Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 сентября 2019 г. N Ф05-15593/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А40-236696/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А. Чеботаревой, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Смоленской таможни, Центрального таможенного управления
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2019 по делу N А40-236696/18, принятое судьей С.О. Ласкиной,
по заявлению ООО "Подравка" (ОГРН 1147746830758, ИНН 7724929431)
к 1) Центральному таможенному управлению; 2) Смоленской таможне
о признании незаконными решений, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
при участии:
от заявителя: Шагидевич И.А. по дов. от 27.09.2018
от соответчиков: 1.Мамочкина Ю.М. по дов. от 26.12.2018; 2. Варлыгина Т.В. по дов. от 14.02.2019, Сологубова Е.Г. по дов. от 14.02.2019;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Подравка" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Центральному таможенному управлению, Смоленской таможне (далее - Заинтересованные лица, ответчики) о признании недействительными решений Смоленской таможни по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС от 11.05.2018 N N РКТ10113000-18/000219, РКТ-10113000-18/000220, РКТ-10113000-18/000225, РКТ-10113000-18/000227, РКТ-10113000-18/000230, РКТ-10113000-18/000233 и от 14.06.2018 NN РКТ10113000-18/000302, РКТ-10113000-18/000301, РКТ-10113000-18/000299, РКТ-10113000-18/000306, а так же решений Центрального таможенного управления от 09.07.2018 г. N 83-13/52 и от 13.08.2018 г. N 83-13/65, вынесенных по жалобам Общества, об обязании Смоленскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 25.02.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Смоленская таможня и Центральное таможенное управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
ООО "Подравка" считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из обстоятельств дела, ООО "Подравка" во исполнение контракта от 03.12.2014 N 01-03/12/14, заключенного с PODRAVKA Inc. (Хорватия), по декларациям на товары N 10113093/100815/0007281, 10113093/080915/0008103, 10113093/100915/0008173, 10113093/090216/0000648, 10113110/261216/0094721, 10113110/160117/0002558, 10113110/150517/0057656, 10113110/010617/0066709, 10113110/040917/0115673, 10113110/201117/0157264 ввезло на территорию Евразийского экономического союза товар, поименованный им как "Сухие картофельные хлопья для приготовления пюре: Mashed potato with milk 130G, сухое картофельное пюре с молоком, состав: картофель 89%, сухое обезжиренное молоко 10%, эмульгатор (моно- и диглицериды жирных кислот), стабилизаторы (лимонная кислота или аскорбилпальмитат, пирофосфаты), консерванты (сульфит натрия, гидросульфит натрия...) - Производитель: PODRAVKALAGRIS A.S., товарный знак: PODRAVKA".
В графе 33 указанных ДТ декларантом заявлен код товаров ТН ВЭД ЕАЭС - 1105 20 000 0 ("Мука тонкого и грубого помола, порошок, хлопья, гранулы картофельные: -хлопья и гранулы").
Таможенным органом классификационный код подтвержден, товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
В 2018 году Смоленской таможней проведен таможенный контроль товаров после выпуска, по результатам которого таможенным органом рассматриваемые товары классифицированы в подсубпозиции 2005 20 800 0 ТН ВЭД ЕАЭС ("Овощи прочие, приготовленные или консервированные, без добавления уксуса или уксусной кислоты, незамороженные, кроме продуктов товарной позиции 2006: - картофель: -- прочий: --- прочий").
Таможенным органом приняты решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС от 11.05.2018 N N РКТ-10113000-18/00219, РКТ-10113000-18/00220, РКТ-10113000- 18/00225, РКТ-10113000-18/00227, РКТ-10113000-18/00230, РКТ-10113000-18/00233, от 14.06.2018 NN РКТ-10113000-18/00229, РКТ-10113000-18/00301, РКТ-10113000-18/00302, РКТ-10113000-18/00306, которые послужили основанием для доначисления декларанту таможенных платежей.
Не согласившись с вышеуказанными решениями таможенного органа, Общество обратилось с жалобами от 05.06.2018 N 19-06/2018, от 10.07.2018 N 30-07/2018 в Центральное таможенное управление.
Решениями от 09.07.2018 N 83-13/52 и от 13.08.2018 N 83-13/65 Центральное таможенное управление признало правомерными решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, вынесенные Смоленской таможней.
Полагая, что вышеуказанные решения, не соответствуют закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Подравка" обратилось в суд.
Арбитражный суд г.Москвы, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, пояснениями к спорным товарным позициям ТН ВЭД и исходил из того, что ввезенный Обществом товар обладает всеми идентификационными признаками, позволяющими отнести его к товарной позиции 1105.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно пункту 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего в период декларировния) товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
В силу статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) под таможенным декларированием понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Согласно пункту 2 статьи 181 ТК ТС, в декларации на товары указываются, в том числе следующие основные сведения, сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по ТН ВЭД ЕАЭС; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость; а также сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с ТК ТС.
В соответствии со статьей 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Аналогичные правила содержала статья 106 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ.
На момент вынесения оспариваемых решений аналогичные правила содержатся в статье 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В силу подпункта 1 пункта 2 указанной статьи таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров.
При этом, в силу пункта 4 статьи 20 ТК ЕАЭС коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
В соответствии со статьей 19 ТК ЕАЭС Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией и имеет Пояснения, которые также принимаются Комиссией.
Классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется в соответствии с Основными правилам интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ), утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
Согласно пункту 6 Решения Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 "О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров" ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
ОПИ 1 применяется в первую очередь;
ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ1;
ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;
ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 2б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а.
При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ 3в - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б.
В соответствии с ОПИ N 1 классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с ОПИ NN 2, 3, 4, 5 ТН ВЭД.
Согласно ОПИ 3 в случае, если в силу ОПИ 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
Согласно ОПИ 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых ОПИ N 1-5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей ОПИ также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре. Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с пояснениями к товарной позиции 1105 ТН ВЭД в данную товарную позицию включается сушеный картофель, представленный в виде муки тонкого и грубого помола, порошка, хлопьев, гранул. Мука тонкого и грубого помола, порошок, хлопья и гранулы данной товарной позиции могут быть получены путем варки на пару и растирания свежего картофеля и последующей сушки получившейся массы или до муки тонкого помола, порошка, или гранул, или тонких лент, которые затем разрезаются на мелкие хлопья. Гранулы данной товарной позиции обычно получают путем агломерации муки тонкого и грубого помола, порошка или кусочков картофеля. Продукты данной товарной позиции могут быть улучшены добавлением очень незначительных количеств антиокислителей, эмульгаторов или витаминов.
Однако в данную товарную позицию не включаются продукты, которые в результате добавления других веществ приобрели свойства готовых картофельных продуктов.
В данную товарную позицию также не включаются:
(а) картофель после обычной сушки, обезвоживания или выпаривания, но не подвергнутый дальнейшей обработке (товарная позиция 0712);
(б) картофельный крахмал (товарная позиция 1108);
(в) заменители тапиоки, приготовленные из картофельного крахмала (товарная позиция 1903).
Как верно указал суд, изложенное позволяет сделать вывод о том, что основными идентификационными признаками товара, подлежащего включению в данную товарную позицию, являются:
- определенный процесс изготовления сушеного картофеля;
- возможное наличие включений: антиокислителей, эмульгаторов или витаминов;
- товар на момент осуществления классификации не приобрел свойства готового картофельного продукта.
Из обстоятельств дела следует, что товар, ввезенный Обществом, согласно упаковке и декларациям о соответствии поименован как "картофельное пюре", "картофельное пюре с молоком". В составе картофельного пюре указан картофель (хлопья) не менее 96%; в составе картофельного пюре с молоком указан картофель (гранулы) не менее 91 %. Товар имеет в своем составе также незначительное число добавок (включений).
Согласно описанному производителем процессу производства спорного товара производственный процесс включает в себя следующие стадии: чистки, варки, измельчения картофеля с последующей грануляцией (формирования жгутов диаметром до 2 мм и длиной до 40 мм., которые затем сушатся и дробятся на гранулы), расфасовка.
Согласно информации, представленной производителем товара, данный товар не является готовым продуктом. Товар нуждается в приготовлении. Товар приобретает свойство готового продукта только после его приготовления, которое происходит непосредственно у конечного потребителя данного продукта.
Указанный процесс изготовления картофельных гранул соответствует описанному в пояснении к товарной позиции 1105 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, исходя из текста товарной позиции 1105 ТН ВЭД и пояснений к ней, суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорный товар обладает всеми идентификационными признакам, позволяющими отнести его к товарной позиции 1105, и он подлежит классификации в подсубпозиции 1105 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Смоленская таможня и Центральное таможенное управление, выражая несогласие с судебным актом, настаивают на законности своих решений о квалификации спорного товара в соответствии с товарной позицией 2005 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно указанной товарной позиции к ней относятся овощи прочие, приготовленные или консервированные, без добавления уксуса или уксусной кислоты, незамороженные, кроме продуктов товарной позиции 2006.
В соответствии с пояснениями к указанной товарной позиции, которые обоснованно приняты во внимание судом, продукты (кроме овощей, приготовленных или консервированных с добавлением уксуса или уксусной кислоты и относящихся к товарной позиции 2001, замороженных овощей товарной позиции 2004 и овощей, консервированных с помощью сахара товарной позиции 2006) включаются в данную товарную позицию в тех случаях, когда они приготовлены или консервированы способами, не предусмотренными в группе 07 или 11.
Вместе с тем, как верно указал суд, в рассматриваемом случае классифицируемый товар изготовлен способами: варки, сушки и последующей агломерации. Данные способы поименованы в группе 11 ТН ВЭД (товарная позиция 1105). Указанное обстоятельство исключает квалификацию товара по товарной позиции 2005 ТН ВЭД ЕАЭС.
В пояснениях к товарной позиции 2005 ТН ВЭД ЕАЭС также поименованы примеры готовых продуктов, которые подлежат включению в данную товарную позицию. Однако они не аналогичны спорному товару, поскольку в отличие от указанных, спорный товар не является готовым продуктом.
Доводы апелляционных жалоб о том, что соль и молоко, используемое для приготовления товара, не могут рассматриваться как добавки, разрешенные в товарной позиции 1105 ТН ВЭД ЕАЭС, были рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой апелляционный суд соглашается.
Суд обоснованно указал, что соль и молоко представляют собой включения того же порядка, что и добавки, поименованные в пояснениях к товарной позиции 1105 ТН ВЭД ЕАЭС.
Кроме того, суд правомерно принял во внимание ОПИ N 3б, согласно которым смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
В данном случае, как верно указал суд, товар является смесью веществ (картофельные хлопья (гранулы) с добавлением обезжиренного молока, соли, ароматизатора, эмульгатора (Е471), стабилизатора (Е4501), консерванта (Е223), антиокислителя (ЕЗЗО), красителя (Е100)), основное свойство которому придают сухие картофельные хлопья (гранулы).
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что в соответствии с ОПИ N 3б спорный товар подлежит классификации в подсубпозиции 1105 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.02.2019 по делу N А40-236696/18 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.