Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 октября 2019 г. N Ф07-9799/19 настоящее постановление изменено
г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А56-135599/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Глазкова Е.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиева М.С. (до перерыва), Хариной И.С. (после перерыва)
при участии:
от заявителя: Жукова С.В. по доверенности от 26.11.2018
от заинтересованного лица: Лазарева М.С. по доверенности от 09.01.2019
от 3-го лица: Ивановой Н.С. по доверенности от 27.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции
заявление ООО "ЖКС N 1 Московского района"
заинтересованное лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
3-е лицо: ПАО "ТГК-1"
о признании незаконным и отмене предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" (ОГРН 1089847251889, ИНН 7810520970; 196143, г. Санкт-Петербург, ул. Орджоникидзе, д. 5) (далее - заявитель, ООО "ЖКС N 1 Московского района") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298; 195112, г. Санкт-Петербург, пр-т. Малоохтинский, д. 68, лит. А) (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) от 18.10.2018 N 03/15821-Р.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, публичное акционерное общества "Территориальная генерирующая компания N 1" (ПАО "ТГК N 1"), которое не было привлечено к рассмотрению по данному делу, указывает, что обжалуемое решение, содержащее вывод о необходимости рассчитывать теплопотребление группы объектов, оборудованных одним узлом учета тепловой энергии, исходя из нормативов теплопотребления, нарушает его права и законные интересы, так как влияет на отношения ПАО "ТГК N 1" и ООО "ЖКС N 1 Московского района" по заключенным между ними договорам теплоснабжения, по которым снабжаются объекты.
ПАО "ТГК N 1" полагает, что позиция Инспекции, которую поддержал арбитражный суд первой инстанции в решении, касающаяся расчета количества тепловой энергии в отношении тех групп многоквартирных домов (МКД), которые оборудованы одним общедомовым прибором учета тепловой энергии (ОДПУ), рассчитывающим общее количество потребленной той или иной группой домов тепловой энергии по нормативу, является неверной.
Учитывая, что решение по настоящему спору может влиять на права и обязанности ПАО "ТГК N 1", тогда как судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте надлежащим образом не определено процессуальное положение указанного лица, в определении от 17.04.2019 апелляционная коллегия объявила о переходе к рассмотрению дела по правилам части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционный суд посчитал необходимым привлечь к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица ПАО "ТГК N 1". Судебное разбирательство назначено на 20.05.2019 в 10 часов 00 минут.
Протокольным определением от 20.05.2019 в судебном заседании объявлен перерыв до 27.05.2019 до 14 часов 00 минут.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена проверка на основании распоряжения Инспекции от 15.10.2018 N 03/15821-р, изданного по факту поступившего коллективного обращения от жителей многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. наб. Обводного канала, д.84, лит. А, с целью проверки фактов изложенных в нем, в частности, о порядке расчета размера платы за услугу отопление в отопительные периоды за 2015-2016 г.г, 2016-2017 г.г и 2017-2018 г.г.
Согласно пункту 11 распоряжения Инспекции в процессе проверки следовало провести мероприятия по контролю, а именно: проверить начисление платы по статье "Отопление" за период с октября 2015 года по июнь 2018 год, в многоквартирном доме 84, лит. Б, расположенного по адресу: ул. наб. Обводного канала.
По результатам проведенной проверки было установлено, что Обществом по адресу: Санкт-Петербург, наб. Обуховской обороны, д.84, лит. Б допустило нарушение требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354), а именно: в нарушение требований пункта 42(1) Правил N 354 начисление платы за отопительные периоды 2015-2016, 2016-2017 и 2017-2018 годы в жилых помещениях кв. 3, 4, 5, 6, 8 в доме 84, лит. А по наб. Обводного канала, в жилых помещениях 30, 32, 34, 35, 37, 42, 47, 48, 50, 51, 53 и 54 в доме 84, лит. Б по наб. Обводного канала осуществляется по показаниям общедомового прибора учёта, а не по нормативам, как предусмотрено требованием пункта 42(1) Правил N 354.
По результатам проведенной проверки Обществу выдано предписание от 18.10.2018 N 03/15821-р, со сроком исполнения до 07.11.2018.
Общество оспорило предписание Инспекции в судебном порядке.
Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что заявление ООО "ЖКС N 1 Московского района" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, теплопотребление объектов по адресам: наб. Обводного канала, 84 лит. А, 84 лит. Б, 82 снабжаются тепловой энергией по договору теплоснабжения N 8512 от 01.09. 2008, заключенного между ПАО "ТГК-1" и ЖКС N1 Московского района.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку услугами по теплоснабжению в данном случае обеспечивалось население многоквартирных жилых домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) не определен порядок распределения объема потребленной тепловой энергии, предоставленной в отношении нескольких многоквартирных домов, определение которой в силу технологических особенностей сетей инженерно-технического обеспечения осуществляется одним прибором учета.
Согласно пунктам 2, 3, 4, 7, 8 и т.д. приложения N 2 к Правилам N 354 расчет платы граждан за коммунальные услуги по отоплению определяется исходя из занимаемой площади, а по горячему водоснабжению - исходя из количества потребителей.
Согласно статье 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона, права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Таким образом, объем потребленных энергоресурсов в многоквартирных домах, находящихся на "сцепке" считается возможным определять исходя из общих принципов, изложенных в Правилах N 354.
В связи с отсутствием в Правилах N 354 порядка расчета платы за коммунальные услуги в многоквартирных домах, находящихся "на сцепке", Жилищным комитетом совместно с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга и Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению в письме от 21.06.2013 N 2-1906/13 даны разъяснения о порядке распределения объемов коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, находящихся на "сцепке" следующим образом:
по тепловой энергии - исходя из показаний общедомового прибора учета с разделением объемов тепловой энергии;
по отоплению - пропорционально площади многоквартирных домов; по горячему водоснабжению - пропорционально количеству потребителей.
В случае если количество потребителей одного из многоквартирных домов на "сцепке" определить невозможно начисления платы гражданам за отопление и горячее водоснабжение можно определять исходя из показаний общедомового прибора учета с разделением объемов тепловой энергии по тепловой нагрузке каждого дома.
Как следует из материалов дела, а именно схемы теплоснабжения, являющегося неотъемлемой частью договора теплоснабжения N 8512 от 01.09.2008, заключенного между ОАО "ТГК-1" и ООО "Жилкомсервис N 1 Московского района", который не был предметом исследования при проведении проверки ГЖИ Санкт-Петербурга и суда первой инстанции следует, что ряд спорных многоквартирных домов подключен к системам теплоснабжения по схеме, когда непосредственное присоединение к сетям, которые эксплуатируют ресурсоснабжающие организации, имеет один дом, а последующие за ним дома имеют последовательное присоединение. Такая схема подключения домов получила наименование да "сцепке". Дома фактически примыкают к друг другу, имеют единую тепловую сеть, технологическая возможность установления в каждый дом общедомового прибора учета тепловой энергии отсутствует, в то же время имеющийся общедомовой прибор учета фиксирует потребление тепловой энергии всеми домами.
В соответствии с пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) РСО обязаны осуществить установку приборов учета только в том случае, если их сети имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, с учетом особенностей сложившихся правоотношений между сторонами, ООО "ЖКС N 1 Московского района", перевыставляя счета, поступившие от ОАО "ТГК-1", в которых ресурсоснабжающая организация распределяет фактическое количество поставленной тепловой энергии, определенной по показаниям прибора учета между многоквартирными домами, их жилой частью и нежилыми помещениями, пропорционально тепловых нагрузок, указанных в договоре теплоснабжения, действовало законно. Указанный способ расчета, на основании приборов учета не противоречит положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, предписание ГЖИ Санкт-Петербурга, указывающее на необходимость рассчитывать теплопотребление группы объектов, оборудованных одним узлом учета тепловой энергии по заключенным с ПАО "ТГК-1" договорам и оборудованным одним узлом учета тепловой энергии, исходя из нормативов теплопотребления, не соответствует действующему гражданскому, жилищному законодательству, также законодательству об энергоснабжении и теплоснабжении, и нарушает права и законные интересы ПАО "ТГК-1", так как влияет на надлежащее исполнение своих обязанностей по заключенным договорам теплоснабжения, создает препятствия для реализации их субъективных прав.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание Инспекции является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2019 по делу N А56-135599/2018 отменить.
Признать незаконным и отменить предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N 03/15821-Р от 18.10.2018.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.