Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 сентября 2019 г. N Ф05-11808/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А40-114766/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
И.В. Бекетовой, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2019, принятое судьей Нагорной А.Н., по делу N А40-114766/18 (75-2503)
по заявлению Союза работодателей Общероссийское агропромышленное объединение работодателей "Агропромышленный союз России"
к 1) Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по г. Москве, 2) Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве, 3) государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области
о признании незаконными решения, действий,
при участии:
от заявителя: |
Успенская Е.О. по дов. от 09.01.2019; |
от ответчиков: |
1) Елизарова В.Ю. по дов. от 09.01.2019; 2) Комарова Е.В. по дов. от 14.01.2019; 3) не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
Союз работодателей Общероссийское агропромышленное объединение работодателей "Агропромышленный союз России" (далее - союз) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области (далее также - пенсионный фонд, ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области) от 18.12.2018 г. N 087F07180020034 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в размере 4 797,52 руб., принятого по заявлению от 03.09.2018 г. N 617 (087F02180020039), признании незаконными действий пенсионного фонда и Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по г. Москве (далее также - Инспекция, налоговый орган, ИФНС России N 8 по г. Москве), выразившихся в нарушении установленных сроков принятия решений по возврату излишне взысканных страховых взносов и пеней в размере 216 212,08 руб., возложении на пенсионный фонд и инспекцию обязанности устранить допущенные нарушения и вернуть излишне взысканные страховые взносы в сумме 4 797,52 руб., а также о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее также - Управление), выразившихся в несвоевременном принятии решения по жалобе от 14.02.2018 г. N 18-02/06.
Решением суда от 20.02.2019 требования удовлетворены частично: признаны незаконными решение пенсионного фонда от 18.12.2018 г. N 087F07180020034 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в размере 4 797,52 руб., действия пенсионного фонда и инспекции, выразившиеся в нарушении установленных сроков принятия решений по возврату излишне взысканных страховых взносов и пеней в размере 216 212,08 руб., на пенсионный фонд и инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения и вернуть на расчетный счет союза излишне взысканные страховые взносы в сумме 4 797,52 руб.; требования о признании незаконными действий Управления оставлены без рассмотрения.
Не согласившись с указанным решением, пенсионный фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований о признании незаконными оспариваемого решения и действий пенсионного фонда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители общества, инспекции и учреждения против удовлетворения апелляционной жалобы возражали. Пенсионный фонд своего представителя для участия в судебном заседании не направил, извещен о времени и месте его проведения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекция на основании представленных фондом ошибочных сведений о наличии у союза задолженности по уплате страховых взносов за 4 квартал 2016 года выставила требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 31.07.2017 N 32384 на сумму 218 201,59 руб. со сроком уплаты до 18.08.2017, а в последующем в связи с неисполнением союзом требования вынесла решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке от 12.09.2017 N 21769 на сумму 216 608,06 руб., из которых 51 319,90 руб. - задолженность по страховым взносам на ОМС; 152 978,67 - задолженность по страховым взносам на ОПС; 12 309,49 руб. - пени, на основании которого с расчетного счета союза были списаны указанные суммы недоимок.
Союз 28.09.2017 направил заявление в пенсионный фонд об уточнении сальдо по страховым взносам. 14.11.2017 союз обратился в Инспекцию с заявлением об отмене решения от 12.09.2017 г. N 21769 и возврате излишне взысканных денежных средств, в ответ на которое Инспекция сообщила, что вопрос о возврате должен решаться органом пенсионного фонда. Письмом Инспекции от 20.11.2017 г. N 3749 заявление в части возврата было переадресовано в пенсионный фонд, который в свою очередь письмом от 15.01.2018 г. предложил союзу представить заявление по установленной форме. Одновременно с этим им был направлен запрос в инспекцию о подтверждении сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств по взносам страховой части трудовой пенсии в размере 152 978,67 руб. и по взносам ФФОМС в размере 51 319,90 руб. 31.01.2018 г. письмом N 28 инспекция подтвердила фонду поступление денежных средств в указанной сумме.
02.02.2018 г. союз представил в пенсионный фонд заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.
26.04.2018 г. пенсионным фондом был повторно направлен в инспекцию запрос о подтверждении сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств по по страховым взносам на ОПС 152 978,67 руб. и по страховым взносам на ОМС в размере 51 319,901 руб. 11.05.2018 г. письмом N 129 Инспекция подтвердила ПФР наличие переплаты в указанной сумме.
31.05.2018 г. пенсионным фондом вынесено решение N 087F07180009878 о возврате излишне взысканных страховых взносов по ОМС в размере 51 319,90 руб.
Также 31.05.2018 г. им вынесено Решение N 087F02180009888 об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов по ОПС в размере 152 978,67 руб.
В последующем 20.12.2018 после получения из инспекции ответов на дополнительное направлявшиеся запросы о наличии у союза переплаты по страховым взносам им было принято решение N 698 о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов на общую сумму 160 094,66 руб. и решение N 699 об отказе в возврате излишне взысканных денежных средств в размере 4 797,52 руб.
На основании решений пенсионного фонда, принятых 31.05.2018 и 18.12.2018 г., налоговым органом был произведен частичный возврат необоснованно взысканных страховых взносов и пени в общем размере 211 414,56 руб.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 21 и в подпункте 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлены право плательщиков страховых взносов на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов и соответствующая обязанность налоговых органов по осуществлению их возврата или зачета.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 признан утратившим силу Закон N 212-ФЗ (статья 18 Закона N 250-ФЗ).
При этом согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным оспариваемого решения пенсионного фонда, суд первой инстанции, правомерно исходил из того, что законных оснований для отказа в возврате спорной суммы излишне взысканных взносов в размере 4 797,52 руб. не имеется, поскольку взыскание произведено на основании ошибочно сформированных в отношении союза данных о сальдо расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 01.01.2017, что заинтересованными лицами не оспаривалось; при этом в установленные законом сроки денежные средства возвращены ему не были.
В апелляционной жалобе пенсионный фонд ссылается на то, что оспариваемое решение было принято им на основании сведении, указанных в письме инспекции от 18.12.2018 г. N 287/1, в котором она подтвердила наличие у союза переплаты в следующем размере: по страховым взносам страховой части пенсии в размере - 152 599,73 руб.; - пени по страховым взносам страховой части пенсии в размер - 5 555,06 руб. - пени по страховым взносам в ФФОМС в размере - 1939,87 руб. Поскольку инспекция не подтвердила наличие переплаты в размере 4 797,52 руб., фонд полагает, что отказ в возврате являлся правомерным. В свою очередь инспекция указывает, что пенсионным фондом были скорректированы размеры сальдовых остатков по взносам на ОПС, а также по пеням, в связи с чем в КРСБ сумма переплаты оказалась заниженной. Таким образом, инспекция полагает, что с ее стороны также не было допущено каких-либо нарушений.
Апелляционный суд относительно приведенных доводов отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Налогового кодекса Российской Федерации права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Исходя из данной нормы права, возлагающей на налоговые и иные уполномоченные органы обязанность обеспечивать права налогоплательщиков, налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов и сборов.
В рассматриваемом случае пенсионный фонд и инспекция должны были путем принятия соответствующих решений и совершения действий в рамках предоставленной им компетенции обеспечить возврат союзу в установленный законом срок ошибочно взысканных с него денежных средств, чего не было сделано.
Фактически в результате возникших между ними указанными органами противоречий при обмене информацией о состоянии расчетов союза с бюджетом оказались необоснованно ущемлены законные права союза как плательщика сборов, что не отвечает положениям пункта 2 статьи 22 НК РФ.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое решение пенсионного фонда, а также действия пенсионного фонда и инспекции, выразившиеся в нарушении сроков возврата излишне взысканных сборов незаконными и возложил обязанность осуществить возврат союзу соответствующей суммы переплаты, фактическое наличие которой ни пенсионный фонд, ни инспекция не оспаривали.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2019 по делу N А40-114766/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.