г. Хабаровск |
|
30 мая 2019 г. |
А37-2452/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Магаданской области
на решение от 26.02.2019
по делу N А37-2452/2018
Арбитражного суда Магаданской области,
принятое судьей Кушниренко А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Плюс" (ОГРН 1074910000901, ИНН 4909093916)
к государственной жилищной инспекции Магаданской области (ОГРН 1064910031097, ИНН 4909089797)
о признании незаконным и отмене предписания N 223/020 от 21.09.2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Плюс" (далее - ООО "Жилсервис-Плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания государственной жилищной инспекции Магаданской области (далее - инспекция, ГЖИ Магаданской области) N 223/020 от 21.09.2018.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А37-2452/2018.
Решением от 26.02.20.19 Арбитражный суд Магаданской области, с учетом заявленных уточнений, признал недействительным предписание ГЖИ Магаданской области N 223/020 от 21.09.2018 (в редакции приказа N 342 от 13.12.2018) в части периода перерасчёта платы за пользование лифтом собственникам квартир: 32; 33; 43; 45; 46; 48, превышающего период с 26.10.2017 по 26.09.2018 включительно, с учётом ранее проведённых ООО "Жилсервис-Плюс" перерасчётов; обязал инспекцию допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Жилсервис-Плюс". В остальной части заявленных требований отказано.
Полагая, что при принятии решения судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, инспекция обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению арбитражным судом апелляционной инстанции.
До начала судебного заседания от ГЖИ Магаданской области поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
ООО "Жилсервис-Плюс" осуществляет деятельность на основании лицензии N 4 серии 049-000005 от 27.04.2015 по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с реестром лицензий Магаданской области многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Магадан, улица Пролетарская, дом 42/1 находится в управлении ООО "ЖилсервисПлюс".
23.08.2018 в инспекцию из прокуратуры города Магадана поступило коллективное обращение жильцов дома 42/1 по улице Пролетарской в городе Магадане о проверке законности действий ООО "Жилсервис-Плюс" в части взимания платы за услуги пользования лифтом с жильцов второго подъезда указанного дома.
В период с 29.08.2018 по 21.09.2018 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Жилсервис-Плюс" с целью рассмотрения коллективного обращения о ненадлежащем исполнении управляющей организацией обязательств по договору управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: город Магадан, улица Пролетарская, дом 42, корпус 1 (неисправная работа лифта), по результатам которой составлен акт проверки N 627/020 от 21.09.2018.
В ходе проверки 03.09.2018 при участии представителя по доверенности ООО "Жилсервис-Плюс" И.О. Таран произведён осмотр лифта во втором подъезде (квартиры 29-55) МКД, и установлено, что при нажатии в кабине лифта на кнопки 3, 6, 7 лифт в движение не приходит. На 2-ом этаже кнопка вызова не работает.
В соответствии с представленным ООО "Жилсервис-Плюс" паспортом лифта М149л по результатам периодических технических освидетельствований лифта во втором подъезде данного МКД, 25.10.2017 эксплуатация лифта разрешается. Документы, подтверждающие период неисправности кнопок 3, 6, 7 в кабине лифта и кнопки вызова лифта на втором этаже данного дома, а также документы, подтверждающие принятие мер по устранению неисправности кнопок управляющей организацией не представлены.
В соответствии с пунктом 8.1 заключения 2015-10-020 ТУ (Л) от 27.10.2015 по результатам обследования лифта N М-149л по адресу: город Магадан, улица Пролетарская, дом 42/1, 2 подъезд, установлено, что состояние оборудования лифта, включая устройства безопасности лифта, допускает возможность дальнейшей эксплуатации лифта при условии, в том числе устранения дефектов, неисправностей, несоответствий, указанных в Таблице N 2 в установленные сроки.
Среди выявленных испытательным центром ЗАО "Национальная Лифтовая Компания" 27.10.2015 неисправностей установлены, в том числе следующие дефекты:
1. Не исключено самопроизвольное смещение грузов противовеса (рекомендуемый срок - устранить немедленно);
2. Зазоры между створками ДШ и обвязкой проёма 3:8 этажных площадок превышают 8 мм (рекомендуемый срок - до 26.11.2015);
3. Освещённость площадки перед входом в МП на уровне пола менее 50 лк (рекомендуемый срок - до 26.11.2015);
4. Дверь в МП не оборудована замком, отпираемым изнутри без ключа (рекомендуемый срок - до 26.11.2015);
5. Крышка люка в МП не оборудована замком, отпираемым изнутри без ключа (рекомендуемый срок - до 26.11.2015);
6. Освещённость в МП на уровне пола менее 50 лк (рекомендуемый срок - до 26.11.2015);
7. В режиме "Нормальная работа" лифт не ходит на "2; 4; 5; 6 этаж" по приказу и вызову (рекомендуемый срок - до 26.11.2015);
8. Не функционирует ЭП 2; 4; 5; 6 этажных площадок (рекомендуемый срок - до 26.11.2015);
9. Течь масла через сальниковые соединения редуктора лебёдки (рекомендуемый срок - до 26.11.2015).
Также, в указанном заключении от 27.10.2015, в целях обеспечения соответствия лифта требованиям технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" и взаимосвязанными с ним стандартами, владельцу лифта рекомендуется принять решение о проведении модернизации или замены лифта в срок до 15.02.2020.
Согласно акту периодического технического освидетельствования лифта от 25.10.2017 ЗАО "Национальная Лифтовая Компания", специалистом выявлены неисправности лифта М-149л, установленного в подъезде 2 дома 42/1 по улице Пролетарской в городе Магадане, в том числе:
1. Не закреплены грузы противовеса;
2. Зазор между створками ЛК и обвязкой более 8 мм;
3. Подход к МП (машинное помещение) не освещён;
4. Замок двери МП не соответствует ГОСТу;
5. Отсутствует запор у смотрового люка;
6. Течь масла редуктора лебёдки и др.
Также в ходе проверки Инспекцией выявлено следующее.
ООО "Жилсервис-Плюс" письмом N 211 от 30.06.2017 обратилось в Минстрой Магаданской области и в НКО "Фонд капитального ремонта Магаданской области" о рассмотрении вопроса об установлении необходимости проведения замены лифтового оборудования в рассматриваемом МКД в более ранние сроки по отношению к срокам (2031), установленным региональной программой и вынести заключение по итогам рассмотрения заявления об установлении необходимости проведения капитального ремонта в указанном доме.
В соответствии с предложением от 26.01.2018 НКО "Фонд капитального ремонта Магаданской области" о проведении капитального ремонта общего имущества в рассматриваемом доме собственникам помещений по указанному адресу, а также в соответствии с региональной программой "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области" на период по 2044 год", утверждённой постановлением Правительства Магаданской области N 455-пп от 29.05.2014 ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт по указанному адресу запланирован в 2018.
Согласно договору подряда N 1-КР-18 от 07.06.2018 НКО "Фонд капитального ремонта Магаданской области" поручил ООО "Мосрегионлифт" разработать проектную документацию по замене лифтового оборудования, проведению её государственной экспертизы (её сметной части) и по выполнению работ по замене лифтового оборудования в рассматриваемом доме. Срок начала работ: с даты заключения договора. Срок окончания строительно-монтажных работ: 30.11.2018.
Согласно пункту 3.4 договора подряда N 1-КР-18 от 07.06.2018 фактической датой окончания работ на объекте является дата подписания акта о приёмке в эксплуатацию комиссией законченных капитальным ремонтом элементов жилого здания всеми членами приёмочной комиссии.
Принимая во внимание, что с 27.10.2015 по настоящее время лифт по адресу: город Магадан, улица Пролетарская, дом 42/1 (2 подъезд) находится в неудовлетворительном техническом состоянии, подтверждённом заключением от 27.10.2015 и актом технического освидетельствования от 25.10.2017 ЗАО "Национальная Лифтовая Компания" и учитывая, что документы, подтверждающие принятие мер по устранению установленных неисправностей (дефектов) лифта управляющей организацией не представлены, ГЖИ по Магаданской области пришла к выводу, что ООО "Жилсервис-Плюс" допустило нарушения требований, установленных частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), частью 1 статьи 36 Федерального закона N 384- ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", подпунктом "а" пункта 2, подпунктами "а", "б" пункта 10, подпункта "з" пункта 11, 15, 16 Правил содержания общего имущества N 491, пунктов 20 и 22 Постановления Правительства Российской Федерации N 290; пункта 5.10.2, приложения N 2 МДК 2- 03.2003.
21.09.2018 инспекцией Обществу выдано предписание N 223/020 (с учётом последующих изменений) с требованием в срок не позднее 20.12.2018 провести перерасчёт платы за пользование лифтом собственникам помещений (квартир) дома 42/1 по улице Пролетарской, 2 подъезд в городе Магадане.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования (с учетом заявленных уточнений), суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 7 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491) собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации. Исходя из пункта 8 указанных Правил, заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 491 акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Согласно пункту 106 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354) сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.
Согласно пункту 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 290 от 03.04.2013 (далее - Минимальный перечень N 290) работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме входит техническое обслуживание и ремонт лифтов согласно пункту 22 данного перечня.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность лица, ответственного за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечить техническое обслуживание, ремонт лифтов, а также проведение аварийного обслуживания лифта (лифтов).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003 (далее - МДК 2-03.2003).
Согласно Приложению N 2 МДК 2-03.2003 "Предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования", неисправности лифта устраняются в срок не более 1 суток.
Согласно пункту 6 Правил N 491 в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими правилами.
Как следует из материалов дела, в ходе осмотра сотрудник инспекции установил, что "при нажатии на кнопки 3, 6, 7 в кабине лифта, лифт в движение не приходит. На 2 эт. кнопка вызова не работает". Каких-либо иных неисправностей и осмотров по проверке обращения жильцов МКД инспекция не устанавливала.
При этом Акт проверки N 627/020 от 21.09.2018 содержит указанные результаты осмотра 03.09.2018. Также указывается, что документы, подтверждающие период неисправности кнопок 3, 6, 7 в кабине лифта и кнопки вызова лифта на 2 этаже рассматриваемого МКД, а также документы, подтверждающие период неисправности кнопок управляющей организацией не представлены.
На странице 6 Акта проверки N 627/020 от 21.09.2018 инспекцией сделан вывод о том, что учитывая, что с 27.10.2015 по настоящее время лифт по адресу: г. Магадан, улица Пролетарская, дом 42/1, 2 подъезд, находится в состоянии, требующего капитального ремонта, а документы, подтверждающие период неисправности кнопок 3, 6, 7 в кабине лифта и кнопки вызова лифта на 2 этаже данного дома, а также документы, подтверждающие принятие мер по устранению исправности кнопок управляющей организацией не представлены, выявлены нарушения ООО "Жилсервис-Плюс" лицензионных требований. Управляющей организацией документы, подтверждающие проведение перерасчета за пользование лифтом по указанному адресу, 2 подъезд в неисправном состоянии за период с 27.10.2015 по настоящее время не представлены.
На странице 7 Акта проверки N 627/020 от 21.09.2018 инспекция фиксирует прилагаемые к акту документы: обращение N К-960/020 от 23.08.2018; распоряжение N 615/020 от 27.08.2018; акт осмотра от 03.09.2018; предписание N 223/020 от 21.09.2018. Каких-либо иных неисправностей и нарушений по проверке обращения жильцов МКД инспекция при проведении внеплановой проверки не устанавливала и в акте не фиксировала.
Из текста оспариваемого предписания N 223/020 от 21.09.2018 следует, что оно вынесено по фактам выявленных нарушений лицензионных требований при проведении проверки по материалам акта N 627/020 от 21.09.2018. Каких-либо иных неисправностей и нарушений по проверке обращения жильцов МКД инспекция при проведении внеплановой проверки не устанавливала и в оспариваемом предписании не фиксировала.
Вместе с тем, единственным установленным и вмененным нарушением Обществу является отсутствие перерасчета жильцам квартир, обратившихся с жалобой за период с 27.10.2015 до даты подписания акта о приемке лифта в эксплуатацию (30.11.2018).
В соответствии с заключением испытательного центра ЗАО "Национальная Лифтовая Компания" N 2015-10-020 ТУ (Л) от 27.10.2015 по результатам обследования лифта N М-149л по адресу: город Магадан, улица Пролетарская, дом 42/1, 2 подъезд, в пункте 14 Таблицы 2 на странице 8 заключения установлено, что в режиме "Нормальная работа" лифт не ходит на "2; 4; 5; 6 этаж" по приказу и вызову. Каких-либо нарушений в вызове лифта с 7/на 7 этаж в данном акте не установлено.
При этом, как установлено судом первой инстанции, Акты периодического технического освидетельствования рассматриваемого лифта от 28.10.2015, 18.10.2016 и 25.10.2017, составленные специалистом того же лица - ЗАО "Национальная Лифтовая Компания" не содержат рассматриваемых нарушений режима работы лифта в части нерабочих кнопок лифта на 2; 4; 5; 6; 7 этажах.
Кроме того, в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции Обществом были представлены документы, подтверждающие частичные перерасчеты жильцам квартир 45; 46 и 48. Однако, данные документы не запрашивались у управляющей компании и не исследовались инспекцией в процессе проведения внеплановой проверки, оспариваемое предписание вынесено без их учета.
С учетом того обстоятельства, что в период с 28.10.2015 до 25.10.2017 не установлено и документально не подтверждено наличие нерабочих кнопок рассматриваемого лифта на 2; 4; 5; 6; 7 этажах, обязанность Общества по перерасчету платы за лифт жильцам квартир 32; 33; 43; 45; 46; 48 в период с 27.10.2015 до 25.10.2017 в оспариваемом предписании правомерно признана судом первой инстанции недействительной.
Однако, ввиду отсутствия документально подтвержденных данных о работе кнопок лифта на этажах, где расположены квартиры 32; 33; 43; 45; 46; 48, в период с 26.10.2017 по 26.09.2018, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что предписание в части возложения на ООО "Жилсервис-Плюс" обязанности произвести по указанным квартирам перерасчет за вышеуказанный период, с учетом ранее проведенных перерасчетов, является законным и обоснованным.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 26.02.2019 по делу N А37-2452/2018 Арбитражного суда Магаданской области в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.