Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2019 г. N Ф04-4095/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А46-16987/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5267/2019) Администрации Центрального административного округа города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 21.03.2019 по делу N А46-16987/2018 (судья Долгалев Б.Г.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Верхоробина Валерия Дмитриевича (ИНН 550700514720, ОГРНИП 304550710100174)
к Администрации Центрального административного округа города Омска, Администрации города Омска,
при участии в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента имущественных отношений Администрации города, о понуждении заключить договор на размещение НТО,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Центрального административного округа города Омска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Верхоробина Валерия Дмитриевича - Литвинов Олег Иванович (паспорт, по доверенности N 55АА1914154 от 28.09.2018 сроком действия 5 лет);
от Департамента имущественных отношений Администрации города - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
индивидуальный предприниматель Верхоробин Валерий Дмитриевич (далее - ИП Верхоробин В.Д., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Центрального административного округа города Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо), в котором просит:
- обязать Администрацию города Омска внести в схему размещения нестационарных торговых объектов сведения о павильоне, расположенном по адресу г. Омск, улица Красных Зорь угол проспекта К. Маркса, дом 7 в 26 метров юго-западнее относительно здания с проспект К. Маркса, 7, под цели - организация горячего питания;
- обязать Администрацию Центрального административного округа г. Омска заключить с индивидуальным предпринимателем Верхоробиным Валерием Дмитриевичем в отношении объекта нестационарной торговли площадью 18 кв.м с адресом г. Омск, улица Красных Зорь угол К. Маркса, дом 7, в 26 метров юго-западнее относительно здания, расположенного по адресу проспект К. Маркса, 7, договор на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта;
- признать необоснованным извещение Администрации Центрального административного округа г. Омска от 20.09.2018 в части утраты истцом права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона, в т.ч. на предоставление компенсационного места в связи с пропуском срока обращения.
Определением Арбитражного суда Омской области от 22.11.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.03.2019 по делу N А46-16987/2018 заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным решение Администрации, выраженное в письме от 20.09.2018, в части отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона. Администрация обязана заключить с предпринимателем договор на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона с предоставлением компенсационного места (подпункт 2 пункта 24 постановления Администрации г. Омска от 23.12.2014 N 1812-п).
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 21.03.2019 по делу N А46-16987/2018 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что заявителем не представлены в материалы дела доказательства нарушения его прав и законных интересов письмом от 20.09.2018, поскольку на момент получения вышеуказанного письма действовал договор аренды N Д-Ц-21-10325, заключенный 11.11.2013 между Департаментом и предпринимателем; заявитель на законных основаниях занимал часть земельного участка с учетным номером части 5 из состава земельного участка с кадастровым номером 55:36:090107:1599, расположенный по адресу: г. Омск, просп. К. Маркса, д.7.
Администрация утверждает, что уведомление о расторжении договора аренды N Д-Ц-21-10325 в материалы дела не представлено, напротив, по состоянию на апрель 2019 года заявитель считает вышеуказанный договор действующим, заключенным на неопределенный срок и не собирается добровольно освобождать земельный участок с кадастровым номером 55:36:090107:1599, расположенный по адресу: город Омск, ул. К. Маркса, д. 7; Арбитражным судом Омской области рассмотрено дело N А46-5505/2019 о признании недействительным распоряжения от 12.03.2019 N 243 "О сносе самовольно размещенного движимого имущества".
Помимо прочего, в апелляционной жалобе отмечено, что за предоставлением именно компенсационного места предприниматель не обращался.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве ИП Верхоробин В.Д. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу указал, что в настоящее время действие договора аренды прекращено.
Заинтересованное лицо и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИП Верхоробина В.Д. с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды N Д-Ц-21-10325, заключенным между ИП Верхоробиным В.Д. и Департаментом, заявитель является арендатором нестационарного торгового объекта (НТО), расположенного по адресу: г. Омск, пр. К. Маркса, д. 7, с кадастровым номером 55:36:090107:1599. НТО был предоставлен для размещения павильона "Горячее питание" сроком до 10.10.2018.
20.08.2018 ИП Верхоробин В.Д. обратился в Администрацию с заявлением:
- о внесении в схему размещения НТО сведений о павильоне N 5 с кадастровым номером 55:36:090107:1599, площадью 18 кв.м, расположенного в 26 метров юго-западнее относительно здания с проспекта К. Маркса, 7, под цели - организация горячего питания;
- о заключении договора на размещение НТО согласно схеме размещения НТО на территории Центрального административного округа г.Омска без проведения аукциона.
Письмом от 20.09.2018 N Исх-ОТ-АФЦАО/13471348 Администрация, ссылаясь на подпункты 1, 2 пункта 24 постановления N 1812 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска", на уведомление об отказе в продлении договора аренды от 11.11.2013 N Д-Ц-21-10325, указала, что для заключения договора на размещение НТО по указанному предпринимателем адресу, последнему необходимо было обратиться в администрацию округа до 20.05.2018.
В связи с обращением по истечении указанного срока предпринимателю указано об утрате права на заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение НТО.
Кроме того, предпринимателю указано на его право обращения в администрацию округа с заявлением о включении в схему размещения НТО, утвержденную постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска".
Считая изложенный в письме от 20.09.2018 N Исх-ОТ-АФЦАО/13471348 отказ в согласовании во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов НТО, расположенного по адресу г. Омск, улица Красных Зорь угол проспекта К. Маркса, дом 7, незаконным, нарушающим права и законные интересы, предприниматель обратился в суд с соответствующим заявлением.
21.03.2019 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано заинтересованным лицом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, в числе прочих, отнесены создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 10 части 1 статьи 14, пункт 18 статьи 15, статья 15.1, подпункт 15 пункта 1 статьи 16, глава 8 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
В соответствии с Решением Омского городского Совета от 20.05.2015 N 342 "О внесении изменений в отдельные Решения Омского городского Совета" полномочия по заключению договоров на размещение нестационарных торговых объектов переданы Администрациям административных округов города Омска.
Таким образом, Администрация Центрального административного округа города Омска является территориальным структурным подразделением Администрации города Омска, соответственно является полномочным органом по заключению договоров на размещение нестационарных торговых объектов, и осуществляет свою деятельность на основании Положения об администрации Октябрьского административного округа города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 421.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Постановлением администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" утверждена схема размещения объектов - указаны адресные ориентиры и площадь НТО.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, предусматривающий, что размещение таких торговых объектов на территории города Омска производится в соответствии с утвержденной администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города, утвержден постановлением администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п, вступившим в силу с 01.01.2015.
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения НТО утвержден приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 N 28 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок разработки схем).
Органами, уполномоченными на размещение НТО на территории города Омска, решением Омского городского Совета от 20.05.2015 N 342 "О внесении изменений в отдельные решения Омского городского Совета" определены администрации административных округов города Омска.
В соответствии с пунктом 18 Порядка размещения НТО не допускается включать в схему размещения НТО места размещения в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта) с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Нестационарный торговый объект ИП Верхоробина В.Д. находится в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:090107:1599.
Как следует из предоставленного в материалы дела скриншота публичной кадастровой карты, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне ИТ-2 - зона городского наземного транспорта. Кроме того, расположение означенного земельного участка в зоне ИТ-2 подтверждается протоколом заседания комиссии администрации округа от 18.09.2018, письмом Департамента архитектуры и градостроительств Администрации города Омска от 26.02.2019.
Зона городского наземного транспорта (ИТ-2) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (автомобилей, трамваев, троллейбусов) и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов (статья 49 решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ горд Омск Омской области"). Таким образом, объекты торговли для территориальной зоны ИТ-2 являются запрещенным видом использования.
Поскольку, павильон, принадлежащий ИП Верхоробину В.Д., расположен в границах отвода дороги, оснований для включения спорного павильона в схему размещения НТО не имеется, о чем было сообщено предпринимателю Администрацией письмом от 05.12.2017 на обращение от 08.11.2017.
Вместе с тем согласно пункту 24 постановления администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов, обладающих статусом индивидуального предпринимателя или юридического лица, в следующих случаях:
1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) предоставления компенсационного места.
Согласно пункту 25 Порядка размещения НТО компенсационное место для размещения нестационарного торгового объекта предоставляется в соответствии с Порядком предоставления компенсационного места на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска согласно приложению N 4 к настоящему Порядку в случаях:
1) если нестационарный торговый объект, владелец которого имеет действующий договор аренды земельного участка, размещен в местах, не установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) если нестационарный торговый объект попадает в зону проведения работ по ремонту, реконструкции, строительства линейных объектов, благоустройства территорий, строительства капитальных объектов, повлекших необходимость переноса нестационарного торгового объекта.
Суд первой инстанции, принимая во внимание изложенные выше нормы и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства, удовлетворил заявленные требования, придя к выводу, что договор аренды N Д-Ц-21-10325 является действующим, поскольку действий по реализации статей 450, 451-453 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленных на расторжение договора аренды N Д-Ц-21-10325, департаментом не предпринималось, в связи с чем обстоятельства, предусмотренные пунктом 25 Порядка размещения НТО, при которых Администрация обязана предоставить компенсационное место размещения НТО, имеются.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что извещение Администрации Центрального административного округа г. Омска от 20.09.2018 в части утраты истцом права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона не нарушает прав заявителя со ссылкой на то, что договор аренды N Д-Ц-21-10325 не был расторгнут.
Вопреки позиции подателя апелляционной жалобы, означенное извещение, по сути, выражается отказ Администрации от заключения договора аренды на новый срок, что безоговорочно влияет на права предпринимателя при осуществлении им экономической деятельности. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что срок действия договора аренды N Д-Ц-21-10325 истек, что подтверждается фактами принятии распоряжения Администрации от 12.03.2019 N 243 "О сносе самовольно размещенного движимого имущества" (обжалуется в рамках в дела N А46-5505/2019), а также прекращения начислений арендной платы, о чем указано в отзыве Департамента на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции также отклоняется довод Администрации о неправомерности выводов решения суда в части возложения на заинтересованное лицо обязанности заключить с ИП Верхоробиным В.Д. договор на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона с предоставлением компенсационного места со ссылкой на отсутствие заявления Верхоробина о предоставлении такого места как противоречащий положениям Порядка предоставления компенсационного места.
Постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" определено, что основными целями являются:
- упорядочение размещения нестационарных торговых объектов, владельцы которых имеют действующие договоры аренды земельных участков или договоры на размещение нестационарного торгового объекта;
- сохранение предпринимательской деятельности владельцев нестационарных торговых объектов.
Согласно пункту 3 Порядка предоставления компенсационного места предоставление компенсационного места на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется уполномоченным органом в случаях, предусмотренных пунктом 25 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Названным положением обязательное предоставление заявления о предоставлении компенсационного места не предусмотрено, ввиду чего в случае возникновения ситуаций, предусмотренных пунктом 25 Порядка размещения нестационарных торговых объектов, при рассмотрении заявлений о предоставлении места для размещения НТО, уполномоченный орган должен предоставлять компенсационное место по первоначальному заявлению.
Направление в уполномоченный орган владельцем нестационарного торгового объекта заявления о предоставлении компенсационного места для размещения нестационарного торгового объекта предусмотрено пунктом 4 Порядка предоставления компенсационного места в случае наличия уведомления о расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта, договора аренды земельного участка, что отсутствует в рассматриваемом случае.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия полагает законным и обоснованным решение Арбитражного суда Омской области от 21.03.2019 по делу N А46-16987/2018, которым заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции не разрешает вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе, поскольку ее податель не платил государственную пошлину в силу освобождения на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 21.03.2019 по делу N А46-16987/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.