Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 августа 2019 г. N Ф08-6861/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
29 мая 2019 г. |
дело N А32-2795/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Семченковой Ю.М. по доверенности от 19.12.2018, заинтересованного лица Чаева Д.И. по доверенности от 10.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Джи Эн Эс Тракинг" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2019 по делу N А32-2795/2019 (судья Чесноков А.А.) по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Джи Эн Эс Тракинг" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ООО "Джи Эн Эс Тракинг" (далее - заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2019 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, общество обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить.
Апеллянт указывает, что требования, определенные пунктом 2.1 и абзацем вторым пункта 2.2 Требований, не распространяются на перевозки по территории Российской Федерации импортной продукции автомобильным транспортом в танк-контейнерах.
Управление с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям из реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ООО "Джи Эн Эс Тракинг" имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозке этилового спирта (в том числе денатурата) от 12.09.2018 N 23ТСЭ0008027, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Срок действия лицензии до 16.10.2023.
С 19.11.2018 по 14.12.2018 на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 15.11.2018 N 1013 проведена внеплановая документарная проверка ООО "Джи Эн Эс Тракинг" на предмет выявление фактов нарушения лицензионных требований в результате анализа информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе, других информационных системах, анализа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, анализа документов, полученных в результате проведения мероприятий государственного контроля (надзора), а именно установление фактов перевозки этилового спирта автомобильным транспортом без передачи данных о перемещении такого автомобильного транспорта по территории Российской Федерации, в том числе данных о его текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в Автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации за период 4 квартал 2013 г. (с 16.10.2013), 2014, 2015, 2016, 2017 год, 1, 2 и 3 кварталы 2018 года.
При проведении проверки административным органом установлено, что обществом в период с 16.10.2013 по 19.11.2018 не зафиксированы сведения, содержащиеся в уведомлениях о перевозках этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, превышающем 200 декалитров в год, т.е. организацией не ведется учет объема перевозок в ЕГАИС. Кроме того, ООО "Джи Эн Эс Тракинг" не подключено к АСКП и как следствие организацией не осуществляется передача установленных данных.
По результатам проверки составлен акт от 14.12.2018 N у3-а1128/09 (лист дела об административном правонарушении 82-77).
По признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, административным органом в отношении ООО "Джи Эн Эс Тракинг" и в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя общества 10.01.2019 составлен протокол N 09-23-19/6.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены в арбитражный суд для рассмотрения по существу.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ установлена ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 5 указанного Закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся, в том числе утверждение технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу части 2 статьи 1 закона действие настоящего Закона N 171-ФЗ распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), и на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ, такой вид деятельности как закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.
В соответствии с первым абзацем пункта 2.2 Приказа Росалкогольрегулирования от 07.09.2012 N 256 "О Требованиях к транспортным средствам и оборудованию для учета объема перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, в части автомобильного транспорта" (далее - Приказа Росалкогольрегулирования от 07.09.2012 N 256) автомобильный транспорт помимо оборудования для учета объема перевозок продукции должен быть оснащен специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении такого автомобильного транспорта на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации (далее - технические средства).
Программные средства АСКП, устанавливаемая автоматическая система контроля перевозок в технические средства организаций-перевозчиков, включающая в себя специальные технические средства регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу навигационных данных о перемещении автотранспортных средств на территории Российской Федерации, предоставляются Организации на основании заявления о готовности к установке АСКП в технические средства.
Подробное описание, сроки и порядок взаимодействия Организации и Росалкогольрегулирования при подключении к ФГИС АСКП, в том числе форма заявления о готовности к установке АСКП в технические средства, содержатся в Методических рекомендациях по предоставлению организациям, осуществляющим перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции на территории Российской Федерации, автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации для фиксации данных в автоматическом режиме (с использованием спутниковых навигационных систем) о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок автомобильного транспортного средства (далее - Методические рекомендации), расположенных на официальном сайте Росалкогольрегулирования в разделе "АСКП" (http://www.fsrar.ru/askp/podkljuchenie_k_sisteme_askp).
С учетом положений первого абзаца пункта 2.2 Приказа Росалкогольрегулирования от 07.09.2012 N 256 в вышеуказанном заявлении в разделе "Сведения о регистрационном знаке цистерны (емкости) или автомототранспортного средства, прицепа; заводском номере контроллеров, imei; наименовании и cерийных номерах расходомеров" столбцы "Номер и imei контроллера (АСКП)" и "Номер и imei контроллера (ЕГАИС)" обязательны для заполнения.
25.10.2013 ООО "Джи Эн Эс Тракинг" в адрес управления было подано заявление от 25.10.2013 б/н о готовности к установке программных средств ЕГАИС, по результатам рассмотрения которого в адрес организации было направлено уведомление от 30.10.2013 N у3-14590/05-15 о необходимости установки программных средств организации в технические средства организации.
Также ООО "Джи Эн Эс Тракинг" в адрес управления было подано заявление от 19.11.2013 б/н (вх. от 20.11.2013 N с3-7656) о готовности к подключению технических средств ЕГАИС, в связи с чем в адрес организации было направлено соответствующее уведомление. Дополнительно в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка управлением направлено письмо на формирование файла регистрации заявителя, который представляет собой электронный файл, содержащий необходимые данные для активации программных средств ЕГАИС.
Таким образом, ООО "Джи Эн Эс Тракинг" было подключено к ЕГАИС.
ООО "Джи Эн Эс Тракинг" в адрес управления было подано заявление от 26.01.2014 б/н (вх. от 29.01.2014 N с3-335) о готовности к установке автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации. По результатам его рассмотрения, данное заявление было возвращено организации, в соответствии с пунктом 3.2 Методических рекомендаций, поскольку в поданном заявлении указаны сведения, не соответствующие сведениям из государственного сводного реестра лицензий, а также отражены не в полном объеме необходимые сведения о технических средствах регистрации (imei)).
Повторно заявление ООО "Джи Эн Эс Тракинг" о готовности к установке автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации в адрес управления подано не было.
Таким образом, по состоянию на 14.12.2018 ООО "Джи Эн Эс Тракинг" не подключено к АСКП.
В соответствии с пунктом 12 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются только организацией, имеющей в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении транспортные средства и оборудование для учета объема перевозок такой продукции, соответствующие требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 12 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459, организации, использующие оборудование для учета объема перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, превышающем 200 декалитров в год, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 14, 15, 18, 20, 27, 28 и 30 пункта 6 настоящих Правил.
Согласно сведениям из информационной системы ЕГАИС "Уведомления о перевозке" ООО "Джи Эн Эс Тракинг" в период с 16.10.2013 по 19.11.2018 не зафиксированы сведения, содержащиеся в уведомлениях о перевозках этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, превышающем 200 декалитров в год.
Таким образом, обществом не ведется учет объема перевозок в ЕГАИС.
Первичное уведомление от 30.11.2018 N 151 о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции направлено и зафиксировано организацией в ЕГАИС 05.12.2018 (номер в ЕГАИС - 32365000002461633).
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 171-ФЗ перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемые автомобильным транспортом и железнодорожным подвижным составом, допускаются только при условии оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении таких транспортных средств по территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
Правила ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.07.2012 N 688.
Согласно пункту 7 Правил в процессе перевозки продукции организации-перевозчики посредством использования технических средств регистрации обеспечивают передачу в АСКП по каждому автотранспортному средству, используемому для перевозки продукции, следующей информации:
а) пройденный маршрут перевозки продукции (координатно-временное определение местонахождения);
б) время и место стоянок автотранспортного средства (местоположение в конкретное время);
в) дата и время начала и окончания перевозки продукции;
г) адрес места начала перевозки (загрузки) продукции и адрес места доставки (выгрузки) продукции.
Согласно сведениям из информационной системы АСКП "Организации" ООО "Джи Эн Эс Тракинг" по состоянию на дату составления протокола об административном правонарушении не подключено к АСКП, в связи с чем обществом не осуществляется передача установленных данных.
Таким образом, ООО "Джи Эн Эс Тракинг" в период с 4 квартала 2013 года (с 16.10.2013), 2014, 2015, 2016, 2017 год, 1, 2 и 3 кварталы 2018 года осуществляло деятельность по перевозке этилового спирта (в том числе денатурата) с нарушением требований, установленных пунктом 3 статьи 9, пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ. Следовательно, общество допустило нарушение лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Согласно части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 150 000 руб. с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у общества имелась реальная возможность для соблюдения норм Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", однако оно не приняло все зависящие от него меры по их исполнению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в деянии общества события и состава вмененного ему правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным органом не учтено, что требования, определенные пунктом 2.1 и абзацем вторым пункта 2.2 Требований, не распространяются на перевозки по территории Российской Федерации импортной продукции автомобильным транспортом в танк-контейнерах, отклоняется судебной коллегией как не соответствующий материалам дела, а именно: товарно-транспортной накладной (т. 1 стр. 142-144), Акту N 2-С (т. 1 стр. 149), из которых следует, что спирт перевозился в цистернах.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
На момент принятия судом первой инстанции решения о привлечении общества к административной ответственности срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Размер назначенного обществу административного наказания определен в пределах санкции части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерен его тяжести.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2019 по делу N А32-2795/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.