г. Москва |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А40-297816/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Инжиниринговая компания ФОРСИС" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2019 по делу N А40-297816/18 принятое судьей Полукаровым А.В.
по заявлению ООО "Инжиниринговая компания ФОРСИС"
к ФАС России
третьи лица: 1. УФАС по Московской области; 2.ФГУП "ЦНИИМАШ"
о признании незаконным приказа ФАС России в части включения сведений об ООО "Инжиниринговая компания ФОРСИС", принятого на основании решения по делу от 22.08.2018 N N РНП9467/18 Комиссии УФАС по Московской области, по результатам проведенной закупки N 31705968024, обязании ФАС исключить сведения об ООО "Инжиниринговая компания ФОРСИС" (реестровая запись N Р1805040 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок -zakupki.gov.ru).
в присутствии: от заявителя: не явился, извещен; от заинтересованного лица: Смыслова О.М. по дов. от 13.03.2019; от третьих лиц: 1. Радченко Д.А. по дов.от 07.02.2019; 2. не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "ИНЖИНИРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ ФОРСИС" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным приказа Федеральной антимонопольной службы России в части включения сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Инжиниринговая компания ФОРСИС" в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП, Реестр), принятого на основании решения по делу от 22.08.2018 N N РНП-9467/18 Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области, по результатам проведенной закупки N 31705968024, обязании Федеральной антимонопольной службы исключить сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Инжиниринговая компания ФОРСИС" (реестровая запись N Р1805040 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок -zakupki.gov.ru).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2019 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
Представитель Заинтересованного лица, третьего лица - УФАС по Московской области в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заявитель, третье лицо - ФГУП "ЦНИИМАШ", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, заявлений и ходатайств суду не представили.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 28.12.2017 ФГУП "ЦНИИМАШ" (далее - Заказчик) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку ПЭВМ, копировально-множительной техники, камер, ИБП (извещение N 31705968024).
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок (подведения итогов) N 31705968024-03 от 30.01.2018 Заказчиком принято решение о признании победителем аукциона ООО "Инжиниринговая компания ФОРСИС".
16.02.2018 Заказчиком принято решение о признании победителя уклонившимся от заключения договора согласно Уведомлению (исх. N 9001-973 от 16.02.2018).
05.04.2018 Заказчик Письмом (исх. N 9160/246/3 от 05.04.2018) направил сведения о Заявителе в Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области для включения Общества в Реестр.
По результатам рассмотрения сведений, представленных Заказчиком в отношении ООО "Инжиниринговая компания ФОРСИС" о включении в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения договора на поставку ПЭВМ, копировально-множительной техники, камер, ИБП (извещение N 31705968024) решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по контролю в сфере закупок по делу от 22.08.2018 N N РНП-9467/18 сведения, представленные в отношении ООО "Инжиниринговая компания ФОРСИС" включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года
Указанное решение было направлено УФАС по МО в адрес ФАС России.
На основании изложенного ФАС России издан Приказ от 19.11.2018 N 1595/18 о включении сведений о Заявителе в Реестр (пункт 5 Приказа).
Посчитав указанный приказ, в части касающейся общества незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на нарушение порядка принятия оспариваемого решения, отсутствие у Заказчика оснований для принятия решения о признании победителя уклонившимся от заключения контракта, пропуск срока рассмотрения сведений для включения в Реестр.
В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее -Закон о закупках) ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1211), установлено, что ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (далее - недобросовестный участник закупки, поставщик (исполнитель, подрядчик)), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра (далее - уполномоченный орган), на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт).
Согласно пункту 3 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением N 1211, в случае если единственный участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, либо участник закупки, признанный единственным участником закупки, либо участник закупки, единственно участвующий на всех этапах закупки, которые в соответствии с документацией о закупке обязаны заключить договор, уклонились от заключения договора (далее - лицо, уклонившееся от заключения договора), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке, направляет в уполномоченный орган:
а) сведения о лице, уклонившемся от заключения договора, предусмотренные пунктами 3-7 Правил, а в случае закупки товаров, работ, услуг, по которой принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках, или в случае закупки товаров, работ, услуг и заключения договоров, сведения о которых составляют государственную тайну, сведения, предусмотренные пунктами 3-5 Правил;
б) копию протокола (иного документа, в случае если такой протокол не предусмотрен), на основании которого должен быть заключен договор с лицом, уклонившимся от заключения договора;
в) копию уведомления (при наличии), направленного лицом, уклонившимся от заключения договора, об отказе от заключения договора;
г) копию решения суда (при наличии) о понуждении к заключению договора лица, уклонившегося от заключения договора;
д) иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе от заключения договора лица, уклонившегося от заключения договора.
В соответствии с пунктом 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением N 1211 уполномоченный орган проверяет наличие в представленных заказчиком документах сведений, предусмотренных пунктами 2-4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением N 1211.
Согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (ред. 02.11.2013) (далее - Положение) ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные федеральными законами "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в пределах своей компетенции.
Приказ ФАС России издан 19.11.2018, следовательно, правоотношения по включению сведений в реестр недобросовестных поставщиков регулируются указанными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 4 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением N 1211 уполномоченный орган проверяет наличие в представленных заказчиком документах сведений, предусмотренных пунктами 2-4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением N 1211 Таким образом, ФАС России издала оспариваемый Приказ в пределах возложенных на нее полномочий (функций) по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и фактов уклонения от заключения договора в рамках правоотношений, вытекающих из Закона о закупках, действовала в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
На основании части 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Заказчик осуществляет свою закупочную деятельность на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", утвержденного протоколом Наблюдательного совета Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" от 01.12.2015 N 3/2015, к которому Предприятие присоединилось на основании приказа генерального директора Заказчика от 09.06.2016 N 212 "О присоединении к Положению о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в его дейст вующей редакции с учетом всех дальнейших изменений и дополнений, а также с учетом правовых актов Госкорпорации "Роскосмос", регламентирующих вопросы закупочной деятельности, в том числе издаваемых в его развитие.
В соответствии с требованиями Положения о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (в редакции с изменениями, утвержденными решением Наблюдательного совета Госкорпорации "Роскосмос" от 26 июня 2017 г. N 11-НС) (далее - Положение) Заказчиком разработана Документация о проведении Аукциона (далее - Документация).
В соответствии с пунктом 4.18.9 Документации и с пунктом 20.2.4 Положения, проект договора, заключаемого по итогам закупки, а также обеспечение исполнения договора (если такое требование было установлено в соответствии с подразделом 10.11 Положения) направляется лицом, с которым заключается договор, в адрес заказчика, организатора закупки в течение 5 (пяти) дней с даты:
(1) официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель;
(2) поступления единственному поставщику по адресу электронной почты уведомления об официальном размещении протокола закупки у единственного поставщика, кроме случаев, предусмотренных подпунктом 20.2.1(3) Положения;
(3) проведения преддоговорных переговоров в случае, если они проводились (подраздел 20.4 Положения);
(4) поступления лицу, с которым заключается договор в случае уклонения
победителя закупки, по адресу электронной почты уведомления, об официальном
размещении протокола об отстранении победителя закупки в случаях, предусмотренных документацией о закупке (подраздел 11.8 Положения);
(5) поступления лицу, с которым заключается договор в случае уклонения победителя закупки, по адресу электронной почты уведомления, об официальном размещении протокола об уклонении победителя закупки от заключения договора (если возможность заключения договора с таким лицом предусмотрена документацией о закупке) В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок (подведения итогов электронного аукциона) N 31705968024-03 от 30.01.2018 Заказчиком принято решение о признании Заявителя победителем Аукциона.
Пунктом 20.2.6 Положения, если иное не установлено в документации о закупке, проект договора, заключаемого по итогам закупки, формируется лицом, с которым заключается договор, в соответствии с условиями документации о закупке, подписывается уполномоченным представителем такого лица и в сроки, установленные пунктом 20.2.4 Положения, направляется заказчику, организатору закупки одним из следующих способов:
(1) нарочным ответственному исполнителю заказчика, организатора закупки;
(2) посредством курьерской или иной службы доставки;
(3) почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу заказчика, организатора закупки, указанному в извещении и документации о закупке.
Однако в регламентированный срок до 05.02.2018 Заявитель не подписал договор, в связи с чем 16.02.2018 Заказчиком принято решение о признании победителя уклонившимся от согласно Уведомлению (исх. N 9001-973 от 16.02.2018).
Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках, в Реестр включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки установлен Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений в Реестр), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Пунктом 2 Правил направления сведений в Реестр предусмотрено, что, в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения, необходимые для включения в Реестр.
Согласно пункту 20.6.2 Положения, в случае уклонения победителя процедуры закупки от заключения договора, Заказчик вправе обратиться в суд с иском о понуждении победителя закупки заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора, или заключить договор с участником закупки, заявке которого было присвоено второе место в ранжировке.
Заказчиком заключен договор поставки от 06.03.2018 N Р-9181/308-17 с ООО "Дисплей Балтика", заявка которого в соответствии с пунктом 7.3 протокола рассмотрения вторых частей заявок (подведения итогов электронного аукциона) N 31705968024-03 от 30.01.2018 была признана лучшей после победителя Аукциона.
Следовательно, вопреки доводам Заявителя, 30-дневный срок направления сведений Заказчиком в антимонопольный орган следует исчислять с даты заключения Предприятием контракта с участником, заявка которого признана лучшей после победителя АукционаС учетом изложенного, срок предоставления сведений Заказчиком в Московское областное УФАС России (далее - Управление) истекал 05.04.2018. Сведения об Обществе направлены Заказчиком в Управление в пределах установленного срока.
Довод Заявителя о том, что Управление лишило Общество возможности предоставить пояснения и доказательства, не направив уведомление о дате, месте и времени заседания комиссии Управления, отклоняется судом как противоречащий материалам дела.
Как следует из материалов дела, Управлением 10.08.2018 направлено уведомление о рассмотрении дела N РНП-9467/18 на электронную почту Заявителя - office@4sys.ru, что подтверждается скриншотом страницы отправки письма на сайте электронной почты Управления.
При этом, на сайте электронной почты Управления некорректно отображен формат даты и месяца действительной отправки письма, а именно 10.08.2018. Вместо этого на странице отображается дата 08.10.2018 в формате месяц/день, что подтверждается скриншотом настроек электронной почты Управления, формат в которых, был выставлен по умолчанию как месяц/день. Однако на странице корректно отображен день недели отправки письма - пятница, что совпадает с календарным днем 10.08.2018.
Таким образом, о времени, дате и месте рассмотрения дела Общество уведомлено Управлением надлежащим образом.
Довод Заявителя об отсутствии у Заказчика оснований для принятия решения о признании победителя уклонившимся от заключения контракта отклоняется судом как несостоятельный по следующим основаниям
Поводом для принятия решения Заказчика о признании победителя уклонившимся является не подписание Заявителем в установленный в соответствии с пунктом 4.18.9 Документации и с пунктом 20.2.4 Положения срок проекта договора.
Заявитель ссылается на пункт 20.2.8 Положения, в соответствии с которым, в случае формирования проекта договора лицом, с которым заключается договор, с нарушениями требований пункта 20.2.14 Положения, Заказчик, организатор закупки должен уведомить об этом такое лицо по адресу электронной почты и предоставить ему разумный срок, но не более 3 (трех) дней, на устранение выявленных нарушений.
Однако пункт 20.2.14 Положения регламентирует исключительно содержание включаемых участником закупки в проект договора сведений и информации, но не срок направления участником закупки проекта договора в адрес Заказчика.
При этом, использование нормы пункта 20.2.14 возможно только в том случае, когда участник закупки предоставил Заказчику проект контракта в установленный срок с нарушением требований пункта 20.2.14, а не в случае нарушения срока предоставления Заказчику проекта договора.
Также не обоснован довод Заявителя о нарушении Заказчиком сроков принятия решения о признании Общества уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям Предприятия, Положением не установлен срок принятия Заказчиком решения о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора.
Заказчик принимает решение о подписании договора, либо о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора в срок, установленный в соответствии с пунктом 14 раздела 5 Информационной карты открытого аукциона в электронной форме Документации, а именно не более 20 (двадцати) рабочих дней со дня принятия Заказчиком решения о заключении такого договора.
Следовательно, последний срок принятия решения Предприятием о признании Общества уклонившимся от заключения контракта истекал 28.02.2018.
Кроме того, Управлением уже давалась оценка правомерности действий Заказчика при принятии решения о признании Общества уклонившимся от заключения договора.
Также суд учитывает, что Обществом была подана жалоба в Управление на решение Заказчика об отказе от заключения договора в связи с уклонением победителя аукциона от подписания договора Вступившим в законную силу решением Управления от 28.02.2018 по делу N 07-32-4971/18 жалоба Заявителя признана необоснованной.
В отношении доводов Заявителя о пропуске Управлением срока рассмотрения сведений для включения в Реестр суд указывает следующее.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках, регулируется Приказом ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Приказ).
В соответствии с пунктами 1, 2 данного Приказа Комиссия (центрального аппарата либо территориального органа ФАС России) проводит проверку сведений в течение 10 дней с даты их поступления.
По результатам проверки сведений Комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении, либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом ФАС России.
Подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного в пункте 2 данного Приказа решения руководителя ФАС России.
Сведения рассматриваются соответствующими территориальными органами ФАС России по месту нахождения заказчика.
Вместе с тем, срок рассмотрения антимонопольным органом сведений для включения в Реестр носит организационный характер, ссылки на пресекательный характер данного срока в указанном правовом акте отсутствуют.
Положения Закона о закупках также не содержат указаний о том, что истечение срока, указанного в названной норме, влечет какие-либо ограничения на размещение сведений в Реестре.
Также суд указывает следующее.
Реестровая запись, содержащая сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках), исключается из реестра уполномоченным органом по истечении 2 лет со дня включения сведений в реестр.
Согласно пункту 41 Приказа ФАС России от 19.11.2018 N 1595/18 "датой включения в Реестр сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике), указанного в пунктах 1-40 настоящего Приказа считать дату размещения указанный сведений в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru)".
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 26.11.2018 сведения в отношении ООО "Инжиниринговая компания ФОРСИС" включены в Реестр.
Таким образом, до 26.11.2018 сведения о Заявителе не были включены в Реестр, соответственно препятствий для осуществления предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности у Заявителя отсутствовало.
При этом нарушение сроков по вынесению решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в Реестр и созданию реестровой записи уполномоченным органом не предусмотрено в качестве основания для исключения записи из Реестра недобросовестных поставщиков.
Кроме того, нарушение со стороны антимонопольного органа срока включения информации в реестр не опровергает факта недобросовестности со стороны Общества.
Данная правовая позиция подтверждается определениями Верховного суда РФ от 12.08.2016 N 310-КГ16-5426 и от 01.09.2017N 305-КП7-11317, от 30.05.2016N 310-КГ16-556.
Соответственно нарушение срока включения Общества в Реестр не может свидетельствовать о незаконности действий уполномоченного органа по включению сведений о Заявителе в Реестр.
Положения статьи 104 Закона о контрактной системе устанавливают порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, а также основания, при которых сведения об участниках закупки включаются в указанный реестр.
Заявителем не представлено обоснованных доводов и доказательств нарушения ФАС России законодательства и ограничения прав и законных интересов заявителя обжалуемым решением в совокупности.
Включение сведений о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу индивидуального предпринимателя, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности предпринимателя.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2012 по делу N ВАС-5621/12 "само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности".
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления Общества.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2019 по делу N А40-297816/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.