г. Тула |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А54-5341/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.05.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Дайнеко М.М.,
судей Заикиной Н.В. и Капустиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой Д.И.,
при участии от истца - Пономарева В.В. (доверенность от 14.01.2019, паспорт), в отсутствие иных лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.01.2019 по делу N А54-5341/2018, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческий центр "Паркет" (г. Рязань) к администрации города Рязани (г. Рязань) о признании недействительным пункта 3 постановления от 04.06.2018 N 2139 "О продаже в собственность ООО ПКЦ "Паркет" земельного участка с кадастровым номером 62:29:0010003:5" в части установления цены земельного участка в размере 1 583 196 руб. 30 коп. и об обязании внести изменения в пункт 3 постановления от 04.06.2018 N 2139 "О продаже в собственность ООО ПКЦ "Паркет" земельного участка с кадастровым номером 62:29:0010003:5" в части установления цены земельного участка в размере 515 199 руб. 85 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Производственнокоммерческий центр "Паркет" (далее - заявитель, общество, ООО ПКЦ "Паркет") обратились в арбитражный суд с заявлением к администрации города Рязани (далее - ответчик, администрация) о признании недействительным пункта 3 постановления от 04.06.2018 N 2139 "О продаже в собственность ООО ПКЦ "Паркет" земельного участка с кадастровым номером 62:29:0010003:5" в части установления цены земельного участка в размере 1 583 196 руб. 30 коп. и об обязании внести изменения в пункт 3 постановления от 04.06.2018 N 2139 "О продаже в собственность ООО ПКЦ "Паркет" земельного участка с кадастровым номером 62:29:0010003:5" в части установления цены земельного участка в размере 515 199 руб. 85 коп.
Решением суда области от 17.01.2019 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. По мнению ответчика, истцом не доказан факт приватизации принадлежащих ему объектов недвижимости из муниципальной собственности. Кроме того, указывает, что по смыслу положений Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правом на приобретение земельного участка по льготной цене (2,5 % кадастровой стоимости) обладает лицо, переоформившее право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды.
Представитель истца с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, решение просил оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ООО ПКЦ "Паркет" является собственником объектов недвижимости - здание, лит.А, назначение - складское, общей площадью 495,2 кв. м,; здание - трансформаторная подстанция, лит.Б., назначение - промышленное, общая площадь 13.3 кв.м.; нежилое помещение HI, лит.В., назначение - гаражное, общая площадь 672,4 кв.м., расположенные по адресу: г. Рязань, Прижелезнодорожная ул., 38а. Указанные объекты недвижимости вошли в уставный капитал ООО ПКЦ "Паркет".
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 62:29:0010003:5, государственная собственность на которые не разграничена, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения и эксплуатации производственных зданий, общая площадь - 12600 кв.м.
Указанный земельный участок передан ООО ПКЦ "Паркет" в пользование на основании договора аренды земельного участка N А 116-04 от 10.04.2004.
ООО ПКЦ "Паркет" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 62:29:0010003:5.
По результатам рассмотрения указанного заявления администрацией вынесено постановление от 04.06.2018 N 2139 о продаже в собственность ООО ПКЦ "Паркет" земельном участке с кадастровым номером 62:29:0010003:5.
Согласно пункту 3 указанного постановления цена земельного участка с кадастровым номером 62:29:0010003:5 составляет 1583196 руб. 30 коп. На основании данного постановления обществу направлен для подписания договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 62:29:0010003:5 от 04.06.2018 N 084-18, в котором цена земельного участка также указана в сумме 1 583 196 руб. 30 коп.
По мнению заявителя, цена земельного участка должна составлять 515 199 руб. 85 коп. в силу части 1 статьи 4.2 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 62-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области", так как объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, были приватизированы из областной собственности.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный 5 правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с ч.1 ст.198, ч.4 ст.200, ч.3 ст.201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в п.6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96г. N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. п. 1.1., 1.2. ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Согласно положениям ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" цена приобретения земельного участка устанавливается в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах численность населения менее 3 миллионов человек в том числе в следующих случаях:
- коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения и сооружения.
Земельный участок с кадастровым номером 62:29:0010003:5 относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Положениями ст. 4.2 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 62-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" установлены аналогичные случаи выкупа земельного участка по цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, из системного толкования положений ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ст. 4.2 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 62-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" следует, что одним из оснований для приобретения земельного участка в собственность по льготной цене (2,5% от кадастровой стоимости), является приобретение земельного участка коммерческой организацией, на котором расположены принадлежащее ей здания, сооружения, отчужденные из государственной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий. Любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановление ФАС Центрального округа от 15.02.2011 по делу N А14-7380/2010/198/4, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.07.2014 по делу N А43-22568/2013, Определение ВАС РФ от 23.06.2014 N ВАС-7456/14.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является, в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: здание, лит.А, назначение - складское, общей площадью 495,2 кв. м (кадастровый номер 62:29:0010003:44); здание - трансформаторная подстанция, лит.Б., назначение - промышленное, общая площадь 13.3 кв.м. (кадастровый номер 62:29:0010003:46); нежилое помещение HI, лит.В., назначение - гаражное, общая площадь 672,4 кв.м. (кадастровый номер 62:29:0010003:45), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 62:29:0010003:5., которые вошли в уставной капитал ООО ПКЦ "Паркет" в качестве вклада в уставной капитал из ранее приватизированного из областной собственности имущества АО "Рязаньоблтоп", созданного на базе предприятий объединения "Рязаньоблтопром", являющегося государственной собственностью Рязанской области в соответствии с Решением Рязанского областного Совета народных депутатов от 17.10.1991 (Приложение N 1).
Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела заявителем доказательствами: планом приватизации от 23.06.1994 Рязанского областного топливного акционерного общества открытого типа "Рязаньоблтоп", ответом Рязанского отделения АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 14.09.2018 N 62/01-713 с приложенными к нему документами, техническими паспортами на объекты недвижимости, актом обследования территории земельного участка от 05.09.1995, актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 30.12.1983, сличительными ведомостями результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей Гортобсбыт (преобразованного в филиал "Рязаньтоп" АООТ "Рязаньоблтоп"), показаниями свидетеля Панкрашкиной М.В., работавшей в Гортобсбыт, впоследствии в АООТ "Рязаньоблтоп" и ОАО "Рязаньоблтоп" бухгалтером).
Из ответа Рязанского отделения АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 14.09.2018 N 62/01-713 следует, что в Рязанском отделении филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Центральному федеральному округу учтены объекты капитального строительства: склад -Лит.А (кадастровый номер 62:29:0010003:44), трансформаторная подстанция-Лит.Б (кадастровый номер 62:29:0010003:46) и гараж - Лит.В (кадастровый номер 62:29:0010003:45) по адресу: г.Рязань, Прижелезнодорожная ул., 38а (инвентарный номер 19256). Адрес присвоен 27.02.2003 при технической инвентаризации по письму заявителя.
Из приложенной к ответу карты адресного реестра строений следует, что годы постройки: склад, Лит.А - 1994, трансформаторная подстанция, Лит.Б - 1980, гараж, Лит.В - 1983.
Доказательств, опровергающих доводы заявителя и представленные им доказательства, ответчиком в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах цена спорного земельного участка должна быть определена в размере 2,5 процента кадастровой стоимости.
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0010003:5 составляет 20 607 994,19 руб. Таким образом, выкупная цена участка составляет 515 199,85 руб. (20607994,19 руб. * 2,5%).
Таким образом, указание администрации в пункте 3 оспариваемого постановления от 04.06.2018 N 2139 размера выкупной цены 1 583 196,30 руб. является неправомерным, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы жалобы об отсутствии у истца права на приобретение земельного участка по льготной цене ввиду не переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании положений Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 62-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области"), поскольку факт приватизации объектов, расположенных на испрашиваемом земельном участке, из муниципальной собственности и приобретение земельного участка в собственность в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования являются двумя самостоятельными основаниями для приобретения земельных участков по льготной цене.
Ссылка заявителя на правовую позицию, изложенную в постановлении АС ЦО от 07.03.2017 N А08-1991/2016, отклоняется по изложенному выше основанию. В указанном споре право приобретение земельного участка по льготной цене обусловлено исключительно путем реализации переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды до 01.07.2012, в то время как в настоящем споре - приватизацией зданий из муниципальной собственности.
Кроме того, согласно положениям ч. 1, 2 ст. 3 и ч. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в срок до 01.07.2012 юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность.
Согласно положениям п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
С 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в настоящем случае с определением цены в размере 2,5% от кадастровой стоимости) в случаях:
- если в отношении данных земельных участков до 01.07.2012 осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды;
- такие земельные участки образованы из переоформленных с права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Вместе с тем, положения Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 62-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" такого основания для реализации права на выкуп земельного участка по цене, равной 2,5% кадастровой стоимости не содержат. В установленном законом порядке на момент подачи заявления и рассмотрения настоящего спора указанный нормативный акт, определяющий порядок и особенности выкупа земельных участков на территории Рязанской области, недействующим не признан.
Кроме того, спорный земельный участок образован из земельного участка ранее переданного правопредшественнику истца на праве аренды (договор аренды от 09.10.1995 N 843-А).
Таким образом, переоформление права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком до 01.07.2012 в порядке, установленном ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в данном случае не требовалось.
Доводы жалобы об отсутствии необходимой совокупности оснований для признания оспариваемого постановления незаконным (не нарушает прав и законные интересов заявителя в предпринимательской деятельности), подлежит отклонению как необоснованный. Неверное определение ответчиком выкупной стоимости земельных участков привело к необоснованному ее увеличению, что само по себе является нарушением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.01.2019 по делу N А54-5341/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.