г. Санкт-Петербург |
|
30 мая 2019 г. |
Дело N А56-159859/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2019 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Царевым И.И.
при участии:
от истца (заявителя): Пономарев П.Н. - доверенность от 25.12.2018
от ответчика (должника): Новоселов А.В. - доверенность от 01.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2019 по делу N А56-159859/2018(судья Раннева Ю.А.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ЗАО "Совмортранс"
о взыскании платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в размере 86 262, 72 руб.
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ЗАО "Совмортранс"
о взыскании платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в размере 86 262, 72 руб.
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (адрес: 107174, Москва, улица Басманная нов, дом 2, ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295; далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Совмортранс" (адрес: 127473, Москва, улица Селезневская, дом 11а, строение 1, помещение 32, этаж 4, ИНН: 7707084150, ОГРН: 1027739349076; далее = ответчик) о взыскании 86 262, 72 руб. платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 05.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Истец, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить. Податель жалобы указывает, что он не был извещен судом первой инстанции о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства; в материалах дела отсутствуют доказательства направления в его адрес копии соответствующего определения суда.
Определением от 24.04.2019 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В судебном заседании 27.05.2019 представитель истца поддержал исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, просил отказать в полном объеме.
Как следует из материалов дела, в марте 2018 г. на станцию Автово в адрес АО "Совмортранс" следовали вагоны.
На промежуточной станции Нарвская Октябрьской ж.д. 07.03.2018 в 17 час. 57 мин. данные вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Автово, по причинам, зависящим от грузополучателя.
16.03.2018 в 18 час. 16 мин. задержанные вагоны отправлены на станцию назначения.
Данные обстоятельства подтверждаются актом общей формы от 17.03.2018 N 6/572, составленным по прибытию на станцию назначения.
О задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения ответчику были направлены извещения от 07.03.2018. и 17.03.2018.
За время задержки вагонов в пути следования АО "Совмортранс" начислена плата в размере 32 690,72 руб.
В феврале 2018 г. на станцию Автово в адрес АО "Совмортранс" следовали вагоны.
На промежуточной станции Стримовичи Октябрьской ж.д. 23.02.2018 г. в 4 час. 21 мин. данные вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Автово, по причинам, зависящим от грузополучателя.
25.02.2018 г. в 19 час. 25 мин. задержанные вагоны отправлены на станцию назначения.
Данные обстоятельства подтверждаются актом общей формы от 26 февраля 2018 г. N 6/444, составленным по прибытию на станцию назначения.
О задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения ответчику были направлены извещения от 23.02.2018 и от 26.02.2018.
За время задержки вагонов в пути следования АО "Совмортранс" начислена плата в размере 2 761,20 руб.
В марте 2018 г. на станцию Автово в адрес АО "Совмортранс" следовали вагоны.
На промежуточной станции Луга 1 Октябрьской ж.д. 28.03 2018 в 21 час. 19 мин. данные вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Автово, по причинам, зависящим от грузополучателя.
02.04.2018 в 17 час. 42 мин. задержанные вагоны отправлены на станцию назначения.
Данные обстоятельства подтверждаются актами общей формы от 5 апреля 2018 г. N 6/891, 6/893, 6/895, 6/897, 6/899, 6/901, 6/903, 6/905, 6/907, составленными по прибытию на станцию назначения.
О задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения ответчику были направлены извещения от 28.03.2018 и от 02.04.2018.
За время задержки вагонов в пути следования АО "Совмортранс" начислена плата в размере 17 937,18 руб.
В январе 2018 г. на станцию Автово в адрес АО "Совмортранс" следовали вагоны.
На промежуточной станции Цвылево Октябрьской ж.д.06 01.2018 в 10 час. 57 мин. данные вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Автово, по причинам, зависящим от грузополучателя.
12.01. 2018 в 12 час. 10 мин. задержанные вагоны отправлены на станцию назначения.
Данные обстоятельства подтверждаются актом общей формы от 13 января 2018 г. N 6/69, составленным по прибытию на станцию назначения.
О задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения ответчику были направлены извещения от 06.01 2018 и 12.01.2018.
За время задержки вагонов в пути следования АО "Совмортранс" начислена плата в размере 32 873, 62 руб.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, на основании статьи 39 Устава, АО "Совмортранс" начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 86 262,72 руб. (с НДС).
В адрес ответчика были направлены претензии от 23.05.2018 N N ИСХ-270/афто-2, ИСХ-271/афто-2, ИСХ-268/афто-2, ИСХ-269/афто-2 с предложением оплатить задолженность. Отказ в удовлетворении данных претензий послужил основанием для обращения в суд.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего временим задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В соответствии со статьей 61 Устава учет времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется номерным способом (номерной способ - учет времени нахождения вагона, контейнера по их номерам).
Из анализа данной нормы и её системного толкования с учетом пункта 4.5 Правил N 26 следует, что технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов - это время, затрачиваемое на погрузку и выгрузку грузов с учетом затрат времени на подготовительные, вспомогательные и заключительные операции в отношении конкретного вагона, указанного в памятке приемосдатчика на подачу и уборку вагонов (ф.ГУ-45).
Довод ответчика о том, что нарушение технологических норм погрузки/выгрузки грузов само по себе не является основанием для начисления платы за нахождения вагонов на путях общего пользования со стороны ОАО "РЖД" противоречит положениям статьи 39 Устава.
Порядок оформления задержки вагонов, в том числе в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, установлен Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 28, согласно пункту 6 которых задержка вагонов, контейнеров оформляется актом общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 Правил N 45 акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе в случаях, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу пункта 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеют права отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Доказательств, подтверждающих обоснованность подписания актов с возражениями, направления ОАО "РЖД" мотивированных разногласий по таким актам ответчик не представил. Само наличие возражений не опровергает факт обоснованности составления актов общей формы, не оспаривает невыполнение технологических норм, установленных договором, со стороны ответчика.
Кроме того, в доказательство нарушения ответчиком технологических норм истец представил памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, распоряжения о задержке и отправлении вагонов на промежуточных станциях, извещения грузополучателя о задержке и отправлении вагонов, дорожные ведомости.
Началом течения срока нахождения вагонов под грузовыми операциями является момент передачи вагона на ответственность грузополучателя, что подтверждается подписью представителя грузополучателя в памятке приемосдатчика. Окончанием нахождения вагонов на путях необщего пользования, и передача вагонов на ответственность истца происходит после подписания памятки приемосдатчика на уборку. Представленные в дело памятки подписаны со стороны ответчика без возражений.
Так, по памятке N 12 10.01.2018 в 16 час. 00 мин. были поданы вагоны, однако, возвращены они были лишь 11 января в 3 час. 30 мин., что превышает нормы, установленные договором, на 6 часов. Следующая партия вагонов была подана 11 января в 5 час. 00 мин. после того как предыдущие вагоны были убраны истцом в 4 час. 30 мин.
По памятке N 95 06.03 2018 в 14 час. 00 мин. были поданы вагоны, однако, возвращены они были лишь 7 марта в 3 час. 30 мин., что превышает нормы, установленные договором, на 9 часов. Следующая партия вагонов была подана 7 января в 6 час. 00 мин. после того как предыдущие вагоны были убраны истцом в 4 час. 30 мин.
По памяткам N 133 и 134 27 марта 2018 г. в 16 час.00 мин. и 28.03.2018 в 5 час. 00 мин. были поданы вагоны, однако, возвращены они были лишь 28 марта в 16 час. 30 мин., что превышает нормы, установленные договором, на 24 часа и 12 час. соответственно. Следующая партия вагонов была подана 29 марта в 0 час. 30 мин. после того как предыдущие вагоны были убраны истцом в 0 час. 00 мин.
Названные выше документы опровергают доводы ответчика об отсутствии его вины в задержке поездов на промежуточных станциях и наличии вины ОАО "РЖД", поскольку фактически путь необщего пользования ответчика был занят вагонами, прибывшими в его адрес.
Вопреки доводам АО "Совмортранс", именно им, а не истцом нарушались условия договора (технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов), что явилось причиной для отставления от движения вагонов в пути следования на промежуточных станциях в соответствии положениями статьи 39 Устава.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает обоснованными требования о взыскании задолженности по праву и по размеру.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2019 по делу N А56-159859/2018 отменить.
Взыскать с акционерного общества "Совмортранс" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 86 262, 72 руб. платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.