Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 августа 2019 г. N Ф05-13634/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А40-282797/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ-МРО ФСС РФ филиал N 6
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2019 г. по делу N А40-282797/18
принятое судьей Бедрацкой А.В.,
по заявлению Управа Бабушкинского района города Москвы
к ГУ- МРО ФСС в лице филиала N 6
о признании недействительными решение от 02.10.2018 г. N 41 м/д и решение от 02.10.2018 г. N 43 н/с,
в присутствии:
от заявителя: |
Абрамова С.В. по дов. от 23.04.2019; |
от заинтересованного лица: |
Пчелинцева М.С. по дов. от 25.09.2018; |
УСТАНОВИЛ:
Управа Бабушкинского района города Москвы (далее - Заявитель, Управа) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к государственному учреждению Межрегиональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 6 (далее - Заинтересованное лицо, МРО ФСС, Фонд) о признании недействительными решения от 02.10.2018 г. N 41 м/д о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в части взыскания суммы в размере 167 142, 96 руб. и решения 02.10.2018 г. N 43 н/с о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части взыскания суммы в размере 36 560, 31 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.02.2019 г. заявление Управы Бабушкинского района города Москвы удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, МРО ФСС обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель МРО ФСС доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Управы возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав позиции представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что в отношении Управы была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2017 г.
По результатам проверки были вынесены решения о привлечении Управы к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 02 октября 2018 года N 41 м/д и за нарушение законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 02 октября N 43 н/с 2018 года.
Согласно указанным решениям, заявитель обязан выплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации на денежные выплаты в виде ежегодных компенсаций "за неиспользованную санаторно-курортную путевку" и "за медицинское обслуживание сотрудников и членов их семей, а также штрафы и пени в размере 203 751,38 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Управы, обоснованно руководствовался следующим.
Управой правомерно сделано исключение из облагаемой базы выплат ежегодной компенсации за медицинское обслуживание сотрудников и членов их семей, а также выплаты за неиспользованную санаторно-курортную путевку, на основании следующего.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных, предусмотренных федеральным законодательством обязанностей.
При этом статьи 165 ТК РФ предусмотрено, что помимо общих гарантий и компенсаций, установленных ТК РФ, предусмотрены гарантии и компенсации в случае исполнения государственных или общественных обязанностей.
Компенсационные выплаты на санаторно-курортное лечение входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации затрат, связанных с замещением должностей государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Законом города Москвы от 26.01.2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы". Выплаты за санаторно-курортное лечение относятся к компенсационным, поскольку направлены на восполнение физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей.
Указанные выплаты производится государственным гражданским служащим на основании пункта 7 и 8 части 1 статьи 42 Закона города Москвы от 3 26.01.2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" и указа Мэра Москвы от 13.12.2005 г. N83-УМ "О медицинском и санаторно-курортном обслуживании государственных служащих города Москвы".
В соответствии с пунктом 1.1. приложения N 2 к Постановлению Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП (ред. от 07.08.2018 г.) "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" управа района города Москвы (далее - управа района) - это территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы. Сотрудники управы являются государственными гражданскими служащими города Москвы. Деятельность управы полностью финансируется из средств бюджета субъекта РФ - города Москвы.
Выплаты ежегодной компенсации за медицинское обслуживание сотрудников и членов их семей, а также за неиспользованную санаторно-курортную путевку имеют характер компенсационных и не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", так как работники получают денежные средства взамен предоставленных благ в натуре, а именно: взамен санаторно-курортной путевки и полиса дополнительного медицинского страхования. Выплаты являются компенсационными, так как входят в систему оплаты труда и направлены на восполнение государственному служащему его физических и моральных затрат, связанных с исполнением им служебных обязанностей.
Компенсация за медицинское обслуживание выплачивается государственным гражданским служащим г. Москвы в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона г. Москвы N 3 для возмещения расходов на медицинское обслуживание, понесенных государственными гражданскими служащими в связи с прохождением государственной гражданской службы в государственных органах г. Москвы, данная компенсационная выплата не облагается страховыми взносами на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422, а также нормы абзаца одиннадцатого пункта 3 статьи 217 НК РФ.
Как правильно указал суд первой инстанции, включение указанных выплат в базу, облагаемую страховыми выплатами, поставило бы в заведомо неравные условия служащих, которым были предоставлены санаторно-курортные путевки (в натуре), а также возможность проходить медицинское обслуживание в специальных поликлиниках (медицинских центрах) и служащих, которым они не предоставлялись, и была выплачена компенсация. Это не соответствует положениям Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о признании оспариваемого решения ГУ-МРО ФСС РФ от 02.10.2018 г. N 41 м/д решение от 02.10.2018 г. N 43 н/с незаконными.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.02.2019 по делу N А40-282797/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.