Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20 сентября 2019 г. N Ф09-5744/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
30 мая 2019 г. |
Дело N А60-75191/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н. А.
судей Власовой О.Г., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальцевой Н.А.,
при участии:
от истца: Пугачева О.В., доверенность от 28.12.2017, Полтавец Н.И., доверенность от 01.06.2018,
от ответчика: Шаламов П.П., доверенность от 09.01.2019,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, закрытого акционерного общества "Управление тепловыми сетями",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 марта 2019 года
по делу N А60-75191/2018,
принятое судьей Комлевой О.В.,
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к закрытому акционерному обществу "Управление тепловыми сетями" (ОГРН 1036600294642, ИНН 6606017564)
о взыскании задолженности по оплате стоимости потерь тепловой энергии в рамках договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, неустойки,
установил:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" обратилось в суд с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управление тепловыми сетями" 5 200 334 руб. 58 коп., в том числе 4 639 687 руб. 93 коп. задолженности по оплате стоимости потерь тепловой энергии, возникших в сетях ответчика в период с января по март 2017 и в период с июня по декабрь 2017 в рамках договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в целях компенсации потерь от 01.01.2015 N 7S00-FA057/01-003/0040-2015, и 560 646 руб. 65 коп. неустойки, начисленной на основании п. 6.3 названного договора за период с 16.02.2017 по 22.11.2018, с ее последующим начислением по день фактической оплаты задолженности.
В ходе рассмотрения дела судом было принято заявленное истцом увеличение размера исковых требований до 6 346 329 руб. 24 коп., в том числе 4 461 017 руб. 35 коп. основного долга и 1 885 311 руб. 89 коп. неустойки, начисленной за период с 16.02.2017 по 05.02.2019 на основании п. 9.1 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении", с ее последующим начислением по день фактической оплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.03.2019 (резолютивная часть решения от 05.03.2019) исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. Заявитель указывает, что постановлением Администрации городского округа Верхняя Пышма от 09.11.2015 N 1773 ответчику присвоен статус единой теплоснабжающей организации в границах системы теплоснабжения городского округа Верхняя Пышма. Истцу присвоен статус Единой теплоснабжающей организации по г. Екатеринбург. Поставка тепловой энергии ответчику осуществляется из Объединенной системы централизованного теплоснабжения (ОСЦТ), из которой поставка осуществляется также в города Екатеринбург и Березовский. Формирование теплового баланса по ОСЦТ, как это делает истец, не соответствует, по мнению ответчика, ситуации в системе теплоснабжения. Ответчик получает тепловую энергию фактически только от одного источника - Среднеуральской ГРЖС по одной тепломагистрали М-1,2. Из схемы теплоснабжения муниципального образования г. Екатеринбург следует, что при нормально закрытых задвижках на перемычках между сетями ответчик технологически не может получать тепловую энергию от иных источников, задействованных в ОСЦТ. Аналогичным образом, согласно схеме теплоснабжения городского округа Верхняя Пышма теплоснабжение потребителей г. Верхняя Пышма осуществляется от Среднеуральской ГРЭС и иных локальных источников, технологически не связанных с ОСЦТ. Ответчиком произведен контррасчет "Баланс отпуска тепловой энергии от СУГРЭС на 2017 год", по итогам которого баланс отрицательный, то есть полезный отпуск потребителям больше объема отпущенного в сеть от источника СУГРЭС. Таким образом, по мнению ответчика, истец необоснованно распределяет сверхнормативные потери иных теплосетевых организаций на ответчика, тепловой баланс в целом по ОСЦТ не соответствует фактической ситуации в системе теплоснабжения.
Заявитель жалобы указывает также на то, что объем полезного отпуска, указанный истцом в расчете, не соответствует ведомостям полезного отпуска, которые ранее истец направлял ответчику и по данным которых вынесены судебные решения.
Ответчик обращает внимание также на отсутствие в материалах дела данных о потерях тепловой энергии в смежных теплосетевых организациях и в бесхозяйных сетях. По мнению ответчика, судом первой инстанции необоснованно отказано в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица акционерного общества "ЕТК", в тепловых сетях которого в связи с аварийными и технологическими утечками возникли потери тепловой энергии и удовлетворении ходатайства о запросе в органах Ростехнадзора информации об имевших место аварийных утечках в сетях АО "ЕТК".
Истец в письменном отзыве доводы апеллянта отклоняет как необоснованные, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В заседании апелляционного суда представитель ответчика на доводах апелляционной жалобы настаивал, представитель истца доводы отзыва поддержал.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ПАО "Т Плюс" (ресурсоснабжающая организация - истец) и АО "УТС" (теплосетевая организация - ответчик) заключен договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в целях компенсации потерь N 7S00-FA05/02-014/0048-2015 от 01.01.2015.
Согласно пункту 1.1 договора ресурсоснабжающая организация на основании пункта 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении обязуется поставлять теплосетевой организации через присоединенную сеть тепловую энергию и (или) теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии и (или) теплоносителя в тепловых сетях теплосетевой организации, а теплосетевая организация обязуется принимать и оплачивать поданные тепловую энергию и (или) теплоноситель.
Стороны принимают друг у друга счета-фактуры: общество "УТС" направляет обществу "Т Плюс" счет-фактуру на оказание услуг по передаче тепловой энергии, а общество "Т Плюс" направляет обществу "УТС" счет-фактуру на компенсацию потерь в сетях. Затем производятся взаимозачеты. Основанием для выставления счетов-фактуры на компенсацию потерь является учет потерь тепловой энергии в сетях общества "УТС" при формировании тарифа на тепловую энергию для общества "Т Плюс" (Постановление РЭК Свердловской области от 15.12.2014 N 205-ПК).
Разделом 3 договора предусмотрен порядок определения потерь тепловой энергии, теплоносителя в целях компенсации.
Согласно пункту 3.1 договора нормативные потери тепловой энергии, теплоносителя составляют процентное значение потерь к плановому отпуску тепловой энергии в сети теплосетевой организации, учтенные РЭК Свердловской области при утверждении для теплосетевой организации на очередной период тарифного регулирования соответствующего тарифа на оказание услуг по передаче тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 3.3 договора при отсутствии 100%-го коммерческого приборного учета в точках приема и в точках передачи на границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности теплосетевой организации и смежных теплосетевых организаций или потребителей, распределение количества фактических потерь тепловой энергии, теплоносителя, приходящегося на долю теплосетевой организации к возмещению в пользу ресурсоснабжающей организации за расчетный период осуществляется в порядке, установленном нормами раздела V Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), с учетом норм пунктов 75 - 80, 88 - 93 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр.
В приложении N 1 согласован плановый (прогнозный) объем нормативных потерь тепловой энергии к отпуску в сеть, определен из 10,06% от полезного отпуска, который учитывается при расчете сверхнормативных потерь.
Истец выставил ответчику счета-фактуры за период с января по март 2017 и в период с июня по декабрь 2017 на компенсацию сверхнормативных потерь в сумме 32 793 419 руб. 06 коп.
Поскольку претензия с требованием о добровольной оплате задолженности за потребленные энергоресурсы оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанций исходил из доказанности факта неисполнения обществом "УТС" обязанности по оплате стоимости потерь тепловой энергии, возникших в эксплуатируемых им сетях, обществу "Т Плюс".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителя истца в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела, основанными на всестороннем и полном исследовании доказательств.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении) теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 17 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О теплоснабжении" передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного между теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
Отношения, возникающие в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Законом о теплоснабжении, согласно п. 5 ст. 13 которого теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам).
В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 13 Федерального закона "О теплоснабжении" теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном ст. 15 указанного Закона.
В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у ЕТО или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
В соответствии с положениями п. 54 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя для компенсации потерь единая теплоснабжающая организация (поставщик) определяет объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется единой теплоснабжающей организацией за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к ее тепловым сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии, или расчетным способом. На основании указанных данных единая теплоснабжающая организация представляет теплосетевой организации данные о величине потерь тепловой энергии и теплоносителя.
Потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении". В случае если единая теплоснабжающая организация не владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, она закупает тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для компенсации потерь у владельцев источников тепловой энергии в системе теплоснабжения на основании договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (п. 55 Правил N 808).
Таким образом, в силу прямого указания закона теплосетевая организация несет обязанность по оплате потерь тепловой энергии, возникающих при передаче тепловой энергии, вырабатываемой теплоснабжающей организацией, через принадлежащие теплосетевой организации сети и теплотехническое оборудование.
Законодатель различает два вида потерь тепловой энергии: нормативные (технологические) потери, которые на основе утверждаемых государственным органом нормативов используются при установлении тарифов в сфере теплоснабжения; и фактические потери (сверхнормативные), возникающие при передаче тепловой энергии, которые должны быть компенсированы собственнику теплового ресурса со стороны профессиональных участников рынка теплоснабжения (теплосетевой организацией) путем производства тепловой энергии либо путем ее приобретения на договорной основе с использованием регулируемых тарифов.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона "О теплоснабжении" в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В пределах утвержденных тарифов на передачу тепловой энергии возмещению подлежат только нормативы технологических потерь.
Сверхнормативные (взыскиваемые в рамках данного спора), то есть фактические потери тепловой энергии, возникающие вследствие ненадлежащего содержания тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений.
Порядок определения потерь тепловой энергии, теплоносителя в целях компенсации указан в разделе 3 договора N 7S00-FA05/02-014/0048-2015 от 01.01.2015.
В соответствии с п. 3.3 договора при отсутствии 100%-го коммерческого приборного учета в точках приема и в точках передачи на границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ТСО и смежных теплосетевых организаций или потребителей, распределение количества фактических потерь тепловой энергии, теплоносителя, приходящегося на долю ТСО к возмещению в пользу РСО за расчетный период осуществляется в порядке, установленном нормами раздела V Правил N 1034, с учетом норм п. п. 75 - 80, 88 - 93 Методик осуществления коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр.
В соответствии с п. 129 Правил N 1034 распределение сверхнормативных потерь тепловой энергии, теплоносителя между смежными тепловыми сетями производится в количествах, пропорциональных значениям утвержденных нормативов технологических потерь и потерь тепловой энергии с учетом аварийных утечек теплоносителя через поврежденную теплоизоляцию.
Таким образом, действующим законодательством и договором предусмотрена компенсация не только нормативных потерь, но и сверхнормативных, размер которых при отсутствии приборного учета, может быть определен пропорционально значениям утвержденных нормативов технологических потерь между смежными тепловыми сетями.
В соответствии с п. 3.1 договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в целях компенсации потерь от 01.01.2015 N 7S00-FA057/01-003/0040-2015 нормативные потери тепловой энергии, теплоносителя составляют процентное значение потерь к плановому отпуску тепловой энергии в сети ТСО, учтенные РЭК Свердловской области по утверждении для ТСО на очередной период тарифного регулирования соответствующего тарифа на оказание услуг по передаче тепловой энергии.
Иной порядок определения нормативных потерь в сетях ТСО (ответчика) договором не предусмотрен. Кроме этого, в приложении N 1 к договору согласован плановый (прогнозный) объем нормативных потерь тепловой энергии к отпуску в сеть, исходя из 10,06% от полезного отпуска, который учитывается при расчете сверхнормативных потерь.
Объем сверхнормативных потерь в сетях АО "УТС" рассчитан истцом в соответствии с пунктом 129 Правил N 1034.
Порядок определения потерь тепловой энергии, теплоносителя в целях компенсации, установленный разделом 3 договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в целях компенсации потерь N 7S00-FА057/01-003/0040-2015 от 01.01.2015, признан правильным Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20.04.2018 N Ф09-1217/18 по делу N А60-26803/2017.
В соответствии с п. 54 Правил утвержденных Постановлением Правительства N 808 от 08.08.2012 объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется единой теплоснабжающей организацией за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к ее тепловым сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии, или расчетным способом. На основании указанных данных единая теплоснабжающая организация представляет теплосетевой организации данные о величине потерь тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя N 1034 от 18.11.2013, теплосетевая организация обязана установить на границе балансовой принадлежности тепловых сетей прибор учета тепловой энергии, в 2012 году на границе балансовой принадлежности ЗАО "УТС" был установлен прибор коммерческого учета тепловой энергии, что подтверждено решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-26059/2012 от 28.11.2012, которым взысканы сверхнормативные потери с ЗАО "УТС" в пользу ООО "СТК", однако, в августе 2012 года прибор выведен из эксплуатации.
Объем тепловой энергии, поставленной потребителям в многоквартирные жилые дома, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, определен расчетным путем по нормативам потребления в соответствии с Правилами N 354, подтвержден материалами дела.
Истцом в обоснование заявленных требований в материалы дела представлены: расчет стоимости сверхнормативных потерь, копии ведомостей потребления тепловой энергии (полезный отпуск), копии расчетных ведомостей полезного отпуска тепловой энергии, копии ведомостей суточного отпуска теплоносителя и тепловой энергии с теплоисточников, расчеты полезного отпуска, копии карточек УКУТ и т.д. Согласно объяснениям истца, при расчете сверхнормативных потерь и нормативных потерь истцом учтен полезный отпуск - объем тепловой энергии, переданной конечным потребителям в 2017 году. Данный объем полезного отпуска учитывался в тепловом балансе зоны объединенной централизованной системы г. Екатеринбургу и подтвержден судебными решениями о взыскании задолженности в пользу АО "УТС" по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, в том числе за спорный период.
В силу пункта 115 Правил N 1034 при отсутствии в точках учета приборов учета или работы приборов учета более 15 суток расчетного периода определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период.
Нераспределенная тепловая энергия (сверхнормативные потери) распределяется теплоснабжающей организацией на всех потребителей, не имеющих приборов учета.
Согласно пункту 77 Методики N 99/пр распределение потерь тепловой энергии, теплоносителя между частями тепловой сети при отсутствии приборов учета на границах смежных частей тепловой сети производится расчетным путем. Расчет осуществляется на основе составления баланса передаваемой тепловой энергии по формуле, требующей величину нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя для смежных участков тепловых сетей.
Доказательств не соответствия расчета истца указанным положениям, в том числе доказательств иного объема полезного отпуска либо отсутствия каких-либо смежных сетевых организаций, подлежащих учету в расчете, не представлено (статья 65 АПК РФ), в связи с чем доводы ответчика в соответствующей части подлежат отклонению.
Само по себе проведение истцом корректировки объема полезного отпуска за переделами спорного периода о некорректности расчета истца не свидетельствует, такие действия истца закону и положениям договора не противоречат.
Кроме того, при наличии сомнений о соответствии расчетных значений потерь фактическим, теплосетевая организация вправе реализовать обязанность об установке коммерческого учета на границах своих тепловых сетей.
Обязанность ресурсоснабжающей организации по предоставлению данных по объемам тепловой энергии, вошедшей в сеть теплосетевой организации не предусмотрена ни договором, ни законодательством.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 808, ЕТО (ПАО "Т Плюс") определяет объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и представляет теплосетевой организации (АО "УТС") данные о величине потерь тепловой энергии и теплоносителя, т.е. ПАО "Т Плюс" действует в соответствии с законодательством, которым предусмотрена обязанность ЕТО предоставлять в теплосетевые организации подтверждение произведенных расчетов.
В соответствии с п. 4.2.2 договора ПАО "Т Плюс" направляло АО "УТС" ведомости полезного отпуска и расчет фактических потерь за спорный период по г. Верхняя Пышма (данные документы представлены в материалы дела), как указано ранее договором не предусмотрено направление РСО и представление иных документов в ТСО участвующих в расчетах сверхнормативных и нормативных потерь.
Доводы общества "УТС" о том, что истцом не учтены утечки в сетях третьих лиц и потери тепловой энергии, возникающие в бесхозяйных сетях, отклоняется судом как необоснованные и не подтвержденные документально. Отсутствие актов об утечках теплоносителя, не является основанием для отказа во взыскании стоимости сверхнормативных потерь, которые могут быть определены расчетным методом.
Доводы ответчика о необоснованности произведенного истцом расчета исходя из баланса тепловой энергии по всей объединенной системе центрального теплоснабжения, обоснованно отклонены судом первой инстанции, как и произведенный ответчиком расчет исходя из баланса по одному источнику теплоснабжения (СУГРЭС), поскольку согласно схеме теплоснабжения муниципального образования город Екатеринбург объединенная система теплоснабжения включает в себя восемь теплоисточников, работающих на общую сеть; потребители г. Верхняя Пышма получают тепловую энергию не от одного источника СУГРЭС, а от всех источников по магистралям М-1 и М-40. Доказательств, свидетельствующих об автономности системы теплоснабжения города Верхняя Пышма и возможности расчета баланса только от одного источника теплоснабжения, ответчиком не представлено. Наличие у ответчика статуса Единой теплоснабжающей организации в отношении потребителей города Верхняя Пышма не имеет правового значения для разрешения настоящего спора и не влияет на правоотношения ответчика, как теплосетевой организации, с поставщиком тепловой энергии.
Ответчик, ссылаясь на несоответствие представленного истцом расчета требованиям закона, не опроверг примененные истцом в расчете исходные данные и методику расчета, свой расчет, опровергающий полученные истцом значения, суду не представил (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При таких обстоятельствах, учитывая наличие установленной законом обязанности ответчика оплачивать компенсацию сверхнормативных потерь в принадлежащих ему сетях, отсутствие доказательств иной суммы долга, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Учитывая, что ответчиком допущена просрочка исполнения денежного обязательства, судом правомерно удовлетворено требование о взыскании пеней на основании статьи 15 Закона "О теплоснабжении". Расчет неустойки судом проверен и признан правильным, контррасчет ответчиком не представлен (статьи 9, 65 АПК РФ).
Доводы ответчика о необходимости привлечения АО "ЕТК" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, подлежат отклонению, поскольку из существа заявленных требований не следует, что решение по данному делу может повлиять на права и обязанности данного лица. Изложенные в апелляционной жалобе обстоятельства не являются основанием для привлечения к участию в настоящем деле третьего лица.
Таким образом, суд первой инстанции, с учетом характера требований истца и возражений ответчика против заявленного требования, верно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения настоящего спора (ч. 2 ст. 65 АПК РФ) и надлежаще оценил их с учетом представленных в дело доказательств (ст. 71 АПК РФ).
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, который принят на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу.
С учетом изложенного решение суда от 11.03.2019 является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 марта 2019 года по делу N А60-75191/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
О.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.