Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19 сентября 2019 г. N Ф10-4123/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
30 мая 2019 г. |
Дело N А08-10783/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Администрации города Белгорода: Астафьевой О.В. - представителя по доверенности N 41-58-ДОВ от 01.04.2019;
от УМВД России по г. Белгороду: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Белгорода путем использования системы видеоконференц-связи при содействии с Арбитражным судом Белгородской области, на решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.03.2019 по делу N А08-10783/2018 (судья Бутылин Е. В.), по заявлению УМВД России по г. Белгороду (ИНН 3123022433, ОГРН 1023101670591) к Администрации города Белгорода (ИНН 3123023081, ОГРН 1033107000728), о признании незаконным отказа о передаче в федеральную собственность часть нежилого помещения от 02.07.2018 года N 2140-г.
3-е лицо: МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях,
УСТАНОВИЛ:
УМВД России по г. Белгороду (заявитель), обратилось в суд с уточненным в порядке ст.49 АПК РФ требованием к Администрации г. Белгорода (Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Администрации г. Белгорода, изложенным в письме от 02.07.2018 N 2140-г о передаче в федеральную собственность часть нежилого помещения, с кадастровым номером: 31:16:0208009:333, площадью 143,1 кв.м., расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Князя Трубецкого, д.68, и возложении обязанности передать в федеральную собственность часть указанного нежилого помещения
Решением от 11.03.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Администрация г.Белгорода, обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что передача в федеральную собственность из собственности субъекта РФ или муниципальной собственности и в собственность субъекта РФ из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается. Подробно доводы заявителя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание представители УМВД России по г. Белгороду и МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в 1992 году на основании решения семнадцатой сессии Белгородского областного совета народных депутатов двадцать первого созыва от 06.08.1992 N 92 "Об утверждении состава муниципальной собственности города Белгорода", принято в муниципальную собственность города Белгорода нежилое помещение, площадью 143,1 кв.м, с кадастровым номером 31:16:0208009:333, расположенное по адресу: г. Белгород, ул. Князя Трубецкого, д. 68.
По решению Арбитражного суда Белгородской области от 02.04.2015 по делу А08-153/2015 при участии Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Белгородской области, УФМС России по Белгородской области, за муниципальным образованием городским округом "Город Белгород" признано право собственности на нежилое помещение, площадью 143,1 кв.м, с кадастровым номером 31:16:0208009:333, расположенное по адресу: г. Белгород, ул. Князя Трубецкого, д. 68. Данный судебный акт обжалован не был, вступил в законную силу.
На основании указанного судебного акта спорное помещение внесено в реестр муниципальной собственности. Выдано свидетельство о государственной регистрации права от 08.06.2015.
На основании решения Совета депутатов города Белгорода от 21.02.2017 N 485 между Городским округом "город Белгород" (Собственник) и УМВД России по г. Белгороду (Пользователь) заключен договор N 26 БП от 21.02.2017 о передаче муниципального имущества (нежилое помещение, площадью 143,1 кв.м., с кадастровым номером 31:16:0208009:333, расположенное по адресу: г. Белгород, ул. Князя Трубецкого, д. 68) в безвозмездное пользование УМВД России по г.Белгороду.
Указанное имущество предоставлено в безвозмездное пользование сроком до 21.02.2022 года (п. 7.2. договора). УМВД России по г. Белгороду 14.05.2018 обратилось с письмом на имя Администрации о передаче в федеральную собственность части нежилого помещения, с кадастровым номером: 31:16:0208009:333, площадью 143,1 кв.м., расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Князя Трубецкого, д. 68.
Администрацией г. Белгорода письмом от 02.07.2018 N 2140-г отказано в передаче в федеральную собственность вышеуказанного нежилого помещения.
Полагая, что данный отказ незаконный, УМВД России по Белгородской области обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции при рассмотрении данного спора правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании частей 1, 2 статьи 4 Федеральный закон от 07.02.2011 N3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с частью 9 статьи 54 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 10 названной статьи имущество, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), согласно которой находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.
С учетом изложенного, обязанность по передаче используемого органом полиции имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением порядка, определенного Федеральным законом N 122-ФЗ.
Отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления без достаточных оснований для отказа в передаче в федеральную собственность имущества, которое в силу закона подлежит такой передаче и используется для реализации соответствующих публичных функций в сфере полномочий органов и предметов ведения Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в восстановлении защищаемого интереса.
Поскольку Администрация не обосновала необходимость нахождения спорного имущества в муниципальной собственности для решения вопросов местного значения, а также свою фактическую и финансово-экономическую заинтересованность в передаваемом объекте, апелляционный суд, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, считает ее отказ в передаче объектов из муниципальной в федеральную собственность произвольным.
Необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13 указано, что в случае неисполнения муниципальным образованием обязанности по передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено как посредством обращения в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (о признании незаконным действия либо бездействия), так и в порядке искового производства (иск об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой). Право выбора способа защиты остается за лицом, обратившимся в суд.
При этом истцом или заявителем по указанным спорам может выступать как соответствующее подразделение Росимущества - управление (согласно пункту 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432), так и отдел полиции, за которым в силу пункта 2 статьи 48 Закона о полиции должно быть закреплено на праве оперативного управления используемое им имущество.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что используемое Управлением МВД по Белгородской области имущество подлежит передаче в федеральную собственность и удовлетворил заявленное требование.
Правомерность обращения с иском о признании права федеральной собственности подтверждена определением Верховного Суда РФ от 23.12.2015 N 309-ЭС15-16428.
Рассматривая иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 333.37 АПК РФ заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.03.2019 по делу N А08-10783/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.