Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24 сентября 2019 г. N Ф09-5516/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
30 мая 2019 г. |
Дело N А71-25078/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М. А.,
судей Дюкина В.Ю., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой О.С.,
при участии:
от ответчика: Скачков А.Н., паспорт, доверенность от 09.01.2019;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Ижгипролес",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 марта 2019 года
по делу N А71-25078/2018,
принятое судьей Мельниковой М.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ижгипролес" (ОГРН 1021801442717, ИНН 1832028715)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о заключении договора аренды лесного участка, возложении обязанности заключить договор,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ижгипролес" (далее - ООО "Ижгипролес", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - ответчик), изложенное в письме N 01/1-18/10135 от 25.09.2018, об отказе в удовлетворении заявления ООО "Ижгипролес" о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов, возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики обязанности принять решение об удовлетворении заявления ООО "Ижгипролес" о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов и заключить с ООО "Ижгипролес" новый договор аренды лесного участка без проведения торгов сроком на 10 (десять) лет.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель - ООО "Ижгипролес", обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принято по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает ошибочным вывод суда о возможности заключения договора аренды на новый срок только при условии его предоставления ранее на срок более 10 лет, ссылается на положения ст.ст. 72-74 Лесного кодекса РФ. Указывает, что переоформляя договор 2006 года, стороны по сути скорректировали 5-летний срок, фактически договор аренды заключен сторонами на длительный срок, лесной участок находится у арендатора в аренде более 12 лет, что установлено судом и позволяло арендатору требовать заключения нового договора аренды лесных участков без торгов на основании ст. 74 ЛК РФ. Право на получение лесного участка в аренду на новый срок связывает с положениями подп.3 ч. 3 ст. 73.1 ЛК РФ. Пункт 5 ч. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", по мнению апеллянта, является недействующим.
До начала судебного заседания от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому Министерство полагает судебный акт законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Министерства против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направил, что в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество "Ижгипролес" является арендатором лесного участка площадью 4021 га, предоставленного в аренду для заготовки древесины, имеющего местоположение: Удмуртская Республика, ГУ УР "Яганское лесничество": кварталы: 21, 25, 44, 61, 63, 92, 97, 107, 119, 120, 121, 134,140,146, 167, 170,171, 181,199, 200, 209, 224, 225, 268, 305, 320, 352, 382, 385, 396, 397, 419, 422, 425, 430, 433, номер учетной записи в государственном лесном реестре -122-2008-10 (что подтверждается договором аренды лесного участка N 01/2-15/72 от 11 ноября 2008 г. и дополнительными соглашениями к договору).
Указанный земельный участок был предоставлен в аренду обществу "Ижгипролес" на основании договора аренды участка лесного фонда Российской Федерации N 3 от 26.12.2006, заключенного по результатам лесного конкурса, оформленного протоколом N17 от 25 декабря 2006 года.
Срок аренды установлен 5 лет со дня государственной регистрации договора (пункт 1.2. договора аренды N 3 от 26 декабря 2006 года).
Государственная регистрация договора произведена 28.12.2006.
Пунктом 4.1.5. договора аренды предусмотрено, что арендатор, выполняющий обязательства по договору аренды участка лесного фонда по истечении срока договора аренды участка лесного фонда и при выполнении условий договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право заключения договора аренды на новый срок.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", на основании приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики N 276 от 12 сентября 2008 года "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда" между Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики (правопредшественник ответчика) и обществом "Ижгипролес" без проведения торгов заключен договор аренды N 01/2-15/82 от 11 ноября 2008 года лесного участка площадью 4 021 га.
Согласно пункту 22 договора аренды N 01/2-15/82 от 11.11.2008 срок действия договора установлен на 10 лет с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация договора произведена 01.12.2008.
06.12.2018 общество "Ижгипролес" (письмо исх. N И22/7) обратилось в Министерство с заявлением о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов сроком на 10 лет, в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Письмом (исх. N 01/1-18/10135 от 25.09.2018) Министерство отказало в удовлетворении заявления общества о заключении нового договора аренды лесного участка со ссылкой на пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Полагая отказ Министерства незаконным, противоречащим положениям статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, а также ссылаясь на то, что арендаторы лесного участка надлежащим образом исполняли обязательства по заключенным договорам аренды, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал на отсутствие у заявителя оснований для получения испрашиваемого лесного участка в аренду без проведения торгов.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Частью 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ установлено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В ч.ч. 4, 5 ст. 71 Лесного кодекса РФ указано, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии правилами ч. 1 ст. 73.1 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, поименованных в ч. 2 указанной статьи.
Отказ в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов мотивирован отсутствием оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ.
Статьей 74 Лесного кодекса РФ предусмотрены условия заключения договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов. Так в силу ч. 1 данной статьи арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Материалами дела подтверждается предоставление заявителю лесного участка в аренду по договору от 26.12.2006 N 3, заключенному по результатам торгов - лесного конкурса, сроком на 5 лет, последующее переоформление договора в связи с ведением в действие с 01.01.2007 Лесного кодекса Российской Федерации путем подписания 11.11.2008 договора аренды лесного участка N 01/2-15/83 со сроком действия на 10 лет с момента его регистрации
Установив, что договор аренды участка лесного фонда от 26.12.2006 N 3 заключен по результатам лесного конкурса на срок 5 лет, а последующий договор аренды данного лесного участка от 11.11.2008 N 01/2-15/82 заключен в порядке переоформления договора аренды участка лесного фонда для заготовки древесины в силу требований о приведении последнего в соответствие с ЛК РФ, т.е. отсутствуют условия, предусмотренные ч. 1 статьей 74 ЛК РФ, при наступлении которых у арендатора возникает право на заключение нового договора аренды лесных участков без проведения торгов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа не соответствующим закону.
Доводы апелляционной жалобы о том, что фактически договор аренды был заключен сторонами на длительный срок - более 5 лет, лесной участок находится у арендатора в аренде более 12 лет, в связи с чем добросовестный арендатор вправе требовать заключения нового договора аренды лесных участков без торгов на основании ст. 74 ЛК РФ, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 04.06.2018) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Применение закона разъяснено в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды". Согласно указанным разъяснениям а случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Таким образом, в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе требовать заключения договора аренды лесного участка на новый срок даже при наличии у него преимущественного права, предусмотренного пунктом 1 статьи 621 ГК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы, основанные на отличном толковании приведенных выше норм права, не могут быть признаны обоснованными, поскольку перезаключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов противоречит требованию о соблюдении публичной процедуры, предусмотренной в статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации и призванной обеспечить неопределенному кругу субъектов предпринимательской деятельности равный доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды. В этой связи суд апелляционной инстанции не усматривает оснований полагать оспариваемый отказ в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов не правомерным.
При названных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Судебные расходы на оплату государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 марта 2019 года по делу N А71-25078/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.