г. Самара |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А49-1243/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Засыпкиной Т.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 01.04.2019 по делу N А49-1243/2019 (судья Стрелкова Е.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области (ИНН 5836013690, ОГРН 1095836002680), г. Пенза,
к обществу с ограниченной ответственностью "Компас" (ИНН 5835123812, ОГРН 1175835008942), г. Пенза,
о взыскании штрафа в размере 4500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области (далее - истец, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Компас" (далее - ответчик, Общество) штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М - дополнительная) за сентябрь 2017 года в размере 4500 руб. на основании решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 05.06.2018 N 068S19180003470 по требованию от 13.07.2018 N 068S01180008856.
Определением от 07.02.2019 заявление Управления было принято к производству арбитражного суда и рассмотрено в порядке упрощённого судопроизводства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 01.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Пенсионный фонд подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает на то, что направлением в марте 2018 года дополняющей формы отчетности за сентябрь 2017 года страхователь не вносил изменения в индивидуальные сведения девяти застрахованных лиц, а тем самым представил их первоначально.
Податель жалобы считает, что к спорным отношениям не может быть применима правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в Определениях от 15.03.2018 N 306-КГ18-652, от 15.05.2018 N 306-КГ18-4681, от 21.05.2918 N 306-КГ18-5521, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, на которую ссылается суд первой инстанции, так как она основана на иных фактических обстоятельствах.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Общество с ограниченной ответственностью "Компас" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 01.06.2017 за основным государственным регистрационным номером 1175835008942.
Как следует из материалов дела, Общество представило в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исх.) за отчётный месяц сентябрь 2017 года 16.10.2017 на 1 застрахованное лицо. 12.03.2018 ответчик представил дополняющую форму о застрахованных лицах на 9 застрахованных лиц за сентябрь 2017, т.е. с нарушением установленного частью 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) срока.
Данное нарушение отражено Пенсионным фондом в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования от 24.04.2018 N 068S18180002926, который направлен Обществу заказным письмом 26.04.2018 (л.д. 13- 14).
По результатам рассмотрения материалов проверки ООО "Компас" решением Пенсионного фонда от 05.06.2018 N 068S19180003470 привлечено к ответственности, предусмотренной статьёй 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 4500 руб. Решение направлено в адрес ответчика заказной корреспонденцией 08.06.2018 (л.д. 10-12).
18.07.2018 Пенсионный фонд направил в адрес ответчика требование об уплате штрафа от 13.07.2018 N 068S01180008856 (л.д. 8-9).
Поскольку в добровольном порядке штраф ответчиком не был уплачен, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции исходил из следующего.
ООО "Компас" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее -Закон N 167-ФЗ), и в силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ обязано представлять в территориальные органы страховщика (органы Пенсионного фонда Российской Федерации) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с частью 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ плательщик страховых взносов обязан ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
За непредставление в установленный срок указанных выше сведений частью 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлена ответственность в виде финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Судом первой инстанции было установлено и материалами дела подтверждено, что ответчик представил в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исх.) на 1 застрахованное лицо за сентябрь 2017 года в установленный законом срок.
12.03.2018 ответчиком в Управление была подана форма СЗВ-М (доп) за сентябрь 2017 года на 9 застрахованных лиц, информация о которых в первоначальной форме отсутствовала.
Управление Пенсионного фонда, не учитывая положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ, которые наделяют страхователя правом, в том числе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом, привлекло ООО "Компас" к ответственности за нарушение сроков представления сведений в отношении девяти застрахованных лиц за сентябрь 2017 года.
Приказом Минтруда России от 21.12.16 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), которая определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, детях, а также сведений о других категориях физических лиц для открытия индивидуального лицевого счета с целью предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе: б) порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (подпункт "б" пункта 1); порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета (подпункт "в" пункта 1).
В соответствии с пунктом 37 Инструкции в редакции, действующей в период спорных правоотношений, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Согласно пункту 39 Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Суд первой инстанции правильно отметил, что ни Федеральный закон N 27-ФЗ, ни Инструкция не устанавливают сроков представления дополнительных и уточняющих сведений о застрахованных лицах при самостоятельном обнаружении ошибок.
Учитывая изложенное, а также правовую позицию, содержащуюся в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.03.2018 N 306-КГ18-652, от 15.05.2018 N 306-КГ18-4681, от 21.05.2918 N 306-КГ18-5521, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку первоначальные сведения в отношении 1 застрахованного лица за сентябрь 2017 года ООО "Компас" представило в установленные сроки, а впоследствии, самостоятельно обнаружив ошибку в представленных сведениях, подало дополнительные сведения на 9 застрахованных лиц за сентябрь 2017 года.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявления Пенсионного фонда о взыскании с ООО "Компас" штрафа в размере 4500 руб. 00 коп.
Довод подателя жалобы о том, что направлением в марте 2018 года дополняющей формы отчетности за сентябрь 2017 года страхователь не вносил изменения в индивидуальные сведения девяти застрахованных лиц, а тем самым представил их первоначально, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку данный факт не отрицается, а, наоборот, подчеркивается судом, что Общество самостоятельно выявило ошибку и направило сведения о застрахованных лицах в Пенсионный фонд.
Ссылку Управления на то, что суд неверно сослался на правовую позицию, изложенную Верховным Судом Российской Федерации в Определениях от 15.03.2018 N 306-КГ18-652, от 15.05.2018 N 306-КГ18-4681, от 21.05.2918 N 306-КГ18-5521, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, суд апелляционной инстанции отклоняет, так как в указанных судебных актах были рассмотрены и оценены аналогичные ситуации с применением положений Федерального закона N27-ФЗ и Инструкции N987н, которые допускают возможность страхователя дополнять и уточнять ранее переданные им сведения о застрахованных лицах.
Другие доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, а, следовательно, не влияют на законность принятого судебного акта. Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Пенсионного фонда - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 101, 110, 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 01.04.2019 по делу N А49-1243/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.