г. Москва |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А40-292998/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО РСФ "Ремстройсервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.03.2019 по делу N А40-292998/18, принятое судьей О.В. Сизовой
по заявлению ЗАО РСФ "Ремстройсервис"
к Мосжилинспекции
о признании недействительными предписания и распоряжения,
при участии:
от заявителя: |
Шишенина Ю.Ю. по дов. от 27.03.2019; |
от ответчика: |
Тарасова Н.В. по дов. от 17.12.2018; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО РСФ "Ремстройсервис" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Мосжилинспекции (далее - ответчик, государственный орган) с требованиями о признании недействительными предписания N РЛ-Ц-75132/1 от 26.11.2018, распоряжения N РЛ-Ц-02312 от 21.11.2018.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.03.2019 в удовлетворении заявления ЗАО РСФ "Ремстройсервис" отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель указал, что был лишен возможности ознакомиться с отзывом ответчика и подготовить свою позицию. По мнению ЗАО РСФ "Ремстройсервис", у Мосжилинспекции не было оснований для проведения проверки, так как обращение гражданина было анонимным.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26 ноября 2018 года в отношении ЗАО РСФ "Ремстройсервис" проведена внеплановая выездная проверка в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Проверка проводилась с целью проверки фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований, изложенных в обращении ГР-01-13554/18 от 20.11.2018 года.
В результате вышеуказанной проверки был составлен Сводный акт проверки N РЛ-Ц-75132 от 26 ноября 2018 года на основании, которого, было выдано предписание N РЛ-Ц-75132/1 от 26 ноября 2018 года об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Выездная внеплановая проверка проводилась на основании письменного обращения гражданина Гаврилова А.П., поступившего в адрес Государственной жилищной инспекции города Москвы 20 ноября 2018 года по вопросам нарушения жилищного законодательства (подтопления подвала, открытые подвалы и чердак, выбитые окна и т.д.) управляющей компанией - ЗАО РСФ "Ремстройсервис".
Инспекцией на основании Распоряжения N РЛ-Ц-02312 от 21.11.2018 года заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы проведена внеплановая проверка по соблюдению данной управляющей компанией обязательных требований, предусмотренных действующим жилищным законодательством, и было установлено, что ЗАО РСФ "Ремстройсервис" при управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Москва, проспект Мира, д. 55, стр. 1 N 55 стр. 1 допущены нарушения лицензионных требований, установленных законодательством.
Нарушения зафиксированы Инспекцией в Сводном акте проверки N РЛ-Ц-75132 от 26 ноября 2018 года, а так же в предписании N РЛ-Ц-75132/1 от 26 ноября 2018 года.
Посчитав указанные предписание и распоряжение незаконными и необоснованными, изложенные в акте ее результаты незаконными и необоснованными, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и 2 законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки в силу пункта 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
При этом основанием для проведения внеплановой проверки является (часть 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ):
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В силу части 4 статьи 10 указанного закона внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Сведения, необходимые для указания в распоряжении установлены в части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ.
Часть 1 статьи 12 Закона N 294-ФЗ устанавливает, что предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Часть 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ гласит, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Из вышеизложенных норм следует, что действующим законодательством РФ предусмотрена определенная процедура, соблюдение которой является обязательной при осуществлении выездных внеплановых проверок, в том числе при осуществлении жилищного надзора, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Государственная жилищная инспекция города Москвы (далее Мосжилинспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, и в соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП осуществляет следующие функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Инспекции: по региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции; по лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; по предоставлению государственных услуг по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах; по предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; по управлению системой мониторинга многоквартирных домов и особых объектов нежилого фонда города Москвы; по муниципальному жилищному контролю в пределах своей компетенции.
Общество с ограниченной ответственностью ЗАО РСФ "Ремстройсервис" далее - Общество) осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Москва, Проспект Мира, д. 55, стр. 1 с нарушением лицензионных требований.
Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом на основании лицензии от 09.04.2015 N 077000259, на основании договора управления многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, что внеплановая выездная проверка в отношении ЗАО РСФ "Ремстройсервис" проведена на основании Распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы N РЛ-Ц-02312 от 21.11.2018 года, проверка организована с целью проверки лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 5 ст. 192 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных ЖК РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
К лицензионным требованиям, установленным п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение), отнесены: 1) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ (при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем); 2) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч.2 ст. 162 ЖК РФ (по договору управления многоквартирным ломом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества за в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность); 3) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
В соответствии с п. 7 ч.1 ст. 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются е требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень).
Согласно п. 1, 4.6, 4.6.1, 4.6.2, 4.6.3 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП, Мосжилинспекция осуществляет лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, за соблюдением следующих лицензионных требований: соблюдение требований ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; соблюдение требований, установленных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
В соответствии с Административным регламентом исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства Москвы от 21.01.2015 N 29-ПП, в целях проверки фактов, изложенных в обращении N ГР-01-1354/18 от 20.11.2018 г., на основании распоряжения от 21.11.2018 N РЛ-Ц-02312, в отношении Общества проведена проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Советской Армии, д.6. Проверка проведена с участием представителей Общества.
Согласно п.2.1 Договора целью Договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в Многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в Многоквартирном доме.
Управляющая организация обязана осуществлять управление общим имуществом в Многоквартирном доме в соответствии с условиями Договора и действующим законодательством РФ с наибольшей выгодой в интересах Собственников в соответствии с целями, указанными в пункте 2.1. Договора, а также требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов (п.3.1.1 Договора).
По результатам проведенной проверки выявлены нарушения, указанные в Сводном акте проверки РЛ-Ц-75132 от 26.11.2018.
Обществу выдано предписание от 26.11.2018 N РЛ-Ц-75132 об устранении нарушений лицензионных требований.
Таким образом, в нарушение пп. "а", "б", "в" п. 3 Положения, п.7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ Обществом деятельность по управлению домом осуществляется с нарушением лицензионных требований: требований, предусмотренных ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ; требований по исполнению обязанностей по Договору.
Согласно статье 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: 1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; 2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации.
Таким образом, предписание выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
Судом первой инстанции верно установлено, что оспариваемое предписание от 26.11.2018 N РЛ-Ц-75132 отвечает требованиям действующего законодательства и является полностью исполнимым.
Сам факт нарушения требований законодательства заявителем документально не опровергнут.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки, а также предписание Мосжилинспекции, вынесены с соблюдением требований действующего законодательства и являются законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие материалам дела. Из материалов проверки следует, что обращение гражданина не было анонимным: указаны фамилия, имя, отчество, электронный адрес (л.д.78). По существу выявленных нарушений, заявитель возражений не представил.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.03.2019 по делу N А40-292998/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.