа и отраженным в решении N 301, а именно: п. 1.2 Характеристики земельного участка, площадь - 751 кв.м.; п. 4.1. Технико-экономические параметры объекта: коэффициент застройки 0,32 (32%); коэффициент плотности застройки 0,77 (77%); п. 4.2. Количество этажей - 3, высота 11,8 м.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные ООО "Авиационная 11-А" требования, пришел к выводу, что с учетом характеристик спорного объекта строительства заявителем были представлены Администрации все необходимые документы: правоустанавливающие документы, градостроительный план земельного участка, пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, архитектурные решения. Обязанность подготавливать разделы проектной документации в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 87 у общества отсутствует.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.
Согласно пункту 1 статьи 44 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I, Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Воронежской области.
Порядок выдачи разрешения на строительство предусмотрен статьей 51 ГрК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 ст. 51 ГрК РФ), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
г) архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объекту;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе.
Часть 10 статьи 51 ГрК РФ устанавливает запрет требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 данной статьи.
Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7, 9 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказ в выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 14 статьи 51 ГрК РФ может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
В силу статьи 44 Градостроительного кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам, в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, границы земельного участка, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Градостроительный план указанного спорного земельного участка N RU 36302000-0000000000000528 утвержден приказом заместителя главы администрации - директором Департамента градостроительства и архитектуры от 11.10.2010 N 720 (т.1 л.д.25).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Воронежа, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж", рассматриваемый земельный участок относится к территориальной зоне Ж2 (на дату утверждения градостроительного плана - зона малоэтажной жилой застройки, в настоящее время - зона малоэтажной и смешанной застройки) т.1 л.д.26-34.
Решением городской Думы от 21.12.2016 N 466-IV "О внесении изменений в решение Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж" архитектурно-строительные требования для территориальных зон Ж1-Ж11, О2-О5, П1- П3, ИТ1, Р4, Р5, СП2 дополнены абзацем следующего содержания: "Строительство, реконструкция объектов капитального строительства должны осуществляться в соответствии с решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, выданным уполномоченным структурным подразделением Администрации городского округа город Воронеж, осуществляющим функции в области градостроительной и архитектурной деятельности на территории городского округа город Воронеж".
Порядок предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта на территории городского округа город Воронеж утвержден решением Воронежской городской Думы от 21.12.2016 N 465-IV (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 Порядка заявитель направляет в Управление главного архитектора заявление о рассмотрении архитектурно-градостроительного облика объекта, к которому, в том числе прилагается: архитектурное решение объекта (на бумажном и электронном носителях).
29.03.2018 Управление главного архитектора городского округа Администрации городского округа город Воронеж во исполнение решения Арбитражного суда Воронежской области от 17.01.2018 по делу N А14-14220/2017 приняло решение N 301 о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта "индивидуальный блокированный жилой дом по адресу: г. Воронеж, ул. Авиационная, 11-А".
При таких обстоятельствах доводы Администрации города о том, что Общество не представило пояснительную записку; схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка; архитектурное решение противоречат материалам дела и обоснованно не были приняты судом области во внимание.
Кроме того, указывая в отказе, что предоставленные разделы проектной документации 2 "Схема планировочной организации земельного участка" и 3 "Архитектурные решения" проектной документации не соответствуют требованиям постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации требованиях к их содержанию", Администрация тем самым подтвердила их наличие.
Указанный вывод суда области не опровергнут подателем апелляционной жалобы, ссылающимся в ней не на отсутствие указанных документов, а на их несоответствие установленным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 требованиям.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функциональнотехнологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Частью 1 статьи 49 ГрК РФ установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
В силу пункта 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеющих общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположенных на отдельном земельном участке и имеющих выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом указанных характеристик спорный объект жилой застройки по своим техническим и строительным характеристикам в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации является жилым домом блокированной застройки с количеством этажей - 3 (согласно внесенному в решение от 29.03.2018 N 301 исправлению - т.1 л.д.89), соответственно, к нему должны применяться нормы свода правил СП 55.13330.2016 СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные", которым дом жилой блокированный определен как дом, состоящий из двух или более пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок, а также имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям и не имеет общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт, коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.
В связи с вышеизложенным, учитывая, что в данном случае источником финансирования строительства объекта средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не являются, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что проектная документация спорного жилого дома экспертизе не подлежит.
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.13 ст. 48 ГрК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Постановление N 87).
Согласно пункту 7 Постановления N 87 необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384- ФЗ) Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 6 Закона N 384-ФЗ национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Перечень N 1521).
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
В перечень, указанный в пункте 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты Российской Федерации и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов (п.2 ст. 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
В силу пункта 4 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" национальный орган Российской Федерации по стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает, опубликовывает и размещает в соответствии с частью 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В целях обеспечения выполнения вышеуказанных положений приказом Росстандарта от 30.03.2015 N 365, действовавшем в период возникновения спорных правоотношений, был утвержден перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивалось соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
СП 55.13330.2016 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные" был включен в указанный Перечень N 365 (п. 201 Своды правил (актуализированные редакции СНиП).
Согласно п.1.1 Свода правил 55.13330.2016 настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию жилых одноквартирных домов (далее - дома) с количеством наземных этажей не более чем три, отдельно стоящих или блокированной застройки.
Из материалов дела следует, что проектная документация на спорный объект разрабатывалась заявителем на добровольной основе с применением Свода правил СП 55.13330.2016 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные".
Поскольку Свод правил СП 55.13330.2016 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные" не включен в Перечень N 1521 (обязательное применение) и был включен в Перечень N 365 (добровольное применение), а заявитель разработал проектную документацию на добровольной основе, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерности отказа Администрации в выдаче разрешения на строительство от 01.08.2018 N 10263204 ввиду несоответствия проектной документации требованиям, содержащимся в Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае суд установил и материалами дела подтверждается, что с учетом характеристик спорного объекта строительства заявителем были представлены Администрации города все необходимые для выдачи разрешения на строительство документы.
Обратного Администрацией в нарушение статьи 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказано. Иные причины в качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство в оспариваемом письме Администрации отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что действия Администрации городского округа город Воронеж, выразившиеся в отказе Обществу в выдаче разрешения на строительство, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ООО "Авиационная 11-А" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Установив необоснованность отказа Администрации в выдачи ООО "Авиационная 11-А" разрешения на строительство, суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал Администрацию выдать Обществу разрешение на строительство с параметрами, отвечающими действующему градостроительному регламенту, действующему на дату предоставления отказа и отраженным в решении N 301, а именно: п. 1.2 Характеристики земельного участка, площадь - 751 кв.м.; п. 4.1. Технико-экономические параметры объекта: коэффициент застройки 0,32 (32%); коэффициент плотности застройки 0,77 (77%); п. 4.2. Количество этажей - 3, высота 11,8 м.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что все документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство, соответствуют требованиям градостроительного законодательства считает, что они подтверждают правомерность принятия судом первой инстанции меры восстановления нарушенных прав, в соответствии с которой Администрация обязана выдать ООО "Авиационная 11-А" разрешение на строительство индивидуального блокированного жилого дома.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
При подаче апелляционной жалобы Администрация городского округа город Воронеж на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.02.2019 по делу N А14-17985/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.