г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А26-9828/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Медведевой И.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бойко К.Б.
при участии:
представители лиц, участвующих в деле, не явились, уведомлены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8944/2019) ООО "Ремстройкомплект"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.02.2019 по делу N А26-9828/2018 (судья Лайтинен В.Э.), принятое
по иску казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия"
к ООО "Ремстройкомплект"
3-е лицо: Государственное унитарное предприятие Республики Карелия "Мост"; ООО "Служба заказчика"
о взыскании
установил:
казенное учреждение Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" (ОГРН: 1051000017661, ИНН: 1001048977, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Шотмана, д. 10А; далее - КУ РК "Управтодор РК", Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ремстройкомплект" (ОГРН: 1037832000667, ИНН: 7814073770, место нахождения: 196158, г. Санкт-Петербург, ул. Звездная, д. 1, литер А, пом. 19-Н; далее - ООО "Ремстройкомплект", Общество) о взыскании 50 000 руб. ущерба, причиненного вследствие ненадлежащего выполнения обязательств по государственному контракту.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика" и государственное унитарное предприятие Республики Карелия "Мост" (далее - ГУП РК "Мост").
Решением от 14.02.2019 арбитражный суд первой инстанции взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Ремстройкомплект" в пользу казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" 50 000 руб. 00 коп. ущерба и 2000 руб. 00 коп. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Решение обжаловано ООО "Ремстройкомплект" в апелляционном порядке.
Податель жалобы просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы податель жалобы ссылается на то, что обязанность по содержанию автомобильных дорог Республики Карелия прямо следует из Устава КУ РК "Управтодор РК"; истец является лицом, которое самостоятельно несет ответственность за надлежащее состояние дорожного полотна; заключение истцом контракта не освобождает истца от ответственности за объекты, переданные ему в пользование государством и не перекладывает любую ответственность на подрядчика, с которым был заключен контракт при недоказанности ненадлежащего исполнения контракта Подрядчиком. Заявитель полагает, что оплата истцом полученного административного штрафа является для него не убытками, а исполнением возложенной государством санкции; в рамках рассмотрения административного дела, суды пришли к выводу о наличии виновных действий истца в совершенном правонарушении, принимая во внимание доводы истца о невиновности, об отсутствии состава правонарушения и иного его субъекта, а так же о виновных действиях ООО "Ремстройкомплект". По мнению подателя жалобы, административный штраф, уплаченный истцом, является для него не убытками, а мерой административного наказания; доказанность противоправных действий КУ РК "Управтодор" исключает возможность вины ООО "РСК" в привлечении КУ РК "Управтодор" к административной ответственности и наличия причинной связи между действиями одного лица и наложением штрафа на другое лицо. Заявитель также ссылается на то, что в нарушение п. 1.2., 1.8., 3.5, 3.6, 3.9., 3.11., 6.2.2. контракта истец не производил авансирование и оплату уже выполненных работ; истец нарушил существенные условия контракта, при этом истец располагал информацией о том, что надлежащее осуществление работ невозможно ввиду отсутствия денежных средств у подрядчика, однако не предпринимал никаких действий по возобновлению финансирования, истец приостановил финансирование по контрактам перед наступлением весенне-осенне-летнего периода, когда и должна осуществляться большая часть работ на автодорогах. По мнению подателя жалобы, лицом, ответственным за содержание автодорог по содержанию автодороги "подъезд к п. Летнереченский" является истец, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт передачи истцом спорных участков автодороги ответчику на обслуживание; в соответствии с п. 14 государственного контракта неотъемлемой частью контракта является Приложение N 7 - Акт приема-передачи на содержание автодорог; согласно пункту 6.2.1 контракта заказчик обязан передать подрядчику Объект на содержание по Акту приема-передачи на содержание автодорог; указанный акт в материалы дела истцом представлен не был, и сторонами он не подписывался, в подписанном Приложении N 2 стороны согласовали лишь перечень автодорог.
От КУ РК "Управтодор РК" поступил отзыв на жалобу с возражениями против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно материалам дела, 11.09.2015 между КУ РК "Управтодор РК" (заказчик) и ООО "Ремстройкомплект" (подрядчик) заключен государственный контракт N 21-э/15 на выполнение комплекса работ по содержанию сети автомобильных дорог в Беломорском районе, муниципального образования г. Костомукша, части сети Калевальского и Муезерского районов Республики Карелия.
В силу пункта 4.1 контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2020 при условии полного исполнения сторонами своих обязательств.
Сроки выполнения работ: начало - с момента (даты) заключения государственного контракта, окончание - 31.12.2020 (пункт 4.2).
Согласно пунктам 5.1.2 и 5.1.3 государственного контракта подрядчик обязуется обеспечить круглогодичное, круглосуточное безопасное и бесперебойное движение транспортных средств и пешеходов по сети автомобильных дорог, указанных в перечне дорог (Приложение N 2 к контракту) не ниже уровня содержания, предусмотренного Техническим заданием (Приложение N 3 к контракту), а также обеспечить сохранность имущества, входящего в состав объекта. Также подрядчик обязуется своевременно, качественно, в установленные сроки выполнять комплекс работ в соответствии с условиями контракта и действующими нормативными актами, регламентирующими требования по осуществлению работ по содержанию.
В соответствии с пунктом 8.7 государственного контракта подрядчик при наличии вины несет имущественную, административную и иную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий (за исключением ДТП, произошедших вследствие обстоятельств непреодолимой силы), а также за факт неудовлетворительного состояния сети автодорог и конструктивных элементов.
Согласно пункту 8.10 государственного контракта в случае, если заказчик будет подвергнут административному наказанию контролирующих органов, надзорных ведомств, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения порученных подрядчику работ по контракту, в том числе по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения требований нормативных актов (нормативно-технических и иных документов), требования которых подрядчик обязан соблюдать в ходе реализации контракта, подрядчик обязан в полном объеме возместить по требованию заказчика убытки, возникшие вследствие назначения соответствующего вида и размера административного наказания.
В соответствии с пунктом 8.12 контракта подрядчик по требованию заказчика обязан компенсировать последнему убытки, штрафные санкции и т.п., возникшие в результате невыполнения подрядчиком принятых на себя обязательств по контракту. Применение предусмотренных контрактом санкций не лишает заказчика права на возмещение в полном объеме убытков, возникших в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) подрядчиком своих обязательств.
05.12.2017 старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МВД России по Беломорскому району были выявлены недостатки в содержании дорожной сети, которые выразились в наличии на 16 километре автомобильной дороги "Подъезд к п. Летнереченский" толщины слоя уплотненного снежного покрова и глубины колеи в снежном накате, создающих помеху и угрозу для дорожного движения, размер которых составил 11 сантиметров.
Постановлением мирового судьи судебного участка Беломорского района Республики Карелия от 25.01.2018 по делу N 5-118/2018 ГУ РК "Управтодор РК", как титульный владелец спорного участка автодороги, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 руб.
Платежным поручением N 551459 от 07.02.2018 штраф оплачен в сумме 50 000 руб. 00 коп. в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ООО "Ремстройкомплект" обязательств по государственному контракту, в связи с чем, КУ РК "Управтодор РК" понесло убытки в размере 50 000 руб., КУ РК "Управтодор РК" обратилось к ООО "Ремстройкомплект" с претензией N 592 от 13.03.2018 о возмещении убытков в размере 50 000 руб.
Отсутствие удовлетворения претензии послужило основанием для обращения КУ РК "Управтодор РК" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 названного Кодекса
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения ответчиком обязательств, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также размер убытков.
В силу пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
Пунктом 2 Технического задания, являющегося приложением к государственному контракту, определены целевые задачи при содержании сети: выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 (далее - Классификация).
Техническим заданием к контракту установлено нормативное содержание автодорог в зимний период, которое предусматривает очистку покрытия дорог от снега, а также требования к состоянию элементов дорог в зимний период, в частности на дорожной одежде не допускаются неровности в снежном накате, колейность, гребенка.
Согласно пункту 7 Классификации в состав работ по зимнему содержанию входят, в частности механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка.
Актом выявленных недостатков от 05.12.2017 установлено наличие на автомобильной дороги "Подъезд к п. Летнереченский" толщины слоя уплотненного снежного покрова и глубины колеи в снежном накате, превышающих требования технического регламента и не отвечающих эксплуатационному состоянию автомобильной дороги, обеспечивающему безопасность дорожного движения.
По условиям государственного контракта в обязанности подрядчика помимо обеспечения круглогодичного, круглосуточного безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по сети автодорог входит следующее:
- в нештатных ситуациях в целях обеспечения безопасного проезда, незамедлительно, самостоятельно принимать решения и обеспечивать выполнение работ по расчистке проезжей части дорог, изменению маршрута движения транспортных средств, временному ограничению и/или запрещению проезда по поврежденным и/или опасным для движения транспорта участкам автомобильных дорог (пункт 5.1.24),
- в зимний период организовать круглосуточную работу диспетчерской службы, координирующую работу по содержанию объекта, дежурство снегоуборочной и другой необходимой техники. Диспетчерская служба ежедневно представляет заказчику информацию в соответствии с утвержденным заказчиком "Регламентом представления оперативной информации подрядными организациями в отдел содержания заказчика". Производит заполнение необходимой информации в информационную систему, включая ежемесячные отчеты об объемах выполненных работ. В особо опасные периоды, связанные с плохими метеорологическими условиями, круглосуточно производить патрулирование и постоянное наблюдение за состоянием объекта с целью принятия оперативных мер по предупреждению возможных причин возникновения перерывов и ограничения движения, дорожно-транспортных пришествий, устранения мелких повреждений элементов дорог и ликвидации возникших препятствий для нормального движения, а при невозможности немедленного выполнения указанных работ - ограждения этих мест с установкой соответствующих временных знаков о возникших препятствиях (пункт 5.1.27).
ООО "Ремстройкомплект" было вручено предписания N 137- 4/17 от 05.12.2017 на выполнение работ по очистке проезжей части спорной автодороги от снега, которое подрядчиком не было исполнено.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что факт нарушения ООО "Ремстройкомплект" обязательств по содержанию дорог в соответствии с государственным контрактом от 11.09.2015 N 21-э/15 подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств; негативные последствия для истца выразились в оплате штрафа в сумме 50 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции.
РК "Управтодор РК" обладает специально (целевой) правоспособностью и как следует из его уставных документов, создано в целях осуществления функций Заказчика по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них Республики Карелия регионального или межмуниципального значения, которые осуществляются посредством размещения государственных заказов. Вопреки доводу ответчика, тот факт, что согласно Уставу в обязанности КУ РК "Управтодор РК" входит содержание автомобильных дорог Республики Карелия не свидетельствует о том, что казенное учреждение является лицом, которое самостоятельно несет ответственность за ненадлежащее состояние дорожного полотна, поскольку перечисленные в п. 2.2 Устава цели деятельности казенного учреждения достигаются путем заключения государственных контрактов (п. 2.3 Устава).
Материалами дела установлено, что ответчик не выполнял обязанности, предусмотренные условиями контракта. Неисполненное предписание N 137-4/17 от 05.12.2017 свидетельствует о том, что подрядчик нарушил п. 5.1.14 контракта: в установленный заказчиком срок не исполнил предписание на устранение неудовлетворительных дорожных условий или некачественно выполненных работ на сети автомобильных дорог. В материалах дела отсутствуют доказательства выполнения ответчиком своих обязательств по устранению недостатков проезжей части спорной автодороги, а также по установке предупреждающих или запрещающих дорожных знаков. Вступившим в законную силу решением от 29.11.2018 по делу N А26-5661/2018 по иску КУ РК "Управтодор РК" к ООО "Ремстройкомплект" о взыскании ущерба установлено, что устранение дефектов в снежном накате (выбоины, колейность) входили в обязанности подрядчика.
Заключение государственного контракта с ООО "Ремстройкомплект" на проведение работ не освобождает КУ РК "Управтодор РК" от обязанности осуществления контроля за надлежащим исполнением подрядчиком условий настоящего контракта, за качеством проведенных работ, в целях обеспечения дорожного движения, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такой контроль и надзор возложена на заказчика законом.
Согласно пункта 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае не предоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Доказательства приостановления Обществом работ по контракту в материалы дела не представлены.
Довод ООО "Ремтройкомплект" об отсутствии финансирования являлся предметом исследования суда в деле N А26-12080/2017, в котором участвовали те же лица. Данный довод судом отклонен, поскольку ответчик не воспользовался правом, предусмотренным п. 2 статьи 328 ГК РФ.
Из условий государственных контрактов N 21-э/15 следует, что сеть автомобильных дорог Республики Карелия была передана на содержание ответчику.
Из приложения N 2 к государственному контракту "Перечень автомобильных дорог и дорожных сооружений, передаваемых на содержание и их технические данные" подписанного руководителем ООО "Ремстройкомплект", следует, что перечень объектов подрядчику был известен.
В силу пункта 1.1 контракта подрядчик принял обязательства по выполнение комплекса работ по содержанию объектов. Отсутствие акта приема-передачи на содержание автодорог, подписанного сторонами на начало срока выполнения работ не снимает с подрядчика обязанностей по содержанию объекта, что прямо предусмотрено пунктом 5.1.1 контракта.
В соответствии с п. 5.1.1 контракта отсутствие Акта приема-передачи на содержание автодорог не снимает с подрядчика обязанностей по содержанию Объекта.
Материалами дела установлено, что с 11.09.2015 по конец 2017 г. ответчик выполнял работы, предусмотренные государственным контрактом N 21-э/15, а заказчик оплачивал выполненные работы. Данный факт подтверждается журналом производства работ в Беломорском районе, согласно которому в Беломорском районе производились работы подрядчиком.
Согласно пункту 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1 статьи 401 ГК РФ).
Факт нарушения ответчиком обязательств по содержанию дорог в соответствии с Контрактом подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Негативные последствия для Истца выразились в оплате штрафа в размере 50 000 руб.
Согласно п. 8.10 Контракта в случае, если Заказчик будет подвергнут административному наказанию контролирующих органов, надзорных ведомств, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения порученных Подрядчику работ по Контракту, в том числе по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения требований нормативных актов (нормативно-технических и иных документов), требования которых Подрядчик обязан соблюдать в ходе реализации Контракта, Подрядчик обязан в полном объёме возместить по требованию Заказчику убытки, возникшие вследствие назначения соответствующего вида и размера административного наказания.
В соответствии с п. 8.12 Контракта Подрядчик по требованию Заказчика обязан компенсировать последнему убытки, штрафные санкции и т.п., возникшие в результате невыполнения Подрядчиком принятых на себя обязательств по
настоящему Контракту. Применение предусмотренных Контрактом санкции не лишает Заказчика права на возмещение в полном объеме убытков, возникших в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) Подрядчиком своих обязательств.
Поскольку факт отсутствия вины в допущенных нарушениях подрядчиком материалами дела не установлен, государственным контрактом предусмотрена обязанность подрядчика по возмещению заказчику штрафных санкций, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования КУ РК "Управтодор РК" о взыскании с ООО "Ремстройкомплект" 50 000 руб. ущерба.
С учетом изложенного апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе подлежат оставлению на заявителе.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.02.2019 по делу N А26-9828/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.