г. Москва |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А41-89978/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Исаченковой А.А.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468 ОГРН 1125024004918)- представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ПАО "МОЭСК" (ИНН 5036065113, ОГРН 1057746555811) - Константинова О.П. представитель по доверенности от 23.05.18 г.;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН 7716642273, ОГРН 1097746296977)- представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на Арбитражного суда Московской области от 11 марта 2019 года по делу N А41-89978/18,, принятое судьей А.Б. Семёновой, по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ПАО "МОЭСК" об обязании, третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области Публичному акционерному обществу "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ПАО "МОЭСК") с требованиями: об обязании складировать заготовленную древесину в охранной зоне ВЛ-35 Ботино-Туголес в штабеля на открытом месте на расстоянии от прилегающего лиственного леса на 20 м, а от хвойного - 40 м на лесных участках, расположенных в квартале 36 выделах 34, 32, 27, 28, 29, 30, 25, 22, 26, 24, 19; в квартале 37 выделах 43, 44, 24, 26, 27, 29, 14, 15, 19, 20, 22; в квартале 34 выделах 45, 46, 53, 60, 56, 58, 59, 55, 11, 5, 2, 1; в квартале 50 выделах 6, 5, 25, 3, 22 (защитные леса, лесопарковые зоны) Кривандинского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенной в 500 восточнее д.Никитинская г.о.Шатура Московской области, об обязании очистить места складирования и противопожарные разрывы вокруг них от горючих материалов и отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м, (л.д. 3-5).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 марта 2019 года по делу N А41-89978/18 в удовлетворении иска отказано. (л.д. 113-115).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ПАО "МОЭСК" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как указал истец, 26.06.2018 при проведении патрулирования территории лесного фонда государственным лесным инспектором Московской области в Кривандинском участковом лесничестве Шатурского филиала ГКУ МО "Мособллес" в квартале 36 выделы 34, 32, 27, 28, 29, 30, 25, 22, 26, 24, 19, квартале 37 выделы 43, 44, 24, 26, 27, 29, 14, 15, 19, 20, 22, квартале 34 выделы 45, 46, 53, 60, 56, 58, 59, 55, 11, 5, 2, 1, квартале 50 выделы 6, 5, 25, 3, 22 (защитные леса, лесопарковые и лесохозяйственные зоны), 500 м восточнее д.Никитинская г.о.Шатура Московской области, выявлено, что просека ЛЭП ВЛ-35 кВ Ботино-Туголес 1,2 с отпайкой, принадлежащей ПАО "МОЭСК", проходящая по территории лесного массива Кривандинского участкового лесничества, в период пожароопасного сезона не свободна от горючих материалов, а именно: частично заросшая древесно-кустарниковой растительностью высотой до 3 м, оставлена на месте рубки древесина в хлыстах и сортиментах, а также неликвидная древесина в кучах.
Места складирования древесины не отделены от стены леса противопожарными минерализованными полосами шириной не менее 1,4 м., что свидетельствует о неисполнении предписания об устранении нарушения лесного законодательства от 17.05.2018 (административное дело от 17.05.2018 N 17- 151/2018), срок исполнения которого истек 25.06.2018 (л.д.27-31).
Указанные обстоятельства отражены в акте осмотра территории лесного участка от 26.06.2018, с приложением фотоматериалов с места осмотра.
Изложенные в акте от 26.06.2018 нарушения были выявлены 14.04.2017, квалифицированы как нарушение требований Лесного кодекса Российской Федерации, Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, в связи с чем Общество привлечено в установленном порядке к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ (л.д.55-57).
В связи с обнаружением признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, Комитетом выданы предписания об устранении ПАО "МОЭСК" нарушений лесного законодательства от 16.05.2017, от 15.08.2017, от 10.10.2017, от 15.12.2017, от 17.05.2018, которыми Обществу предписывалось устранить нарушения путем обеспечения содержания просеки ЛЭП ВЛ-35 кВ БотиноТуголес в пожаробезопасном состоянии и определить места складирования древесины противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Общество неоднократно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленные сроки предписаний Комитета.
В связи с тем, что требования предписаний об устранении нарушений лесного законодательства не исполнены, Комитет выставил и направил Обществу претензию от 14.08.2018 N Исх-1043/11 с требованиями о складировании заготовленной древесины в охранной зоне ВЛ-35 кВ Ботино-Туголес 1,2 с отпайкой в штабелях на открытом месте в соответствии с требованиями пунктов 21, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, а также об очистке от горючих материалов и отделении противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра мест складирования и противопожарных разрывов вокруг них (л.д.81-85).
Ссылаясь на то, что ПАО "МОЭСК" очистка лесного участка и складирование заготовленной древесины в соответствии с требованиями правил противопожарной безопасности в лесах не проведены, выданные в отношении Общества предписания об устранении нарушений лесного законодательства не выполнены,
Поскольку спор не удалось разрешить в досудебном порядке, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований требования, исходил из того, что по сути основанием для обращения Комитета в суд с рассматриваемым исковым заявлением послужило неисполнение Обществом выданных Комитетом в рамках исполнения административных функций предписаний и исчерпание предусмотренных КоАП РФ способов воздействия на ответчика с целью обеспечения соблюдения требований Правил N 417
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в связи со следующим..
Так, частью 1 статьи 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, которая осуществляется способами, установленными ст.12 ГК РФ, в частности путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом.
Каждое лицо, участвующее в деле, согласно ст.65 АПК РФ должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. В зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование).
Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии со статьей 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов; прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.
В соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации разработаны Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утв. Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила использования лесов).
Пунктом 9 правил использования лесов предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
В целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (п. 11 Правил использования лесов).
Согласно п. 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц. Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены
Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417).
Согласно пункту 16 Правил N 417 предусмотрено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В силу требований пункта 17 Правил N 417 при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона.
Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Пунктом 19 Правил N 417 предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства МО от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Пунктом 14.5 указанного Постановления предусмотрено, что Комитет в целях реализации полномочий имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
Между тем, заявитель не указал нормы права, позволяющие обращаться в суд с подобным требованием. Основанием для обращения в суд с настоящим заявлением послужило неисполнение предписаний и исчерпание предусмотренных КоАП РФ способов воздействия на ответчика.
В силу подп."з" п.8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394, должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанных в абз.1 и 2 п.3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Согласно п.12 ст.3 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в ч.2.1 3 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.
При этом, действующие законодательство не предоставляет заявителю права обращаться в суд с исками о понуждении исполнения выданных им предписаний, поскольку законодатель предоставил заявителю иной механизм воздействия на нарушителя.
Действующим законодательством установлены иные последствия неисполнения законно вынесенного предписания.
Так, административный орган наделен правом составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Административная ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, предусмотрена ст.19.5. КоАП РФ.
Таким образом, в случае неисполнения законно вынесенного предписания возникает не гражданско-правовая, а административно-правовая ответственность.
Указанная позиция сформулирована в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 15 декабря 2016 года по делу А40-42757/16.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований надлежит отказать.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 марта 2019 года по делу N А41-89978/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в сок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.